Комплекс «наука-образование-инновации» как движущий фактор социально-экономического развития

Translation will be available soon.
Статья в журнале
Об авторах:


Аннотация:
Эффективное развитие российской экономики как единого целого должно достигаться на базе разнообразия экономик регионов, несмотря на их чрезвычайную дифференциацию. Для этого нужны надежные прогнозы социально-экономического развития территорий. Между тем, составление прогноза сопряжено с немалыми трудностями. Каждый субъект федерации обладает определенными климатическими, экономическими, этническими, культурно-историческими особенностями, связанными с его географическим положением и наличием природных ресурсов и полезных ископаемых, обеспеченностью рабочей силой, степенью вовлеченности региона во внешнеторговую деятельность страны.

Ключевые слова:

инновации, социально-экономическое развитие, наука, образование, российская экономика
Цитировать публикацию:
Комплекс «наука-образование-инновации» как движущий фактор социально-экономического развития – С. 434-448.

Kompleks «nauka-obrazovanie-innovatsii» kak dvizhushchiy faktor sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya. , 434-448. (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241




Эффективное развитие российской экономики как единого целого должно достигаться на базе разнообразия экономик регионов, несмотря на их чрезвычайную дифференциацию. Для этого нужны надежные прогнозы социально-экономического развития территорий. Между тем, составление прогноза сопряжено с немалыми трудностями. Каждый субъект федерации обладает определенными климатическими, экономическими, этническими, культурно-историческими особенностями, связанными с его географическим положением и наличием природных ресурсов и полезных ископаемых, обеспеченностью рабочей силой, степенью вовлеченности региона во внешнеторговую деятельность страны.

Таким образом, для составления прогнозных документов и планирования на их основе дальнейшего развития того или иного региона должна быть сформирована система количественных и качественных показателей, охватывающих все стороны его экономической и социальной жизни (в том числе, показатели, касающиеся дифференциации между различными районами, инвестиционной привлекательности региона, баланса притока и оттока финансовых средств, использования природных ресурсов и т.д.).

Исходя из перечисленных особенностей, была организована работа ученых-экономистов Северо-Запада по разработке стратегических документов на длительный период.

Образованный в июне 2007 года Межведомственный Северо-Западный координационный совет при РАН по фундаментальным и прикладным исследованиям (МКС) поручил Научному совету МКС по проблемам региональной экономики, социальным проблемам и инновациям разработать проект Стратегии развития комплекса «наука-образование-инновации» Северо-Западного федерального округа России до 2030 года.

Выбор данного направления исследований в качестве первого этапа стратегического планирования социально-экономического развития Северо-Запада не случаен.

Дело в том, что при переходе на инновационный путь развития основными участниками этого процесса становятся научные учреждения, которые при тесном взаимодействии с образовательными учреждениями создают необходимые материально-технические и кадровые предпосылки для выхода на более высокий уровень социально-экономического прогресса страны.

Указанные направления деятельности «наука-образование-инновации» представляют собой не просто три отдельные сферы деятельности, а комплекс взаимосвязанных и взаимообуславливающих друг друга процессов (рис. 1).

Наука и образование в силу своей специфики органически связаны между собой и объективно не могут существовать друг без друга. Решение многих проблем развития научной и образовательной деятельности зависит от их эффективного взаимодействия. Наука обогащает образование новыми знаниями, разрабатывает новые, прогрессивные методы обучения, а образование служит источником, питающим науку молодыми кадрами. Только благодаря ускоренному развитию науки и образования возможны разработка и эффективное применение различных инновационных проектов и программ.

Рис. 1. «НАУКА-ОБРАЗОВАНИЕ-ИННОВАЦИИ» есть комплекс взаимосвязанных процессов

Еще одно немаловажное обстоятельство, вызвавшее выделение сфер науки, образования и инноваций в отдельный блок, - это уникальный научный потенциал Санкт-Петербурга и в целом Северо-Запада. По уровню развития научной и инновационной инфраструктуры регион занимает одно из лидирующих мест в России.

На территории Северо-Западного федерального округа расположены:

- Санкт-Петербургский, Кольский, Карельский научные центры;

- Коми и Архангельский научные центры, которые входят в состав Уральского отделения РАН;

- научно-исследовательские, проектные организации прикладной (отраслевой) науки и высшие учебные заведения, расположенные в субъектах Федерации Северо-Западного федерального округа.

Ответственным исполнителем этого проекта является Институт проблем региональной экономики РАН.

Стратегия развития комплекса «наука-образование-инновации» разрабатывалась в тесном взаимодействии Российской академии наук, аппарата полномочного представителя Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе и Ассоциации «Северо-Запад», и входит составной частью в общую концепцию развития Северо-Западного федерального округа.

Разработанная Стратегия комплекса «наука-образование-инновации» (Стратегия НОИ) является принципиально новым документом, не имеющим аналогов в стратегических документах других округов.

Во-первых, выделен комплекс «наука-образование-инновации». Хотя вопрос взаимодействия научно-технического и научно-образовательного потенциала представлен, например, в Стратегии экономического развития Сибири. Стратегическое планирование развития в едином комплексе науки, образования и создания условий для внедрения инноваций позволит объединить финансовые и интеллектуальные ресурсы научных учреждений региона, сформировать единую базу для дальнейшего развития инновационных направлений в увязке с вопросами развития образования.

Во-вторых, расширены горизонты стратегического планирования до 2030 года. Как известно, в целом по стране концепция долгосрочного развития охватывает период до 2020 года и в соответствии с постановлением Правительства РФ к 1 августа 2009 года должен быть подготовлен проект до 2030 года. Иными словами, общероссийский документ по срокам приравняется к нашему проекту Стратегии.

И, наконец, в-третьих. В рассматриваемом документе одним из крупных проектов и программ окружного масштаба предложен проект создания системы управления качеством в СЗФО. Данное предложение основано на современном мировом подходе «управления через качество», позволяющем добиться положительных результатов по всем направлениям социально-экономического развития.

Говоря об инновационном развитии, необходимо отметить, что наряду с научно-техническими инновациями существует еще один тип – инновации в управление, которые в последнее время приобретают все более весомое значение.

Мировая практика подтверждает, что без грамотного управления невозможно добиться положительных результатов ни в одном виде деятельности. Поэтому в Стратегии нами предусмотрен ряд мероприятий по внедрению современных методов управления качеством.

Обобщение всех предложений, поступивших из разных источников: от академических и отраслевых институтов, органов исполнительной власти и других организаций, позволило сформировать следующий перечень крупных проектов и программ:

Формирование общей среды и условий развития комплекса НОИ:

  • Программа «Правовая среда, благоприятная для инновационной экономики».
  • Рамочная программа «Переход к инновационной экономике регионов СЗФО».
  • Программа институциональной перестройки региональных систем профессионального образования и подготовки кадров.
  • Создание системы управления качеством в СЗФО.
  • Программа подготовки инновационных менеджеров для СЗФО.
  • Создание элементов инфраструктуры развития комплекса НОИ:

  • Создание Северо-Западного отделения РАН.
  • Создание Инновационного центра Северо-Запада России.
  • Создание в регионах СЗФО сети технологических инновационных парков.
  • Создание в регионах СЗФО сети кластерных окружных кадровых центров непрерывного образования.
  • Создание в Санкт-Петербурге научно-образовательного и технологического кластера в области нанотехнологий и наноматериалов.
  • Аналогичная работа была проведена и по определению приоритетных направлений исследований и разработок в СЗФО, исходя из наличия научного задела, природных ресурсов и производственных возможностей Северо-Запада с учетом перечня критических технологий федерального уровня. Как известно, на Северо-Западе основными научно-инновационными профилями является судостроение, машиностроение, лесопромышленный комплекс, рыболовство, а также нанотехнологии, ядерные, информационные, агробиологические и ряд других технологий.

    В Стратегию развития НОИ включены следующие приоритетные тематические направления исследований и разработок в СЗФО:

    ü глубокая переработка полезных ископаемых (древесины, нефти, газа);

    ü альтернативные источники энергии (солнечной, ветровой, приливной, водородной, биоэнергетика, плавучие АЭС);

    ü производство наноматериалов для электроники, судостроения, медицины;

    ü композитные материалы для турбин, ядерной, водородной энергетики;

    ü морские технологии (судостроение, навигация, гидродинамика и др.);

    ü информационные технологии (программные продукты, элементная база, телекоммуникации);

    ü биотехнологии и технологии здоровья человека;

    ü обновление энергетического комплекса Северо-Запада России (генерирующих мощностей, передающих сетей и др.);

    ü экологическая безопасность (мониторинг воздушной, водной среды, предупреждение, обеззараживание);

    ü технологии по освоению нефтегазовых месторождений на арктическом континентальном шельфе.

    Результаты проведенных исследований перспектив развития комплекса «наука-образование-инновации» СЗФО представлены в виде сводных таблиц.

    Таблица 1 содержит прогноз основных показателей по развитию науки в СЗФО на период до 2030 года.

    Таблица 1

    Прогноз основных показателей по развитию науки в СЗФО


    Показатель

    2006 г.

    2020 г.
    Рост
    2020 г.
    к 2006 г. (раз)

    2030 г.
    Рост 2030 г.
    к 2006 г. (раз)
    Численность персонала,
    чел.
    активный вариант
    103635
    142055
    1,37
    150294
    1,45
    инерционный вариант
    -
    119974
    1,16
    131968
    1,27
    Внутренние текущие затраты,
    млн. руб.
    активный вариант
    36599
    153705
    4,2
    336614
    9,2
    инерционный вариант
    -
    42367
    1,16
    46604
    1,27
    Затраты на приобретение оборудования,
    млн. руб.
    активный вариант
    1097
    4611
    4,2
    10098
    9,2
    инерционный вариант
    -
    1301
    1,18
    1398
    1,27

    Прогноз динамики этих показателей выполнен по двум сценариям: инерционному (исходя из тренда за период 2000-2006 гг.) и активному (исходя из темпов роста по Санкт-Петербургу). Как видно из таблицы 1, к 2030 году численность персонала научных организаций может вырасти на 45% или на 27% в целом по округу, в то время как текущие затраты на научно-исследовательские работы и конструкторские разработки, а также на приобретение оборудования вырастут в 9,2 раза (по активному сценарию) и лишь на 27% - по инерционному варианту. Иными словами – при инерционном варианте развития рост объемов исследований и приобретаемого оборудования будет пропорционален росту численности персонала, тогда как при активном сценарии за счет существенного роста оснащенности научных организаций отдача каждого сотрудника будет в несколько раз превышать сегодняшний уровень, будет достигнут рост научных исследований в несколько раз.

    Перспективы развития образования показаны в таблице 2. Здесь приведены прогнозные данные о динамике численности выпускаемых специалистов с высшим образованием (рост почти в 2 раза) и со средним профессиональным образованием (рост на одну треть). Что касается специалистов высшей научной квалификации, то здесь планируется не только существенное увеличение численности аспирантов и докторантов, но и значительное повышение процента защитивших диссертации.

    Таблица 2

    Прогноз основных показателей по развитию образования в СЗФО

    Показатель
    Ед. изм.
    2000
    2006
    2010
    2015
    2020
    2030
    Выпуск специалистов учреждениями высшего профессионального образования
    Тыс. чел.
    71,0
    130,2
    131,8
    127,4
    128,2
    130,4
    Выпуск специалистов учреждениями среднего профессионального образования
    Тыс. чел.
    48,5
    56,5
    55,8
    59,2
    62,4
    63,7
    Численность закончивших аспирантуру, всего
    Чел.
    3636
    4363
    4450
    4581
    -
    6457
    в том числе с защитой диссертации
    Чел.
    1003
    1347
    1780
    2290
    -
    4843
    Численность закончивших докторантуру
    Чел.
    249
    235
    240
    249
    -
    348
    в том числе с защитой диссертации
    Чел.
    76
    66
    108
    149
    -
    278

    Подобная динамика во многом будет определяться перечисленными ниже мероприятиями по модернизации системы образования:

    ü формирование единого образовательного и кадрового пространства для выделенных приоритетных научно-инновационных, производственно-технологических кластеров;

    ü структурная перестройка региональных систем подготовки кадров: создание многоуровневых научно-образовательных комплексов, определение базовых вузов и колледжей для формирования системы непрерывного профессионального образования, укрепление связей учреждений науки, образования и бизнеса;

    ü усиление сетевого взаимодействия образовательных, научных, производственных организаций, институциализация межрегиональных и внутрирегиональных кластерообразующих связей;

    ü оптимизация структуры и профилей подготовки кадров в системе профессионального образования СЗФО, введение системы государственного заказа на подготовку кадров, подготовка по интегрированным профессиям, сопряженным образовательным программам, создание системы сертификации квалификаций специалистов комплекса НОИ СЗФО;

    ü укрепление учебно-производственной, лабораторной базы образовательных учреждений, развитие механизмов соучредительства образовательных учреждений, софинансирования образовательного процесса в ВУЗах и учреждениях профессионального образования;

    ü институциональная перестройка управления образовательными системами комплекса НОИ СЗФО с созданием совета ректоров ВУЗов СЗФО и ассоциации директоров учреждений ПО, органов государственно-общественного управления комплексом НОИ по приоритетным производственных кластерам СЗФО.

    Прогноз развития науки и образования позволяет оценить также перспективы развития инновационной деятельности в Северо-Западном регионе. В таблице 3 приведены основные показатели этого развития.

    Таблица 3

    Прогноз основных показателей по развитию инновационной деятельности в СЗФО


    Показатель

    2006 г.

    2020 г.
    Рост 2020 г.
    к 2006 г. (раз)

    2030 г.
    Рост 2030 г.
    к 2006 г. (раз)
    Затраты на технологические инновации, млн. руб.
    22825,8
    93100
    4,0
    167600
    7,3
    Удельный вес инновационной продукции, %
    3.6
    18.1

    43.4

    Уровень инновационной активности, %
    9.1
    24.9

    42.3

    Затраты на технологические инновации должны вырасти в 7 с лишним раз, при этом удельный вес инновационной продукции, т.е. выпускаемой не более 3-х лет, в общем объеме производства увеличится с 3,6 процента до 43,4 процентов. По уровню инновационной активности будут достигнуты следующие результаты: если сегодня инновационно активным является каждое 11-ое предприятие, то в 2030 году таким будет почти каждое второе.

    Совершенно очевидно, что комплекс НОИ СЗФО располагает мощным научным, инновационным, кадровым потенциалом, позволяющим успешно решать задачи социально-экономического развития Северо-Запада.

    Вместе с тем, комплекс еще не представляет собой единую систему взаимодействующих субъектов академической и отраслевой науки, образовательных учреждений различного уровня и подчиненности, инновационных и исследовательских центров, крупных производств и т.д.

    Не в полную силу взаимодействуют между собой и учреждения самого комплекса НОИ (университеты, научные центры, академические институты).

    В последние годы наметились некоторые позитивные тенденции в развитии комплекса НОИ СЗФО. Среди них – выделение приоритетных направлений исследований и конкретных проектов, вокруг которых объединяются научные, образовательные, производственные организации, создание новых институциональных форм отношений, интегрирующих образование и науку, инновации и производство (наукограды, технопарки, центры трансфера технологий и пр.). Важным аспектом развития комплекса НОИ СЗФО является начавшаяся децентрализация научной, инновационной деятельности, формирование научно-производственных кластеров, сетевых инновационных структур, объединяющих субъекты научно-инновационной деятельности за пределами Санкт-Петербурга (таблица 4).

    Таблица 4

    Основные типы комплексообразующих связей субъектов научно-инновационной и образовательной деятельности в СЗФО

    Тип комплексообразующих связей
    Научно-инновационный профиль кластерных связей
    Субъекты СЗФО (основные участники)
    Радиально ориентированные межрегиональные комплексообразующие связи
    Судостроительный кластер
    Санкт-Петербург, Архангельская обл., Мурманская обл.
    Машиностроительный кластер
    Санкт-Петербург, Вологодская обл.
    Кластер информационных и коммуникационных технологий
    Санкт-Петербург, Республика Карелия, Новгородская обл.
    Кластер нанотехнологий
    Санкт-Петербург,
    Республика Коми
    Кластер ядерных технологий
    Санкт-Петербург, Ленинградская область, Новгородская обл.
    Кластер автомобилестроения (формирующийся)
    Санкт-Петербург,
    Вологодская обл.
    Горизонтально ориентированные межрегиональные комплексообразующие связи
    Кластер сберегающих технологий лесопользования
    Республика Карелия, Республика Коми
    Кластер развития технологий рыболовства и рыбоводства
    Архангельская обл., Мурманская обл.
    Лесопромышленный кластер
    Ленинградская область, Санкт-Петербург, Республика Карелия
    Регионально локализованные комплексообразующие связи
    Гидропонные технологии
    Республика Карелия
    Агробиологические технологии
    Вологодская обл.
    Геоэкологические основы устойчивого развития
    Калининградская обл.

    Как известно, инновационный технологический кластер представляет собой экономически активный блок предприятий, конкурентоспособных в долгосрочной перспективе благодаря технологической специализации, отраслевой гибкости и универсальности.

    Кластер объединяет владельцев инновационных технологий независимо от форм собственности и размера предприятий, формируя единую технологическую платформу соответствующего отраслевого профиля на базе лучших мировых, в том числе, инновационных технологий. Ее дальнейшее развитие нацелено на достижение глобальной конкурентоспособности в определенном перечне приоритетных отраслей.

    Кластер должен вести активную совместную работу с органами государственной законодательной и исполнительной власти по вопросам развития инновационной деятельности.

    Кластер выступает организатором промышленной кооперации и трансфера инновационных технологий, предоставляя комплексные технологические услуги диверсифицированному по отраслям кругу товаропроизводителей.

    В комплексе НОИ СЗФО наиболее развиты радиально ориентированные межрегиональные комплексообразующие связи, идущие из Санкт-Петербурга. Это обусловлено тем, что исторически основной научный, инновационный, образовательный потенциал формировался в Санкт-Петербурге. Радиально ориентированные межрегиональные комплексообразующие связи объединяют Санкт-Петербург со всеми регионами СЗФО в несколько научно-инновационных и производственных кластеров.

    Периферийно ориентированные межрегиональные комплексообразующие связи характерны для локальных научно-инновационных и производственных связей. К их числу можно отнести кластер развития сберегающих технологий природо- и лесопользования (Республика Карелия – Республика Коми), региональный центр трансфера технологий (Республика Карелия – Архангельская область – Мурманская область).

    Регионально локализованные комплексообразующие связи характерны в определенной степени для машиностроительного кластера Вологодской области, кластера технологий геоэкологических основ устойчивого развития регионов, развивающегося в Калининградской области и др.

    В целом состояние комплекса НОИ СЗФО позволяет сегодня решать текущие задачи социально-экономического развития и подготовки кадров для предприятий приоритетных отраслей экономики СЗФО, однако для решения стратегических задач развития комплекса НОИ СЗФО, реализации крупных проектов, в том числе создания прорывных технологий, необходимо проведение содержательной, институциональной и структурной перестройки этого комплекса.

    Стратегия развития комплекса «наука-образование-инновации» Северо-Западного федерального округа России до 2030 года может служить основой для разработки Комплексной научно-технической программы, обеспечивающей развитие Северо-Западного федерального округа до 2030 года (рис. 2).

    Нам представляется, что в ней должны быть разработаны программы реализации крупных проектов, программы по приоритетным направлениям развития СЗФО с указанием конкретных мероприятий, источников финансирования, исполнителей и сроков реализации. В этой же Программе должны быть намечены планы перспективных фундаментальных и прикладных исследований для обеспечения дальнейшего прогресса.

    Разработка этой Программы запланирована на текущий год.

    Мы переходим на качественно новый уровень прогнозирования. И здесь важнейшую роль должны сыграть научные советы МКС, поскольку научно-техническое развитие должно быть привязано к конкретным проблемам и отраслям экономики Северо-Запада.

    Рис. 2. Составляющие Комплексной научно-технической программы, обеспечивающей развитие Северо-Западного федерального округа до 2030 года

    Научные советы по проблемам естественных, технических и общественных наук МКС:

    Научный совет по физике.

    Председатель – академик Алферов Ж.И.

    Базовая организация – Физико-технический институт им. А.Ф. Иоффе РАН.

    Научный совет по химии и материаловедению.

    Председатель – академик Терещенко Г.Ф.

    Базовая организация - Институт высокомолекулярных соединений РАН.

    Научный совет по проблемам рационального природопользования и охраны окружающей среды.

    Председатель – академик Калинников В.Т.

    Базовая организация – Кольский научный центр РАН.

    Научный совет по проблемам физиологии и медицины.

    Председатель – академик Наточин Ю.В.

    Базовая организация - Институт эволюционной физиологии и биохимии им. И.М. Сеченова РАН.

    Научный совет по проблемам биологии и биоресурсов таежных систем.

    Председатель – чл.-корр. Титов А.Ф.

    Базовая организация – Карельский научный центр РАН.

    Научный совет по общественным наукам.

    Председатель – чл.-корр. Пиотровский М.Б.

    Базовая организация – Институт русской литературы РАН.

    Научный совет по проблемам региональной экономики, социальным проблемам и инновациям.

    Председатель - чл.-корр. Окрепилов В.В.

    Базовая организация - Институт проблем региональной экономики РАН.

    Научный совет по проблемам энергетики и транспорта.

    Председатель – академик Васильев Ю.С.

    Базовая организация - Институт проблем транспорта РАН.

    Научный совет по проблемам информатики и процессов управления.

    Председатель – чл.-корр. Юсупов Р.М.

    Базовая организация – Санкт-Петербургский институт информатики и автоматизации РАН.

    Как видно, здесь представлены только организации РАН, но для более эффективной работы необходимо привлекать отраслевиков. Планируется создание совместных рабочих групп с участием представителей реальных секторов экономики.

    Особое значение мы придаем созданию системы управления качеством Северо-Запада России.

    Как уже отмечалось, в последнее время важнейшим видом инноваций стали инновации в управление. Они связаны с разработкой и внедрением систем менеджмента качества на всех уровнях управления.

    В мире вообще и в Санкт-Петербурге в частности накоплен значительный опыт управления качеством на уровне предприятий и организаций. Нам представляется необходимым эти методы работы распространить на другие уровни управления: муниципальный и региональный.

    На рисунке 3 показана организационная схема функционирования региональной системы управления качеством. Она представляет собой совокупность организационной структуры, методов работы, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления административного воздействия на качество в регионе посредством мер оперативного характера.

    Функционирование региональной системы управления качеством начинается с формирования политики по данному вопросу законодательными органами субъектов федерации.

    Рис. 3. Региональная система управления качеством

    Ядром региональной системы являются целевые комплексные научно-технические и социально-экономические программы и, прежде всего, программы «Качество», планы работ по качеству на уровне предприятий, муниципальных образований, городов и региона в целом.

    Нормативами для формирования планов и показателей в рамках указанных программ являются: стандарты проживания, стандарты обеспечения жизнедеятельности и стандарты качества жизни населения.

    В Санкт-Петербурге эти инструменты, основанные на методах стратегического планирования с использованием стандартизации, эффективно применяются для оптимизации уровня жизни граждан и управления качеством жизни в городе.

    Программы «Качество» и другие целевые программы, являясь важнейшим звеном региональной системы управления качеством, формируют содержательную часть, позволяющую определить что, кто и когда должен сделать.

    Но для реализации этих планов нужен механизм, состоящий из двух частей: собственно органов управления системой и вспомогательных организаций, содействующих решению проблем качества.

    Первая часть механизма действия региональной системы включает административные органы государственного и отраслевого управления, работающие под единым координирующим руководством специально созданных региональных организаций. Их состав, функции и полномочия пока еще не до конца проработаны. Эта задача будет решаться в процессе дальнейших исследований.

    Что касается второй части механизма, то она состоит из целой системы взаимодополняющих организаций и учреждений, образующих инфраструктуру управления качеством. Она представляет собой совокупность видов деятельности, необходимых для воздействия на качество посредством мер оперативного характера.

    Ведь проблемы управления качеством столь многогранны и сложны, что их невозможно решить в одиночку.

    Нужна действенная помощь и поддержка на государственном и региональном уровнях, а также со стороны специализированных организаций, образующих комплекс, необходимый для проведения этих работ. Кроме того, необходимо проведение всесторонней и объективной оценки результатов и состояния дел для принятия обоснованных стратегических решений.

    Исходя из этого, в инфраструктуру управления качеством входят организации, выполняющие работы по стандартизации, подтверждению соответствия (сертификации, метрологии, надзору (аудиту), инжинирингу (разработке и применению методов и средств в области качества), консультированию, информационному обеспечению, обучению по вопросам качества и смежным дисциплинам.

    Создание региональной системы управления качеством позволит получить следующие результаты:

    ü приобщение к мировому опыту и качественно новые прогрессивные формы и методы управления;

    ü повышение конкурентоспособности предприятий и организаций, округа в целом;

    ü повышение удовлетворенности граждан;

    ü улучшение качества жизни.

    По нашему глубокому убеждению создание и задействование системы управления качеством Северо-Западного федерального округа РФ откроет новые перспективы в ускорении социально-экономического развития региона.



    Издание научных монографий от 15 т.р.!

    Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
    В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

    creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



    Источники:
    1. Федеральный закон «Об образовании» № 3266-1 от 10.07.1992 г. (в ред. от 13.02.09) - www.consultant.ru.
    2. ФЗ «О федеральном бюджете на 2009год и плановый период 2010 и 2011 годов» - www.minfin.ru.
    3. Снегирев А.В. Бюджетная эффективность инвестиционных проектов: Препринт. – СПб: СПбГУЭФ, 2002.