Основные причинно-следственные закономерности развития инновационных процессов
Ключевые слова:
Россия, инновационные процессы, причинно-следственная связь
Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей
Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.
creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241
Развертывание широкомасштабных исследований нововведений относится к началу 1960-х г.г. – периоду попыток экономических реформ в народном хозяйстве СССР [1]. Практически с середины 1960-х гг. сформировалась основная тематика данных исследований, остававшаяся практически неизменной на протяжении последующих двух десятилетий. Основными вопросами для изучения и рекомендаций были:
развернуты весьма широко, так как «совершенствование управления» признавалось одним из важнейших условий повышения эффективности и ускорения роста народного хозяйства СССР: издавались книги, публиковались статьи, проводились многочисленные конференции, семинары и совещания.
Можно выделить три уровня исследований инновационных процессов в тот период. Во-первых, в условиях централизованной системы управления и отсутствия понятия «коммерческая тайна предприятия», а также, ввиду того, что значительная часть нововведений инициировалась «сверху», широкий размах получило сплошное статистическое наблюдение инновационных процессов. Так, Центральное статистическое управление собирало и обобщало информацию о ходе и результатах функционирования производственных объединений по всем 28 тыс. объединений, созданных в 1970-е гг. Специальные обследования проводи лись по результатам внедрения различных комплексных нововведений в системах управления предприятиями и т.д.
Во-вторых, значительный масштаб получили выборочные наблюдения, включавшие сотни предприятий [1].
В-третьих, начиная с начала 1960-х гг. получили развитие «процессные исследования», в основном в форме диссертационных работ [1].
Нельзя говорить, что советские исследования инноватики были полностью оторваны от зарубежных исследований. Здесь скорее подойдет образ «улицы с односторонним движением». Зарубежный опыт, особенно в области организационных структур и управления научно-техническим развитием, изучался широко и подробно, отдельные результаты изучения данного опыта находили применение на практике (например, при проектировании организационной структуры КамАЗа) [1]. Существовали определенные формы прямых контактов с зарубежными специалистами в данной области (например, в рамках проектов Международного института системного анализа в Австрии, программ UNIDO, Международной организации труда, научных стажировок в зарубежных исследовательских центрах и др.). В то же время, за редкими исключениями [1], зарубежные исследователи не имели прямого доступа к объекту исследования — отечественным предприятиям.
Относительно идеологических ограничений по методам и формам представления результатов следует отметить, что идеологическая риторика применялась в основном в общетеоретических работах или в учебных пособиях [1]. В исследованиях по заказам министерств и ведомств, в специальных докладах «для служебного пользования» идеологические шоры снимались и поднимались различные, зачастую весьма острые вопросы, делались нелицеприятные выводы, например, об эффективности внедрения тех или иных инноваций, навязываемых предприятиям «сверху» [1].
К началу 1980-х гг. сложились основные центры изучения инновационных процессов в советском народном хозяйстве. В области исследования организационных инноваций выделилась группа специалистов, группировавшихся внутри и вокруг Всесоюзного НИИ системных исследований. «Сборник трудов ВНИИСИ» являлся в начале 1980-х гг. ведущим журналом по проблематике организационных нововведений.
В области социальных проблем инноватики закрепилось лидерство новосибирской школы экономической социологии, базировавшейся в Институте экономики и организации промышленного производства и в Новосибирском государственном университете [1]. Издававшийся в Новосибирске журнал «ЭКО» (Экономика и организация промышленного производства) стал в тот период подлинным общесоюзным форумом передовой управленческой мысли.
В Центральном экономико-математическом институте (ЦЭМИ) занимались вопросами плановых показателей и управления научно-техническим прогрессом, а также вариационными исследованиями. Экономистам-математикам зачастую удавалось проводить весьма смелые исследования, поднимавшиеся до уровня системной критики централизованной системы планирования и управления народным хозяйством [1]. Существовали и другие исследовательские центры, например Таллиннская группа инноватики.
Таким образом, к середине 1980-х гг. советские исследователи инновационных процессов подошли с достаточно солидным багажом, опиравшимся на уникальную базу эмпирических наблюдений, что и позволило в середине 1980-х гг. создать первые крупные обобщающие работы в данной области [1].
Во второй половине 1980-х гг., с разворачиванием новой волны экономических реформ (появлением кооперативов, арендных отношений в промышленности, изменением систем организации и стимулирования труда), процессы исследования управленческих нововведений получили ещебольший размах, но во многом внутри существующих подходов и парадигм [1].
Главной слабостью советской парадигмы исследования инновационного развития предприятий, коренившейся в характере экономической системы СССР, было полное игнорирование проблемы конкурентоспособности. Можно было вести речь «о соревновании двух систем», на практическом уровне ставились вопросы конкурентоспособности экспортируемой из СССР продукции, но понятие конкурентоспособности предприятия не могло возникнуть в рамках плановой системы хозяйства, так как советские предприятия никогда не являлись автономными самофинансирующимися хозяйственными системами [1]. Другой, более частной слабостью инновационных исследований советского периода было игнорирование процессов диффузии инноваций [1]. Опять же причина данного отношения к проблемам диффузии лежала в стремлении к полному контролю за процессами в производственной сфере, пресечении излишней «самодеятельности» и «конспирирования за спиной директивных органов».
В 1992 г. в исследовании инновационных процессов на отечественных предприятиях сложилась качественно новая ситуация.
Во-первых, сам состав инновационных процессов принципиально изменился. С распадом централизованной системы планирования исчезла проблематика директивных показателей деятельности предприятий; проблемы организационных структур и стимулирования труда временно отошли на второй план. Одновременно возникли три принципиально новых сферы инноваций — маркетинг, финансы, преобразования собственности и системы руководства предприятиями (corporate governance).
Во-вторых, в полный рост встала проблема конкурентоспособности предприятия, превратившись в проблему выживания в принципиально новой, конкурентной среде. Восстановление конкурентоспособности превратилось в задачу комплексной организационной трансформации предприятий [1].
Кроме того, серьезным образом изменилась инфраструктура исследовательского процесса. Прежде всего, резко уменьшилось государственное финансирование существовавших исследовательских центров, а оставшееся научно-методическое обеспечение заинтересованных государственных ведомств проводилось в рамках краткосрочных проектов (как правило, в рамках календарного года), что практически исключило возможность лонгитюдных исследований. В этих условиях зарубежные организации (Всемирный банк, USAID, программы научной помощи Европейского сообщества, отдельные исследовательские фонды) взяли на себя основное бремя финансирования исследовательских проектов в области поведения российских предприятий. Соответственно зарубежные исследователи получили прямой доступ к объекту исследования. С одной стороны, в рамках международного сотрудничества появилась возможность напрямую использовать освоенные подходы и инструменты исследования. С другой стороны, дизайн исследований в большей или меньшей степени вынужден был подстраиваться под специфические интересы и запросы спонсоров.
Наконец, изменился и «ландшафт» исследования инновационных процессов на отечественных предприятиях. Прежде всего, распад централизованной системы управления исключил возможность сплошного статистического наблюдения управленческих инноваций. Что касается выборочных наблюдений, то постепенно советские традиции «открытости предприятий» были изжиты [1], а зарубежные традиции демонстрации успехов как средства укрепления репутации предприятия приживаются с большим трудом. Кроме того, руководители предприятий действительно осознали, что инновации в управлении являются сильным фактором укрепления конкурентоспособности, но тем меньше у них возникает желания делиться своими «ноу-хау» с конкурентами. Следует добавить, что, поскольку значительная часть подлинных успехов многих предприятий коренилась и продолжает корениться в сферах «серого» и «черного» бизнеса, закрытость многих хозяйственных структур для исследователей вполне объяснима.
Все перечисленные факторы отложили свой отпечаток на тематику, формы и методы исследований инновационного развития и конкурентоспособности отечественных предприятий в последние 10 лет.
Можно выделить три периода исследований, различающихся по тематике, формам и задачам исследований. Первый период можно обозначить как 1992—1994 гг., второй период — 1995—1998 гг., третий период начался после августовского кризиса 1998 г. и продолжается по сей день.
В 1992—1994 гг. грандиозный процесс трансформации системы управления постсоветской экономики привлекал внимание многочисленных зарубежных специалистов, не интересовавшихся до той поры Россией [1]. С другой стороны, многочисленные российские исследователи начали стремительное освоение новых концепций, парадигм и инструментария исследования в условиях рыночной экономики. При этом в стремлении зафиксировать стремительно изменяющуюся реальность у исследователей не оставалось времени и возможностей сформулировать какие-либо гипотезы и провести их верификацию — слишком масштабны были процессы трансформации, минимальны возможности прямого сопоставления с предыдущими исследованиями [1].
Исследователи редко выделяли какие-либо отдельные управленческие нововведения в качестве объекта изучения. Главным являлось определение путей адаптации предприятий к новым рыночным реальностям — овладение базовым инструментарием маркетинга и управления финансами. Единственным детально изучаемым нововведением (имевшим в тот период скорее институциональный, чем управленческих, характер) стала приватизация и изменение системы собственности на российских предприятиях [1].
Одновременно российскими исследователями предпринимаются попытки теоретического осмысления собственно инновационного процесса в принципиально новых условиях — публикуются программы новых курсов [1], подготавливаются диссертации [1].
Доступ на предприятия в этом период был относительно легким, и основой изучения инновационного развития являлись обобщение кейсов и серий интервью.
Период 1995—1998 гг. характеризуется обособлением исследований проблем инновационного развития от общей проблематики изучения изменений в поведении предприятий. Это объясняется прежде всего тем, что к 1995—1996 гг. произошло базовое освоение (рутинизация) основных методов функционирования предприятий в рыночной среде. Все выжившие предприятия научились худо-бедно формировать портфель заказов, составлять краткосрочные бюджеты, оценивать финансовые последствия основных производственных и маркетинговых решений. Реальностью стала дивергенция экономического положения и бизнес-стратегий предприятий, предполагающая вариантность их инновационного развития.
Соответственно в этот период разрабатываются методологические проблемы изучения инноваций [1], возникает представление об инновациях не как о цели, а как о средстве развития предприятия [1], усиленно создаются учебные пособия по инновационному менеджменту [1]. Именно в этот период было создано первое исследование (нормативной направленности), связывавшее инновационное развитие и конкурентоспособность [1].
Доступ на предприятия в этот период начал усложняться, и количество работ, основанных на систематическом наблюдении инновационных процессов независимыми исследователями, начало сокращаться. Вместе с тем получили развитие исследования, выполненные «инсайдерами» в рамках «изучения действием» (action research) — проведения консультационных проектов или непосредственного руководства предприятиями в процессе инноваций [1].
Начиная с конца 1998-го-начала 1999 г. наступил период институционализации исследований инновационного развития. Начавшийся экономический рост заставил тех, кому это полагалось «по должности» (сотрудников Министерства экономики, ответственных за разработку мероприятий «инновационной политики»), заявить об инновациях как о факторе экономического роста [1]. Создается специализированный журнал «Инновации: Новые технологии. Маркетинг. Инвестиции. Внедрение». Проводятся отраслевые обзоры связи инноваций и конкурентоспособности [1], исследуются взаимосвязи инноваций с отдельными сторонами конкурентоспособности продукции [1]. Усиленно развивается нормативный подход к инновационному развитию [1]. Среди наиболее крупных проектов, посвященных инновационному развитию предприятий, необходимо выделить исследование под руководством С.Кларка и В. Кабалиной [1]. На основе 143 кейсов, часть из которых получилась лонгитюдными, была предпринята достаточно удачная попытка провести комплексный анализ инновационного развития промышленных предприятий в 1990-х гг.
По результатам краткого обзора отечественной теории и практики исследований инновационного развития и конкурентоспособности предприятий можно сделать несколько выводов.
Российская исследовательская практика, опираясь во многом на «заделы» советского периода, добилась за последние 10 лет значительных успехов в описании особенностей инновационного поведения отечественных предприятий.
Подробно описаны на качественном уровне базовые организационные инновации, осуществлявшиеся на промышленных предприятиях в 1990-е гг., выявлены определенные приемы организации инновационной деятельности.
Помимо собственно организационных инноваций был описан ряд «инновационных поз» отечественных предприятий, прослежены связи между данными позами и институциональным окружением предприятия.
Был предпринят ряд довольно успешных попыток описать социальный механизм управленческих инноваций, распределение внутренних ролей при их осуществлении.
Вместе с тем в отечественных исследованиях, особенно в последние пять-шесть лет, стали зримо превалировать нормативные и процессные подходы, что не могло не сказаться на общем состоянии исследований. В результате большинство предполагаемых взаимосвязей описывается на качественном уровне по результатам небольших групп наблюдений, что затрудняет генерализацию выводов. Практически отсутствуют масштабные обсервационные работы в области управленческих нововведений, существующие обследования носят отраслевой или региональный характер, а нововведения трактуются крайне узко [1]. Крайне невелика доля лонгитюдных исследований и как результат по-прежнему мало известно о внутриотраслевых и особенно межотраслевых механизмах диффузии нововведений, соотношении творчества и имитации в разных отраслях и типах предприятий.
Наконец, самое главное: по-прежнему нет четкого представления о структурах взаимосвязей между определенными нововведениями и конкурентоспособностью предприятий: неясно, какие нововведения выступают общим аккомпанементом любого варианта развития предприятия, а какие действительно формируют «эффектную инновационную позу»; тем более неясны системы превалирующих и уникальных «инновационных поз» в отдельных отраслях и в промышленности в целом.
Инновационная деятельность в любом государстве является важнейшим индикатором развития общества и его экономики. В настоящее время инновационная политика в развитых странах является составной частью государственной социально-экономической политики. Она позволяет решать задачи перестройки экономики, непрерывного обновления технической базы производства, выпуска конкурентоспособной продукции. Другими словами, инновационная деятельность должна быть направлена на создание благоприятного экономического климата и являться связующим звеном между сферой «чистой» науки и производством. Сегодня в мире формируется новая парадигма экономического роста на базе использования знаний, называемая инновационным развитием. Отмечается поляризация стран и регионов в зависимости от инновационной активности, промышленного развития и качества жизни населения.
В нашей стране также происходит формирование национальных и региональных инновационных систем, включающих в себя взаимоотношения между основными участниками инновационной деятельности (вузами, академическими институтами, промышленными предприятиями), а также создание условий для осуществления инновационной деятельности (правовых, кадровых, организационных, информационных, финансовых).
Однако до сих пор у нас остается актуальной проблема научного обеспечения инновационной политики. Не определен также механизм реализации этой политики, нет института интеллектуальной собственности. Проблемы инновационного развития регионов в значительной мере обусловлены отсутствием механизмов государственного управления, позволяющих воздействовать на предприятия (хозяйствующие субъекты) с целью повышения их инновационной активности.
В государственной программе «Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий до 2010 года и на дальнейшую перспективу», отмечено, что переход к инновационному развитию страны является главной целью государственной политики. Об этом говорилось также на совместном заседании Совета Безопасности Российской Федерации и Президиума Государственного Совета от 24 февраля 2004 г. Такой переход невозможен без модернизации промышленности на основе инноваций, приоритетного развития обрабатывающих, наукоемких отраслей экономики, увеличения объема выпуска продукции, ее доли в экспорте, улучшения показателей материалоемкости и энергоемкости производства.
В настоящее время серьезным препятствием в развитии инновационной деятельности в стране, является отсутствие законодательной базы, в частности, нормативно-правовых актов, регулирующих этот процесс. Отсутствуют федеральные законы об инновационной деятельности и государственной политике, об интеллектуальной собственности и т.д. Все это, безусловно, сдерживает развитие инновационной деятельности регионов [1].
Инновационная сфера является органичной частью экономики региона, направленной на улучшение различных сторон экономической жизни. Под влиянием инновационной деятельности изменяются производительные силы, отношения собственности, модифицируются экономические отношения и формы хозяйствования.
Инновационный сектор, как составная часть экономики региона, входит в объект научных исследований региональной экономики. Вместе с тем инновационный сектор, как предмет исследования, имеет определенную специфику. Здесь главным становится выявление, систематизация, прогноз факторов, условий и тенденций, инициирующих инновационную деятельность и оказывающих на нее влияние.
Инновационная деятельность оказывает влияние не только на развитие экономики, но и социальной сферы и экологии. Главная функциональная роль инновационного сектора заключается в обосновании достижения намечаемых экономических и социальных изменений, которые не всегда выражаются в явном виде. Аналогичная ситуация наблюдается в среднесрочных программах социально-экономического развития, разработанных в ряде регионов. Из всех проанализированных программ более всего инновационная деятельность увязана со стратегией развития хозяйственных комплексов в «Стратегии развития Сибири» [1]. Во многих других программах содержатся независимые друг от друга блоки социально-экономического и инновационного развития, что не позволяет определить вклад инновационного сектора в стратегию развития региона. Отсутствие данных о вкладе инновационной деятельности преуменьшает ее роль в решении региональных проблем. Не просматриваются пока основания для ее приоритетной поддержки.
Сложность проблемы установления взаимосвязи между экономикой и техническим прогрессом состоит в том, что пока отсутствуют формальные методы определения влияния инновационной деятельности на экономический рост. Имеющиеся модели экономического роста учитывают влияние технического прогресса как остаточного фактора, по сравнению с другими, имеют гипотетически игровой характер с рядом допущений, что не позволяет их использовать в стратегическом управлении инновационным развитием региона.

Издание научных монографий от 15 т.р.!
Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.
creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241
2. Managers in Russia: Still So Different? edited by R. Blom, Aleksanteri Series 3:2008
3. Коровицына Н. От изучения социальных трансформаций к обновленным восточноевропейским исследованиям. Социологические исследования, Том 11, С. 13-22.
4. Радаев В. (2007) Корпоративное управление в современной России: опыт и перспективы. – Москва: Национальный совет по корпоративному управлению.
5. Руус Й., Пайк С., Фернстрем Л. Интеллектуальный капитал: практика управления / Пер. с англ. под ред. В.К. Дерманова. СПб.: Высшая школа менеджмента;, Издат. дом С.-Петерб. ун-та, 2007
4. Верховская О.Р. Предпринимательская активность в России // Российский журнал менеджмента. 2008. Т. 6, № 1 (в соавторстве с Дорохиной М.В.)
Osnovnye prichinno-sledstvennye zakonomernosti razvitiya innovatsionnyh protsessov. , 229-240. (in Russian)