Государственная инновационно-инвестиционная политика развития национальной экономики

Translation will be available soon.
Статья в журнале
Об авторах:


Аннотация:
Рассмотрены основные аспекты инновационно-инвестиционной политики Украины, влияние государственной политики на инновационно-инвестиционное развитие национальной экономики. Определены факторы инновационно-инвестиционного развития.

Ключевые слова:

инвестиционная политика, инновационная политика, инновационно-инвестиционная деятельность
Цитировать публикацию:
Государственная инновационно-инвестиционная политика развития национальной экономики – С. 110-115.

Gosudarstvennaya innovatsionno-investitsionnaya politika razvitiya natsionalnoy ekonomiki. , 110-115. (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241




ЗАЯВКА НА УЧАСТИЕ

в III международной научно-практической онлайн конференции

«ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННО-КРЕАТИВНОЙ ЭКОНОМИКИ»

Раздел доклада:

  • Государственное и региональное управление в условиях инновационной экономики.
  • Авторская анкета

    Фамилия Имя Отчество
    Лобас Инна Владимировна
    Информация
    Аспирантка кафедры экономической политики
    Организация*
    Национальная академия государственного управления при Президенте Украины
    Контактный телефон и факс (с кодом города)
    +380 93 644 8244
    Адрес электронной почты**
    Inna.Lobas@gmail.com
    Количество печатных сборников конференции

    Почтовый адрес для доставки сборника

    Ключевые слова: инновационно-инвестиционная политика

    Аннотация: рассмотрены основные аспекты инновационно-инвестиционной политики Украины, влияние государственной политики на инновационно-инвестиционное развитие национальной экономики. Определены факторы инновационно-инвестиционного развития.

    Государственная инновационно-инвестиционная политика развития национальной экономики

    Глобальный финансовый кризис 2008-2009 годов поставил Украину перед чрезвычайно важным выбором: получит ли она право на дальнейшее самостоятельное развитие с перспективой занять свое достойное место в европейском макрорегионе?

    Утверждение инновационно-инвестиционной модели развития национальной экономики является безальтернативным путем для Украины обеспечить конкурентоспособность отечественных производств, интегрироваться в глобальные интеграционные процессы их равноправным субъектом, а не объектом направления. А также обеспечить опережающие темпы экономического роста относительно развитых стран мира и создать экономическую почву для ввода высоких социальных стандартов, присущих развитым странам мира.

    Определяющую роль в обеспечении положительных структурных сдвигов в национальной экономике играет внедрение достижений науки и техники, инновационных продуктов. Именно эти факторы дают мощный импульс развитию высокотехнологичных наукоемких отраслей и модернизации традиционных отраслей на новой технологической базе, способствуют переориентации ресурсов из малоперспективных секторов экономики в сферы с высоким инновационным потенциалом [1].

    Использование сугубо рыночных механизмов координации хозяйственных процессов не дает возможность адекватно решить эти задания, поэтому государство в развитых странах стимулирует воплощение перспективных научных проектов и разработок, регулирует отношения между участниками этого процесса.

    В качестве измерения утверждения инновационно-инвестиционной модели развития выступает широкомасштабный генезис и распространение инновационно-инвестиционных процессов в национальной экономике во всех ее измерениях (общегосударственный, отраслевой, региональный). В результате чего должны происходить прогрессивные структурные и технологические изменения в национальной экономике, ее качественное и расширенное воспроизводство и в общем результате выход страны на траекторию устойчивого развития [2].

    Инновационно-инвестиционные процессы имеют системный характер и требуют государственной поддержки (регулирования) для их направления по установленным законодательством приоритетным направлениям.

    Стратегической целью инновационно-инвестиционной политики Украины должно стать обеспечение позитивной экономической динамики за счет использования комплекса “инвестиции-инновации”, формирования внутренних инновационно-инвестиционных механизмов саморазвития национальной экономики. Исходя из указанной цели, раскроем содержание заданий политики, которые требуют первоочередного и перспективного решения.

    К первоочередным заданиям следует отнести:

  • создание благоприятного инвестиционного климата и простых правил “игры”;
  • создание условий для наращивания внутренних инвестиционных ресурсов;
  • стимулирование прилива иностранных инвестиций;
  • стимулирование развития науки и образования.
  • Выполнение этих заданий создаст условия для решения и перспективных заданий: создание новых рабочих мест и повышение технологического уровня существующих; усовершенствование отраслевой структуры хозяйства в направлении развития инновационных производств; изменение структуры занятости населения; обеспечение стойких темпов экономического роста; переход к инновационно-инвестиционной модели развития.

    Выделим несколько наиболее важных факторов, сдерживающих инновационно-инвестиционную деятельность в Украине [5]: недостаточное количество собственных средств (отметили 80,1% промышленных предприятий); большие затраты на нововведения (55,5%); недостаточная финансовая поддержка государства (53,7%); высокий уровень экономического риска (41,0%); несовершенство законодательной базы (40,4%); длительный срок окупаемости инноваций (38,7%); отсутствие средств у заказчиков (33,3%); отсутствие квалифицированного персонала (20,0%); сложности в налаживании кооперации с другими предприятиями и научными организациями (19,7%); недостаточная информация о рынках сбыта (17,4%); недостаточная информация о новых технологиях (17,3%); отсутствие спроса на инновационную продукцию (16,0%); невосприимчивость предприятий к нововведениям (15,5%).

    И, одновременно, стоит отметить, что государственное управление инновационной деятельностью в Украине традиционно тяготеет к отраслевым принципам, в то время, как необходимо системно и последовательно внедрять функциональные принципы. Переход на функциональные принципы в государственном управлении инновационным развитием требует четкого понимания того, за какое время, каким образом и какие ресурсы, вовлеченные в процесс преобразования, дадут ожидаемый конечный результат.

    Из выше изложенного можно сделать вывод, что необходимо разработать действенную государственную инновационно-инвестиционную политику по трансформации экономики. Которая будет направлена на диверсификацию ее структуры, отдавая предпочтение развитию наукоемких отраслей, а также отраслей, развитие которых должно способствовать ориентации украинской экономики на значительное увеличение в ее структуре доли потребительского комплекса.

    К приоритетным сферам инновационно-инвестиционной деятельности, которые заслуживают государственной поддержки, относятся:

    • высокие технологии, организация которых должна быть направлена на производство высокотехнологичных, конкурентоспособных на мировых рынках и импортозамещающих товаров;

    • обеспечение производства экологически чистой продовольственной продукции за счет поддержки сети фермерских и личных подсобных хозяйств;

    • современные средства коммуникации, производство средств связи, создание и модернизация транспортных и информационных сетей.

    Перечисленные приоритеты должны составить основу системы государственных, региональных и отраслевых инновационно-инвестиционных программ и получить первоочередную поддержку в виде прямых инвестиций, льготных кредитов, налоговых льгот и т.п.

    Государственная инновационная политика, управление и регулирование инновационно-инвестиционного развития не могут быть реализованы только за счет поддержки или стимулирования любой из отдельных ее звеньев. Так же как невозможно достичь весомых результатов в реализации такой политики усилиями одного из звеньев государственного управления, без мобилизации усилий всей системы органов законодательной и исполнительной власти страны. Достижению этой цели должны служить и все действия государственной власти, в том числе и осуществление политических реформ.

    Инновационно-инвестиционная политика государства должна быть направлена на постепенное формирование дееспособного инновационно-инвестиционного комплекса, расширение его пределов на все отрасли экономики Украины.

    Следовательно, в современных условиях соответствие национальной экономики критериям мировой хозяйственной системы значит в первую очередь инновационность на основе достаточного инвестиционного обеспечения, а не только высокий уровень доходов и жизни населения, стабильные темпы экономического роста.

    Мировые тенденции развития экономики свидетельствуют, что при современных условиях невозможно обеспечить процветание страны и существенное повышение благосостояния ее народа без внедрения инновационно-инвестиционной модели развития национальной экономики. Основные ориентиры инновационно-инвестиционного развития Украины свидетельствуют о вполне реальной возможности достичь конкретных и весомых результатов в утверждении инновационной модели развития. В то же время изменения, которые происходят без активного вмешательства государства, только демонстрируют тенденции прямо противоположные тем, которые необходимы для построения новой экономики, базирующейся на научном развитии. Поэтому, обеспечение прогрессивных структурных изменений требует со стороны государства последовательности в проведении соответствующей государственной инновационно-инвестиционной политики.

    Список литературы



    Издание научных монографий от 15 т.р.!

    Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
    В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

    creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



    Источники:
    1. Бодров В.Г. Государственное регулирование экономики и экономическая политика: учеб. пособие. / В.Г. Бодров, О.М. Сафронова, Н.И. Балдыч. - К.: Академвидав, 2010. - 520 с.
    2. Бодров В.Г. Инновационно-инвестиционная модель устойчивого развития национальной экономики: учеб. материалы / В.Г. Бодров, В.О. Гусев, В.Ф. Мартыненко. - К.: НАГУ, 2009. - 60 с.
    3. Вовчак О.Д. Инвестирования. Учеб. пособие / О.Д. Волчанка - Львов: "Новый мир-2000", 2008. -544 с.
    4. Геоэкономическая политика Украины: учеб. пособие. / [И.В. Розпутенко, Н.А. Малыш, А.И. Килиевич и др.]; Под общ. ред. И.В. Розпутенко. - К.: НАГУ, 2010.-128 с.
    5. Государственный комитет статистики Украины [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ukrstat.gov.ua.