Капитал знаний компании

Арабян К.К.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 2 (2), Февраль 2007

Цитировать:
Арабян К.К. Капитал знаний компании // Креативная экономика. – 2007. – Том 1. – № 2. – С. 41-45.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=12959309
Цитирований: 1 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
По нашему мнению не совсем корректно отделять интересы компании, опирающиеся в своем бизнесе, главным образом, на использование знаний, от сотрудников, поскольку основным носителем знаний являются люди. При этом степень участия знаний в формировании стоимости компании для разных организаций различна и зависит от многих факторов, например, таких как характер и масштаб деятельности, инновационная политика, политика в отношении персонала компании и т.д.

Ключевые слова: управление персоналом, интеллектуальный капитал, нематериальные активы, экономика знаний, сотрудники



По нашему мнению не совсем корректно отделять интересы компании, опирающиеся в своем бизнесе, главным образом, на использование знаний, от сотрудников, поскольку основным носителем знаний являются люди. При этом степень участия знаний в формировании стоимости компании для разных организаций различна и зависит от многих факторов, например, таких как характер и масштаб деятельности, инновационная политика, политика в отношении персонала компании и т.д.

На наш взгляд, целесообразно говорить о степени «интеллектуальности» той или иной компании, то есть о том, какую роль в формировании финансовых результатов компании играют ее интеллектуальные ресурсы или знания. В данном случае в качестве коэффициента «интеллектуальности» компании, или интеллектуальной составляющей в финансово-хозяйственной деятельности целесообразно использовать коэффициент Тобина (Q), введенный в экономику Дж. Тобиным:

рыночная стоимость акций компании

Q = _______________________________________

балансовая стоимость активов компании

Совокупность всех интеллектуальных активов и ресурсов компании формируют капитал знаний компании. Капитал знаний компании (знания компании) шире понятия «интеллектуальный капитал» (ИК), поскольку последний не может в полной мере характеризовать все интеллектуальные активы компании.

В данном случае капитал знаний компании мы рассматриваем, исходя из следующих допущений, принятых автором:

‑ знания компании ограничиваются определенным контекстом, которым является стратегия компании.

‑ данная модель применима для компаний, у которых коэффициент Тобина выше 1,0.

Функционирование и развитие любой компании возможно при наличии взаимодействия следующих ресурсов и активов:

Информационные ресурсы ‑ информационные активы;

Интеллектуальные ресурсы ‑ интеллектуальные активы;

Человеческие ресурсы ‑ человеческие активы;

Материальные ресурсы ‑ материальные активы;

Финансовые ресурсы ‑ финансовые (активы).

В процессе деятельности компании все эти ресурсы, участвующие в формировании стоимости компании, трансформируются в активы, формирующие капитал компании.

По мнению автора, совокупность интеллектуального, человеческого и информационного капитала представляет собой капитал знаний компании. Рассмотрим каждый из активов более подробно.

Информация как капитал.

Слово информация происходит от латинского слова «informace», что в переводе означает «придать форму». До определенного времени термин информация трактовался как передача сведений одними людьми другим письменно, устно, или другими способами, а также под информацией понимался процесс передачи и получения информации. Часто информация ассоциируется с несвязанными событиями, фактами. В Оксфордском определении информация связана со знанием и с коммуникацией, и определяется как «…знание, сообщенное относительно некоторого специфического события, факта, предмета, или случая».

В рамках адаптивного подхода Н. Винер определяет информацию как «обозначение, содержание, полученного из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему и приспособления к нему наших чувств. Процесс получения и использования информации является процессами нашего приспособления к случайностям внешней среды и нашей жизнедеятельности в этой среде». [1]

В рамках энтропийного подхода определение информации сформулировано К. Шенноном, который понимал под информацией только те передаваемые сообщения, которые уменьшают неопределенность у получателя информации. В своих работах он выделял три уровня коммуникации: технический, семантический и уровень эффективности.

В ст. 2 Федерального закона от 20.02.1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защиты информации» под информацией понимаются – «сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах, независимо от формы их представления».

В соответствии со ст. 128 Гражданского Кодекса Российской Федерации «информация – это один из видов объектов гражданских прав, наряду с другими видами объектов: вещи. В том числе имущественные права: работы и услуги, результаты интеллектуальной деятельности (в том числе интеллектуальная собственность); нематериальные блага».

Очень часто многие авторы проводят аналогию между понятиями «информация» и «знания», что, на мой взгляд, является не совсем корректным. Большинство людей склонно понимать информацию как неосознанные небольшие пучки фактов. В Оксфордском определении слово «информация» связано со знаниями.

Отождествлять понятия информации и знаний, также не совсем корректно, так как каждый из этих терминов имеет различные характеристики, что дает возможность выделить четкие границы между знаниями и информацией.

Знание и информация взаимосвязаны и взаимозависимы. Знание основывается на информации, которая проверяется и закрепляется опытом, и наоборот, информация воспринимается путем её осознания, на основе прошлого опыта и ранее полученного знания.

Данные могут существовать самостоятельно и могут не зависеть от убеждений человека. Информация напротив, приобретает определенную ценность, в тот момент, когда зависит от мнения и убеждений человека. Информация зависит от интерпретации человека, владеющего этой информацией, в то время как знания являются результатом его деятельности.

Каждая организация имеет информационные ресурсы, роль которых трудно переоценить. Однако в процессе осуществления финансово-хозяйственной деятельности организация чаще всего использует те или иные информационные ресурсы в соответствии с определенной необходимостью. Та информация, которая задействована непосредственно в процессах управления, проходит ряд последовательных стадий или обработки, после которых обогащается опытом, принимает функциональное назначение, конкретную потребность и трансформируется в интеллектуальный ресурс.

Исходя из анализа ресурсной теории, можно сделать вывод о том, что информация, поступающая в компанию извне и формирующаяся посредством внутренний структуры, является одним из необходимых компонентов для создания организационного знания. Процесс трансформации информации в знания является ключевым фактором в развитии компании, являющейся предпосылкой к созданию конкурентного преимущества.

Интеллектуальна собственность.

В соответствии со ст. 138 ГК РФ интеллектуальная собственность (далее ИС) ‑ это исключительное право физического или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ, услуг.

Понятие ИС приведено и во всемирной декларации по интеллектуальной собственности, в которой этот термин означает любую собственность, признаваемую по общему согласию в качестве интеллектуальной по характеру и заслуживающей охраны, включая, но не ограничиваясь, научные и технические изобретения, литературные или художественные произведения, товарные знаки и указатели деловых предприятий, промышленные образцы и географические указания.

В ст. 27 Всеобщей декларации прав человека, принятой Организацией Объединенных Наций в 1948 г. закреплены «права интеллектуальной собственности», которые, в частности, означают, что:

‑ каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами;

‑ каждый человек имеет право на защиту его моральных и материальных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художественных трудов, автором которых он является.

Понятие ИС в том виде, как оно сформулировано в Соглашении о создании Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), очень широкое. Оно включает все права, относящиеся к литературным, художественным и научным произведениям, исполнительской деятельности артистов, звукозаписи, радио- и телевизионным передачам, изобретениям во всех областях человеческой деятельности, научным открытиям, промышленным образцам, товарным знакам, знакам обслуживания, фирменным наименованиям и коммерческим обозначениям, защите от недобросовестной конкуренции, а также все другие права, относящиеся к интеллектуальной деятельности в производственной, научной, литературной и художественной областях. При таком понимании к ИС относятся не только имущественные права, но также моральные права, в том числе право на целостность произведения, право на имя и другие права.

По мнению ряда авторов, понятие интеллектуальный капитал используется в основном менеджерами при управлении персоналом или активами, оценщиками при определении стоимости компании.

На наш взгляд, основное принципиальное различие между понятиями «интеллектуальный капитал» и «интеллектуальная собственность», заключается в двух основных моментах.

Во-первых, ключевым словом в данном словосочетании является «собственность». Понятие собственности приведено в главе 16 ГК РФ, так в частности, ст. 244 посвящена Понятиям и основанию возникновения общей собственности.

При анализе главы 16 ГК РФ, мы сталкиваемся с отсутствием сформированного понятийного аппарата по интеллектуальной собственности, поскольку, понятие собственности здесь приведено исключительно в контексте имущественных (вещных) прав. В то же время согласно ПБУ 14/2000 и ряда других нормативных документов нематериальные активы (как основная часть ИС) не является имуществом.

Когда речь идет об ИС, можно с большей долей уверенности говорить, о наличии юридически оформленных прав, позволяющих четко идентифицировать владельцев (пользователей) объектами ИС, в то время как ИК является общим понятием, применяемым для управления интеллектуальными и информационными ресурсами.

В то же время понятие интеллектуальный капитал, возникшее и чаще употребляемое на Западе, связано с тем, что международные стандарты учета не требуют документировать исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности (в отличие от российских правил учета, где документальное оформление результатов интеллектуальной деятельности жестко регламентирована). Когда же речь идет об интеллектуальной собственности, мы всегда имеем дело с юридически оформленными правами.

Во-вторых, интеллектуальная собственность не всегда призвана приносить доход организации. Понятием ИС ограничиваются права организации. Поэтому интеллектуальная собственность входит в состав интеллектуального капитала, целью управления которым является получение дохода.

Эти права совсем не обязательно приносят доход. Поэтому их нельзя относить к ИК. Интеллектуальная собственность состоит из нематериальных активов (большая часть), а также включает в себя организационно-управленческие активы, которые составляют коммерческую информацию компании.

Продолжение следует


Страница обновлена: 22.01.2024 в 20:04:27