Пути формирования благоприятных условий для развития предприятий сферы услуг

Волкова А.А.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 5 (29), Май 2009

Цитировать:
Волкова А.А. Пути формирования благоприятных условий для развития предприятий сферы услуг // Креативная экономика. – 2009. – Том 3. – № 5. – С. 140-144.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=12591775
Цитирований: 1 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В статье на примере Самарской области рассмотрены трехуровневая система поддержки сферы услуг и одно из направлений ее развития на основе потенциала предприятий малого бизнеса.

Ключевые слова: малый бизнес, сфера услуг, Самарская область, экономика региона, макроуровень, инфраструктура региональной поддержки



Объем потребления услуг населением является одной из характеристик его уровня жизни и эффективности работы предприятий сферы сервиса как сектора экономики. Сфера услуг динамично развивается, о чем свидетельствуют статистические данные, ежегодно публикуемые Федеральной службой государственной статистики. Динамика развития в сфере услуг показывает, что в 2008 г. в целом по стране объем платных услуг для населения стал на 4,9% больше чем в 2007. Похожая динамика наблюдается и по отдельно взятым округам, например в Приволжском федеральном округе прирост составил 9,5%, что несколько выше общего показателя по стране. Наибольший темп роста в Приволжском федеральном округе показала республика Башкортостан (116,2% по отношению к 2007 г.). В Самарской области, на примере которой проводилось исследование, темп роста объема оказанных населению платных услуг составил 105,9%.

На 1 января 2007 г. более 25 % малых предприятий были заняты в сфере услуг. Рассмотрим соотношение крупных, средних и малых предприятий изучаемой сферы по доминирующим отраслевым группам [1].

Таблица 1

Распределение объема платных услуг для населения по секторам реализации в 2007 г.


Оказано платных услуг
Крупными и средними предприятиями
Субъектами малого предпринимательства
Млн руб.
В % к общему объему
Млн руб.
В % к общему объему
Платные услуги в том числе:
60348,6
74,8
20324,8
25,2
Бытовые
2752,9
36,4
4807,5
63,6
Транспортные
8396,7
56,2
6536,6
43,8
Связи
15996,1
96,2
630,4
3,8
ЖКХ
20059,6
96,7
646,4
3,3
Медицинские
2862,5
71,6
1137,4
28,4
Системы образования
6535,5
81,1
1519,9
18,9

Объем платных услуг на 74,8% формировался крупными и средними предприятиями (в 2006 г. эта цифра составляла 74,6%, в 2005 г. – 78,5%). Доля малого предпринимательства - 25,2% (соответственно 25,3% и 22,5 %), в том числе физическими лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица на индивидуальной основе, некорпоративными предприятиями было обеспечено 19,5% (соответственно 15,7% и 16,7%) от общего объема оказанных услуг.

Несмотря на высокие показатели отличительной особенностью сектора услуг, оказываемых малыми предприятиями, продолжает оставаться высокая доля теневого бизнеса. По экспертным оценкам, она составляет от 30 до 50% реального оборота субъектов малого предпринимательства.

На наш взгляд, формирование благоприятных условий и поддержка малых предприятий сферы услуг являются приоритетными направлениями ее развития в регионе.

Малые предприятия обладают определенными особенностями и присущими только им преимуществами и недостатками.

Изучение литературных источников, посвященных проблемам малого бизнеса, и анализ современного состояния малого предпринимательства в России и, в частности, Самарской области позволили обобщить сильные и слабые стороны этого экономического субъекта. Попытка рассмотреть их применительно к малым предприятиям сферы услуг (МПСУ) показала необходимость систематизации данной информации. Для этих целей нами разработана классификация сильных и слабых сторон МПСУ по функциональным сферам (см. табл. 2).

Таблица 2

Характеристика малых предприятий сферы услуг

Критерии
Сильные стороны
МПСУ
Слабые стороны
МПСУ
В экономической
сфере
- относительно невысокие расходы при осуществлении деятельности, особенно затраты на управление;
- более низкая потребность в первоначальном капитале;
- относительно более высокая оборачиваемость собственного капитала
- нехватка финансирования;
- нехватка достоверной информации о рынке;
- конкуренция со стороны родственных по профилю предприятий;
- нестабильный спрос потребителей услуги
В сфере производства
- высокая гибкость и приспособляемость;
- быстрая реакция на желания потребителей;
- совмещение нескольких направлений и видов деятельности;
- быстрое развитие типовой и ассортиментной структуры услуг
- нехватка производственных площадей;
- низкий уровень технической вооруженности
В сфере управления
- большая независимость в действиях;
- свобода поиска и поощрения инициативы;
- отсутствие бюрократизма в рассмотрении вопросов
- нехватка квалифицированных кадров;
- совмещение должностей
В инновационной сфере
- значительный инновационный потенциал;
- восприимчивость к новым идеям и их быстрая апробация;
- готовность к риску
- неопределенность сроков инновационного процесса;
- недостаток возможностей для кооперирования с другими предприятиями и научными организациями
В сфере государственного регулирования
- государственная поддержка малых предприятий
- несовершенство законодательства в области налогообложения и защиты интеллектуальной собственности
Слабые стороны, или проблемы развития в целом можно охарактеризовать как проблемы неразвитости инфраструктуры, обеспечивающей появление новых и развитие существующих малых предприятий, в том числе и в сфере услуг.

С нашей точки зрения, решение указанных задач требуется одновременно на макро- (государство), мезо- (регион) и микроуровне (малое предприятие сферы услуг).

В настоящее время на федеральном уровне реализуется ряд мероприятий, направленных на осуществление комплексной поддержки субъектов малого предпринимательства. Государство в существующих условиях должно стимулировать широкомасштабный спрос на услуги. Только в сочетании со стимулированием спроса деятельность организаций инфраструктуры поддержки и обслуживания малого бизнеса в сфере услуг приобретает полноценный экономический смысл. При этом главная задача государства состоит в том, чтобы указывать приоритетные направления развития данной отрасли с учетом национальных интересов.

Сфера услуг ориентирована на региональный рынок. Предприятия данной отрасли должны находиться в непосредственной доступности для населения, поскольку услуги предоставляются конкретному заказчику. В связи с этим производство и потребление услуги тесно взаимосвязаны, они не могут быть разорваны.

Проблемы, решаемые на мезоуровне, должны согласовываться с федеральными задачами и ориентироваться на местные особенности, предусматривающие:

- создание социально-ориентированного механизма регионального хозяйствования;

- стимулирование конкретных видов услуг, которые отвечают интересам и потребностям внутреннего рынка;

- реальную поддержку малых предприятий.

Таким образом, макроуровень создает необходимую почву для функционирования МПСУ, а микроуровень – предприятий сферы услуг, интеграция совместных усилий по развитию данной отрасли осуществляется на мезоуровне. Поэтому основные механизмы поддержки сферы услуг через систему малых предприятий должны разрабатываться именно на региональном (мезо-) уровне.

Таким образом, региональная инфраструктура поддержки сферы услуг должна быть ориентирована на создание социально-привлекательного имиджа территории и взаимосвязи ее составляющих – региональной администрации, предприятий промышленности и сферы услуг, общественных организаций, ориентированных на потребителя конкретного вида услуг.


Источники:

1. Статистический ежегодник «Социально-экономическое положение Самарской области». – Самара: Самарастат, 2007.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 16:32:29