Высокотехнологичное предприятие как субъект инновационно-креативной деятельности

Translation will be available soon.
Статья в журнале
Об авторах:


Аннотация:
Инновационно-креативное развитие российской экономики во многом зависит от высокотехнологичных предприятий, осуществляющих инновационную деятельность. В статье рассмотрены различные концепции, характеризующие роль и назначение данных предприятий в решении задачи инновационной модернизации отечественной экономики путем развития технологий производства наукоемкой продукции.

Ключевые слова:

инновационная деятельность, конкурентоспособность, высокие технологии, предприятие, креативная деятельность, инновационно-креативная деятельность, концепции развития
Цитировать публикацию:
Высокотехнологичное предприятие как субъект инновационно-креативной деятельности – С. 225-233.

Vysokotekhnologichnoe predpriyatie kak subyekt innovatsionno-kreativnoy deyatelnosti. , 225-233. (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241




Важнейшим экономическим субъектом инновационно-креативной деятельности является предприятие - целостное образование, являющееся институциональным субъектом рыночной экономики, обладающее юридической и финансовой самостоятельностью и осуществляющее в рамках действующего законодательства производственно-коммерческую деятельность для удовлетворения общественных потребностей в материальных и нематериальных благах.

Роль и назначение предприятия определяется различными авторами по-разному. Некоторые исследователи считают, что предприятие – это, в первую очередь, источник дохода для собственников. По мнению других экономистов, главное назначение предприятия заключается в удовлетворении материальных и нематериальных общественных потребностей, так как деятельность предприятия возможна лишь при наличии покупательского спроса на производимую продукцию или оказываемые услуги. Отдельные авторы определяют предприятие как совокупность рабочих мест, а целью его создания считают обеспечение занятости населения. Ряд авторов, определяя предприятие как первичное звено экономики, подчеркивают его роль в росте ВВП. Современные экономисты часто исследуют предприятие как инструмент повышения уровня жизни, рассматривая его как саморазвивающуюся систему [1].

Таким образом, существует множество концепций, которые рассматривают предприятия с различных точек зрения. Наиболее распространенным в настоящее время является неоклассическое понимание предприятия, при котором оно представляется целостным объектом, преобразующим исходные ресурсы в готовую продукцию. Описание деятельности предприятия в рамках данного подхода часто производится с использованием понятия "черного ящика", в котором (в соответствии с характером производственной функции) происходит трансформация ресурсов в готовую продукцию. Функционирование предприятия определяется объемами и структурой привлекаемых ресурсов. Основная задача управления при этом состоит в выборе объемов и соотношения ресурсов, обеспечивающих максимальную прибыль. При таком подходе особое значение имеет оценка технологических параметров предприятия: предельных норм технологического замещения одного фактора другим, эластичности замещения ресурсов и др.

Различные разновидности данной концепции базируются, в первую очередь, на учете неценовой конкуренции. Кроме того, многие вопросы (механизмы принятия решений в условиях отделения прав собственности от управления, контроль их исполнения и др.) сторонники рассматриваемой концепции не исследуют вовсе. Необходимость решения указанных вопросов привела к появлению альтернативных теорий, объясняющих функционирование предприятия на основании других целевых установок [2]. В частности, разделение прав собственности и управления в 50-х годах XX века привело к возникновению менеджериальной теории фирмы (У. Дж. Баумол, О. И. Уильямсон). Данная теория основывается на базовом положении, согласно которому оперативное управление предприятием осуществляется профессиональными менеджерами, и поэтому важное значение имеет изучение мотивов их деятельности.

При исследовании различных вопросов, связанных с деятельностью предприятия, большое распространение наряду с неоклассической получила институциональная концепция. Сторонники данной концепции исследуют предприятие в условиях неопределенности внешней и внутренней среды, объясняющейся неполнотой и дороговизной информации, и анализируют его деятельность с учетом трансакционных затрат.

Предприятие в эволюционной концепции рассматривается как самостоятель­ный субъект экономической деятельности, функционирование которого зависит от взаимоотношений между его сотрудниками и собственниками, а также от существующих традиций и алгоритмов реаги­рования на воздействия внешней и изменения внутренней среды. При этом отличие одного предприятия от другого заключается, в том числе, и в различных механизмах принятия решений. Следовательно, эволюционная концепция в отличие от неоклассической призна­ет, что не существует универсального критерия оптимальности для всех предприятий. Данный критерий имеет индивидуальный характер для каждого отдельного предприятия, зависит от предыдущего опыта его деятельности, традиций, потребностей сотрудников и собственников предприятия и может меняться во времени. Для эволюционной концепции характерно двойственное понимание предприятия: с од­ной стороны, предприятие рассматривается как часть деловой среды, в рамках которой оно развивается, с другой стороны, ему присущи собственные традиции в выборе направлений деятельности, постановке целей и способов их достижения.

В рамках предпринимательской концепции изучается взаимодействие предпринимателя и его бизнеса, а предприятие рассматривается как сфера приложения предпринимательской инициативы и доступных ресурсов. Функционирование предприятия при этом является результатом взаимодействия предпринимателей, работников и собственников.

Перечисленные концепции позволяют исследовать предприятие, как правило, с какой либо одной точки зрения, не рассматривая другие аспекты. Поэтому важной задачей является создание единой, обобщенной теории предприятия. Для ее построения ряд исследователей (Г.Б. Клейнер, В.Л. Тамбовцев, P.M. Качалов) разработали концепцию предприятия как своеобразного «системного интегратора», под которым понимается «целостный экономический субъект, объединяющий во времени и в пространстве разнообразные социально-экономические процессы и извлекающий эффект путем использования системных мультипликативных эффектов» [3]. Согласно данной концепции, «интеграционная» функция предприятия реализуется в виде накопления «производственной памяти» - закрепленной в традициях предприятия «суммы технологий» производственной, хозяйственной и управленческой деятельности, особенностях социального климата на предприятии и т.д. Указанная концепция рассматривает взаимодействие предприятия с внешней средой в двух аспектах: с точки зрения влияния на предприятие общеэкономической ситуации, а также с позиции его влияния на среду.

Предприятие при этом рассматривается как целостная, относительно устойчивая, самостоятельная социально-экономическая система, обеспечивающая интеграцию процессов производства продукции и воспроизводства ресурсов, на которую оказывают влияние различные факторы. Исследовать совместное влияние данных факторов на развитие предприятия необходимо на основе системного подхода. Следует отметить, что отдельные положения интеграционной концепции, связанные с анализом долгосрочной перспективы развития предприятия, тесно взаимосвязаны с концепцией стратегического управления в менеджменте.

Методология системного подхода к анализу деятельности предприятия разработана классиками теории управления. При этом предприятие рассматривается как сложная динамическая система открытого типа, так как:

- деятельность предприятия многокритериальна (оно реализует большое число социально-экономических функций и удовлетворяет различные общественные потребности);

- предприятие включает различные структурные элементы, объединенные множеством связей;

- структура предприятия динамична и зависит во многом от условий хозяйствования.

Все субъекты экономических отношений с предприятием предъявляют к нему определенные требования. Так, акционеры заинтересованы в получении дивидендов; работники предприятия - получении заработной платы и хороших условиях труда, а также в социальном обеспечении; поставщики, инвесторы и кредиторы – выполнении условий договоров; государственные институты - получении налоговых платежей и других отчислений; покупатели - удовлетворении определенных потребностей по приемлемой цене. Следовательно, предприятие можно рассматривать как средство достижения различными людьми (группами людей) своих экономических и неэкономических целей. Все субъекты, вовлеченные в экономические отношения с предприятием, оценивают его деятельность с точки зрения соблюдения своих интересов, а их игнорирование приводит к появлению конфликтов и дестабилизирует деятельность предприятия. Следовательно, стратегия развития предприятия должна учитывать указанные выше интересы.

Важной задачей анализа деятельности ВТП является определение целей его развития, учитывающих внутренние резервы и факторы внешней среды. Сложность решения данной задачи обусловлена многокритериальностью функционирования ВТП. При этом необходимо определять достижимые цели, которые соответствуют возможностям предприятия и учитывают влияние факторов внешней среды. В качестве общей цели ВТП можно определить наращивание его потенциала для удовлетворения потребностей всех взаимодействующих с предприятием субъектов. Данную цель необходимо трансформировать в перечень критериев, выделив ряд локальных подцелей, которые могут отличаться друг от друга по составу и по количественной оценке. Несмотря на многочисленность, несопоставимость и противоречивость, локальные подцели могут быть объединены в три основные группы: производственные цели развития ВТП; финансовые (стоимостные) цели; социальные цели.

Данные группы целей деятельности ВТП можно детализировать до совокупностей целей, которые тесно взаимоувязаны между собой и образуют целевые системы. Одновременное достижение всех целей деятельности ВТП практически невозможно, что обуславливает необходимость ранжирования его локальных целей (подцелей). При этом достижение нижестоящих целей является средством достижения вышестоящих.

Развитие научно-технического прогресса привело к некоторым функциональным изменениям в деятельности предприятий: усилились горизонтальные связи в структуре предприятия, стало более распространенным коллегиальное управление, увеличилось значение стратегического управления предприятием, его инновационной ориентации и т.д. Данные изменения выступают как ответная реакция на изменения условий внешней среды. Основой указанных изменений является технология, которая до середины 80-х годов XX века оставалась в значительной мере вне сферы стратегического управления. При этом выдвижение ее в качестве основного фактора конкурентоспособности ВТП подняло технологию до уровня стратегического капитала, которым нужно эффективно управлять. В современных условиях успешно развиваются те предприятия, которые используют технологию как стратегический инструмент эффективного управления. Так, например, по мнению М. Портера на конкурентное преимущество предприятия существенное влияние оказывают все применяемые им технологии, а не только те из них, которые непосредственно связаны с производством и созданием продукции. С его точки зрения деятельность предприятия осуществляется путем использования различных технологий, обеспечивающих конкурентные преимущества конкретного предприятия [4].

С позиции степени влияния технологии на стратегический успех предприятия все отрасли подразделяются на: низкотехнологичные отрасли (одна и та же технология используется в течение всего жизненного цикла спроса на создаваемый продукт, который заменяется нечасто); среднетехнологичные отрасли (основная технология не изменяется, а ассортимент и объем выпуска продукции увеличиваются); высокотехнологичные отрасли (происходит как замена технологии, так и увеличение ассортимента и выпуска продукции).

Совокупность основных высокотехнологичных отраслей образует высокотехнологичный комплекс (ВТК), Российской Федерации, включающий в себя: оборонно-промышленный комплекс; авиаракетно-космический комплекс; радиоэлектронный комплекс; атомную промышленность и др.

Значительное усиление роли технологий и их бурное развитие – основная причина возникновения высокотехнологичных предприятий, поскольку ВТП – это институциональная форма, обеспечивающая эффективное взаимодействие научно-технических институтов и хозяйствующих субъектов.

Несмотря на особую значимость ВТП в экономическом развитии, единого определения высокотехнологичного предприятия до настоящего времени не существует. С одной стороны, ВТП рассматривается как предприятие, определенная доля продукции которого производится с использованием высоких технологий. Однако до настоящего времени нет общепринятой точки зрения по поводу количественной оценки этой доли. При этом технологии должны оцениваться по следующим критериям: новизна технологии, технический уровень и преимущества технологии по сравнению с аналогами, удельная материалоемкость, удельная энергоемкость, срок окупаемости, соответствие стандартам и др. При втором подходе высокотехнологичным предприятием называется то, в котором показатель наукоемкости создаваемой продукции превышает ориентировочно 5,5%.

Любое ВТП стремится осуществлять инновационно-креативную деятельность с целью более эффективного по сравнению с конкурентами выполнения аналогичных видов деятельности. В результате ВТП приобретает конкурентные преимущества, с учетом которых оно должно определять стратегию своего развития. Следовательно, высокотехнологичное предприятие должно быть ориентировано на инновационно-креативное развитие для повышения эффективности своей деятельности на основе создаваемых конкурентных преимуществ.

Материал подготовлен при финансовой поддержке РФФИ (проект № 10-06-00146а).



Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Батьковский А.М., Белошевич М.М., Кравчук П.В. и др. Методология и инструментарий управления инновационной деятельностью экономических систем в условиях транснационализации экономики и ее неустойчивого посткризисного развития. // Под редакцией Батьковского А.М. – М.: МЭСИ, 2010 г.
2. Гуияр Франсис Ж., Келли Джеймс Н. Преобразование организации: Пер. с англ. - М.: Дело, 2000. - 408 с.
3. Клейнер Г.Б., Тамбовцев В.Л., Качалов P.M. Предприятие в нестабильной экономической среде: риски, стратегии, безопасность / Под общ. ред. С.А Панова. - М.: Экономика, 1997. - 288 с.
4. Портер М. Конкуренция. - СПб.: Вильямс, 2001. - 495 с.