Роль негосударственного высшего учебного заведения во взаимодействии с субъектами профессиональной деятельности и предпринимательства

Translation will be available soon.
Статья в журнале
Об авторах:


Аннотация:
В статье освещены актуальные вопросы функционирования негосударственных высших учебных заведений, находящихся в ситуации «государственно-рыночного колпака» и вынужденных искать инновационные способы организации образовательной деятельности. В качестве возможного ответа на сложившийся двусторонний вызов предлагается оценить перспективность стратегии формирования учебными заведениями образовательной сети вертикального типа, в частности посредством кооперации с представителями реального сектора экономики.

Ключевые слова:

человеческий капитал, кооперация, вуз, рынок образовательных услуг, реальный сектор экономики, образовательная сеть, негосударственный вуз, кооперация по приращиванию, инновационный двигатель
Цитировать публикацию:
Роль негосударственного высшего учебного заведения во взаимодействии с субъектами профессиональной деятельности и предпринимательства – С. 381-390.

Rol negosudarstvennogo vysshego uchebnogo zavedeniya vo vzaimodeystvii s subyektami professionalnoy deyatelnosti i predprinimatelstva. , 381-390. (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241




В России современный рынок образовательных услуг находится в состоянии «принудительной модификации», обусловленной не только внешними - реформы в сфере образования, демографическая яма, изменение потребительских практик, - но и внутренними (рыночными) факторами: усиление конкуренции вследствие проникновения на рынок коммерческих организаций, оказывающих единичные образовательные услуги. Сложившиеся «вызовы» предъявляют новые требования к компетенциям образовательных учреждений, вынужденных изыскивать нетрадиционные способы организации образовательной деятельности. Особенно остро данная проблема стоит перед негосударственными вузами, оказавшимися в ситуации «государственно-рыночного колпака»: учреждение вынуждено, с одной стороны, проходить обязательные процедуры регистрации образовательной деятельности (лицензирование, аккредитация, аттестация) как и любой государственный аналог, с другой — самостоятельно функционировать в рыночном пространстве, где конкуренцию ему составляют не только другие вузы (независимо от их организационно-правовой формы), но и коммерческие организации, деятельность которых не подлежит обязательному лицензированию. Ситуация усугубляется и дуализмом самой образовательной услуги, рассматриваемой не только с позиции рыночного, но и социального блага, значимость которой актуализируется в связи с заявленным правительством РФ курсом на формирование постиндустриальной модели общественного развития.

Одной из перспективных стратегий развития негосударственного вуза, способной компенсировать выявленные «угрозы» и содействовать защите и обогащению культурно-исторической традиции (т.е. выполнять свою социальную функцию), является формирование образовательной сети вертикального типа (д. пед. н. А.М. Цирульников [4,5]), призванной объединять усилия различных социальных институтов по приращению, накоплению и перераспределению человеческого капитала. Особую позицию среди возможных партнеров вуза занимают представители реального сектора экономики, заинтересованные в постоянном притоке квалифицированных кадров, выпускаемых образовательной «машиной», и в предоставлении качественных образовательных услуг, в том числе и дополнительного характера. Данное направление, интегрирующее образовательную и профессиональную сферы, также активно лоббируется на федеральном уровне, в том числе Минобразования РФ, прямо заявляющего о необходимости кооперации двух отраслей. В частности, А.А. Фурсенко в интервью телевизионному каналу «Россия 24» обрисовал перспективы развития отношений «образование-бизнес» в формах совместной подготовки кадров и участия саморегулируемых организаций (различных отраслей) в принятии квалификационных выпускных экзаменов, определяющих профпригодность выпускников [8].

Общество рассматривает высшую школу как важнейший инструмент реализации региональных экономических стратегий и поставщика новых идей и знаний для развития экономики. Без стратегического партнерства с реальным сектором экономики осуществить эти цели невозможно. При этом понятие партнерства необходимо рассматривать существенно шире, чем отношения в системе «поставщик-клиент», в которых вуз является поставщиком, а субъект экономики — потребителем квалифицированных кадров. В сегодняшней экономике такой узкий сектор сотрудничества не представляется слишком перспективным. По предложениям самих представителей предпринимательства (исследование проведено ГОУ ВПО «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса») наиболее желательный сценарий взаимодействия должен строиться по формуле «университет плюс бизнес равно новый бизнес». Для университета такой подход формирует возможность создавать новые, в действительности востребованные продукты и услуги [2, с.98-99].

Стратегическое партнерство — широкая категория, включающая различные варианты кооперации представителей университетской и предпринимательской сфер на долгосрочной основе. В идеале данное взаимодействие должно «работать на перспективу» как для образовательных учреждений, так и для профессиональных организаций. Отдельный интерес в рамках данного исследования представляет анализ развития взаимоотношений между указанными сферами на различных исторических этапах (начиная с 1918 г.), который позволит выявить наиболее перспективные и приоритетные формы взаимодействия на основании накопленной культурно-исторической традиции (см. Табл.).

Таблица

Ретроспектива развития взаимодействия высших образовательных учреждений и предпринимательских организаций

Временной промежуток
Тип экономических взаимоотношений
Форма взаимоотношений
Функции вуза
Функции предприятия
Советский период (1918-1991)
Плановый
Прямое взаимодействие
«Поставщик кадров»
«Прямой потребитель кадров» и «Участник образовательного процесса»
«Новая Россия»
(с 1991-…)
Рыночный
1. Опосредованное взаимодействие;
2. Прямое взаимодействие
1. «Производитель кадров»;
2. «Продавец образовательных услуг»
1. «Косвенный потребитель кадров»;
2. «Потребитель образовательных услуг»
«Инновационная Россия»
(≈ с 2020 гг. )
Социально-ориентированный
Прямое взаимодействие
1. «Поставщик кадров»;
2. «Продавец образовательных услуг»;
3. «Продавец интеллектуальных услуг» (БИЗНЕС-ИНКУБАТОР).
1. «Прямой потребитель кадров»;
2. «Участник образовательного процесса»;
3. «Потребитель образовательных услуг»;
4. «Потребитель интеллектуальных услуг».

I. В советский период взаимодействие между вузами и предприятиями носило прямой, непосредственный характер, что определялось спецификой государственно-плановой экономики. Государство в такой системе формировало социальный заказ для вузов и определяло их полномочия при распределении выпускников на государственные предприятия. Между вузами и предприятиями заключались договора о сотрудничестве, на основании которых и происходило обязательное распределение выпускников. Отдельно стоит упомянуть об участии предприятий не только в организации учебных и производственных практик, но и при принятии квалификационного испытания – защиты дипломной работы, что позволяло объективно определять профессиональную компетенцию будущего специалиста.

Рассмотрев основной принцип организации взаимодействия между вузами и предприятиями в советский период, становится очевидным, что «инновационная» модель кооперации образования и реального сектора экономики, активно продвигаемая на федеральном уровне, фактически повторяет советскую схему.

II. Период «новой» России характеризуется становлением рыночной экономики, что нашло своё непосредственное отражение в появлении коммерческого предпринимательского сектора, включая негосударственные образовательные учреждения различных профилей и типов. В силу этих естественных причин (крах политической системы СССР, формирование рыночной экономики) произошел разрыв устоявшейся связи между представителями сферы образования и профессиональной деятельности. В современных условиях обозначилась новая, опосредованная форма взаимодействия в сфере «образование - предпринимательство».

1. Традиционно взаимоотношения между вузом и предприятиями определяются схемой «поставщик-клиент», где университет выступает поставщиком квалифицированных кадров. Это представляет первое поле «пересечения интересов», где данные сферы могли бы выгодно сотрудничать и обоюдными усилиями формировать компетентных специалистов «на практике». Однако российские реалии убедительно демонстрируют нежелание предприятий «инкубировать» и вкладывать средства в подготовку будущего сотрудника. Очевидно, данная тенденция объяснима политической и экономической нестабильностью, а также социальной незрелостью самих предпринимателей, ориентированных на получение краткосрочной прибыли. В результате данный вариант кооперации приводит к внутреннему противоречию — вуз выпускает практически неподготовленных «дилетантов», невостребованных на рынке труда.

Обозначенная проблема российского образования приняла общенациональные масштабы, а варианты ее разрешения активно обсуждаются на федеральном уровне. Например, на встрече президента РФ, Д.А. Медведева, с лидерами думских партий (от 19.02.2011) обсуждались вопросы, связанные с недостаточно высоким уровнем занятости населения России. В частности, лидер «Справедливой России», С. Миронов, предложил ввести обязательное ежегодное квотирование 2-3-х рабочих мест для выпускников на предприятиях среднего и крупного типов (с численностью выше 100 человек) [7].

2. Другой формой взаимодействия между вузами и предприятиями на данном этапе развития является схема «продавец образовательных услуг - клиент», где университет выступает в качестве продавца образовательных услуг, а организация — потенциального потребителя. Данная стратегия носит реалистический характер, что объясняется спецификой уже рассмотренной проблемы. В условиях динамической внешней среды (состояние которой усугублено попытками «сверху» сформировать инновационное общество) формируется естественная потребность в постоянном совершенствовании кадрового потенциала, неподкрепляемого «свежими вливаниями». Наименее затратным и рисковым способом разрешения ситуации (по сравнению с финансированием вузов или участием в учебном процессе) является «потребление» дополнительных образовательных услуг. Также при таком раскладе потенциальными потребителями специализированных, дополнительных курсов являются выпускники вуза, стремящиеся закрепить свой «трудовой» статус специалиста [3, с.64].

Однако концепция «дополнительного образования» предъявляет особые требования к самому учебному предприятию, которое должно обладать как кадровыми, так и ресурсными (например, технологическими/ информационными) возможностями. В этой схеме актуализируется значение категории «качество» образовательной услуги.

  • В представленной таблице период «инновационная Россия» является благоприятным вариантом развития российского общества, сумевшего сформировать базис для социально-ориентированной экономики. Данный этап характеризуется многообразием форм взаимодействия в сфере «образование-предпринимательство», которые основаны на прямом контакте двух сторон. Помимо уже рассмотренных схем взаимоотношений, формируется новая модель «продавец интеллектуальных услуг – потребитель интеллектуальных услуг».
  • Перспективный потенциал этого взаимодействия основан на определении высшего учебного заведения как носителя и генератора компетентного, инновационного знания — четвертого фактора производства. Знание коммерциализируется в практическую технологию, реализуемую на рынке. Образовательное учреждение трансформируется в бизнес-инкубатор, ориентированный на претворение конкретных заказов.

    Ситуация «государственно-рыночного колпака» ограничивает свободу деятельности негосударственных образовательных учреждений. Поэтому в сложившихся условиях с целью обеспечения долгосрочного и эффективного функционирования перед вузами данного типа встает задача – опережать темпы социально-экономического развития и становится одними из «первопроходцев», содействующих этому развитию. Такой тип социокультурного проектирования связей с внешней средой может обеспечить устойчивую базу для успешного функционирования негосударственных университетов. Следует отметить, что некоторые вузы, в основном государственные (что доказывает приоритетность направления), уже реализуют данную схему на практике и активно развивают новые проекты и программы в рамках бизнес-инкубатора.

    Традиционно особую роль вуз играет в реализации политики по продвижению и развитию молодежного предпринимательства. Кризис рынка труда открывает перед выпускниками вузов альтернативу организации собственного дела, в котором образовательное учреждение (или бизнес-инкубатор на его основе) выполняет роль проводника, посредника, помощника в процессе реализации проекта. Например, в Постановлении Правительства Москвы «О мерах по развитию и поддержке малого и среднего предпринимательства в молодежной среде в городе Москве на 2010-2012 гг.» введено значение вуза как центра развития молодежного малого и среднего предпринимательства [1].

    В процессе всеобщей модернизации вузы выполняют традиционную функцию образовательной инфраструктуры, т.е. площадки, готовящей специалистов инновационного типа. Однако вузы являются не только трансляторами знания, но и его генераторами (обладающими научной базой и ресурсами!), способными содействовать и развитию научно-информационной инфраструктуры, оказывающей экспертные, консультационные и иные виды поддержек предпринимательскому сектору (возможно и с привлечением студентов). Реализуя концепцию «бизнес-инкубатора», вуз решает две глобальные задачи, сформулированные правительственным инновационным курсом:

  • · Формирует студентов-практиков и – новаторов;
  • · Создает условия для развития предпринимательской среды, основанной на знаниях и передовых технологиях.
  • На форуме малого и среднего предпринимательства «Конкурируя за будущее сегодня»(23.03.2011) Андрей Шаров, директор развития малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития РФ, заявил: «К 2020 году 10% средних и малых предприятий должны быть инновационными». Утверждение подтверждается и современными реалиями большинства развитых стран, где именно малый и средний инновационный бизнес является основой экономики. В ЕС доля таких компаний достигает 40%. В России численность малых инновационных компаний, по данным Росстата, составляет от 1,5% в сфере производства и распределения энергии и до 10% в химпроизводстве. В итоге, как подсчитали эксперты «ОПОРЫ РОССИИ», в рейтинге конкурентоспособности инновационных систем Россия занимает 38 место из 50 развитых и развивающихся стран. Причем страна уступает не только конкурентам из стран БРИК, но даже Турции и Таиланду [6].

    Выявленная диспропорция свидетельствует о недостаточном развитии инновационного потенциала страны и неэффективности использования существующей инновационной инфраструктуры. С этой точки зрения, вуз, организовавший бизнес-инкубатор, способен сыграть неоценимую роль «инновационного двигателя»:

  • · Формирует вокруг себя инновационное пространство (прямое назначение бизнес-инкубатора);
  • · Корректирует общественное сознание с целью формирования ориентации на инновационную предпринимательскую деятельность.
  • Стратегическое партнерство между представителями реального сектора экономики и негосударственными вузами — перспективное направление развития системы высшего профессионального образования и национальной экономики в целом. Данное взаимодействие (вне зависимости от рассмотренных форм) носит взаимовыгодный характер и выводит оба сектора на принципиально новый, инновационный уровень функционирования, содействующий реализации государственного политического курса — переходу от экспортно-сырьевого к социально-ориентированному типу экономического хозяйствования.



    Издание научных монографий от 15 т.р.!

    Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
    В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

    creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



    Источники:
    1. Постановление Правительства Москвы от 14 сентября 2010 г. № 804-ПП «О мерах по развитию и поддержке малого и среднего предпринимательства в молодежной среде в г. Москве на 2010-2012 гг.».
    2. Мартыненко О.О. Вуз и бизнес: взаимные ожидания и механизмы сотрудничества // Образование и общество. – 2010. - № 6. – с. 98-104.
    3. Филонович С.Р. Life-long learning: последствия для высшей школы // Вопросы образования. – 2009. - № 4. – с. 55-66.
    4. Цирульников А.М. Социокультурные основания развития системы образования. Метод социокультурной ситуации // Вопросы образования. – 2009. - № 2. - с. 39-65.
    5. Цирульников А.М. Социокультурный подход к развитию системы образования. Образовательные сети // Вопросы образования. – 2010. – № 2. – с. 44-62.
    6. http://www.rian.ru/analytics/20100323/215986218.html.
    7. http://www.vesti.ru/doc.html?id=430011.
    8. http://www.vesti.ru/videos?vid=320450.