Развитие розничной торговой сети как фактор экономического роста

Translation will be available soon.
Статья в журнале
Об авторах:


Аннотация:
Розничная торговля в современных условиях, несмотря на сокращение количества объектов розничной торговли, является динамично развивающейся отраслью украинской экономики. Основными предпосылками роста являются: увеличение платежеспособного спроса населения; передел рынка в пользу корпоративных торговых сетей за счет отдельных торговых операторов и разнопрофильных рынков и усиление активности западных торговых компаний.

Ключевые слова:

экономический рост, розничная торговая сеть
Цитировать публикацию:
Развитие розничной торговой сети как фактор экономического роста – С. 50-51.

Razvitie roznichnoy torgovoy seti kak faktor ekonomicheskogo rosta. , 50-51. (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241




Розничная торговля в современных условиях, несмотря на сокращение количества объектов розничной торговли, является динамично развивающейся отраслью украинской экономики. Основными предпосылками роста являются: увеличение платежеспособного спроса населения; передел рынка в пользу корпоративных торговых сетей за счет отдельных торговых операторов и разнопрофильных рынков и усиление активности западных торговых компаний.

На протяжении 2000 – 2003 гг. наметилась устойчивая тенденция роста розничного товарооборота. Так розничный товарооборот в 2002 г. составил 39690,8 млн. грн., увеличившись по сравнению с 2001 г. на 15%. Розничная торговля на протяжении последних нескольких лет является лидером по темпам роста инвестиций. Хотя следует отметить, что эти инвестиции направляются в основном на развитие корпоративных торговых сетей и новых форматов торговли (супермаркетов, гипермаркетов, торгово-развлекательных центров) в крупнейших городах. Хотя эти новые формы розничной торговли интенсивно развиваются, их доля в общем объеме розничного товарооборота весьма незначительна и составляет по оценкам экспертов от 3 до 8%. В то же время в городах прослеживается процесс замедления развития маленьких магазинов. Пока жесткой конкуренции среди операторов крупноформатной торговли не наблюдается. По примеру Чехии, Словакии и Польши можно утверждать, что конкуренция возникнет, когда доля торговли в супермаркетах составит примерно 25-30% общего объема розничного товарооборота. По итогам 2002 г. доля сектора услуг и строительства в ВВП выросла лишь на 1 п. п. и составила около 45% ВВП. В то же время в Польше по итогам 2001 г. доля сектора услуг и строительства достигла 63%. В частности доля торговли и услуг по ремонту в ВВП Польши в 2001 году составила 19,4%, что почти вдвое большее аналогичной доли в Украине (10%). В Польше в 2001 году объем розничного товарооборота по сравнению с 1990 г. вырос в 1,5 раза. Вместе с тем в Украине объем розничного товарооборота 2001 г. составлял лишь 36% уровня 1990 г.

Одним из основных негативных факторов, влияющих на развитие розничной торговой сети, является недостаточный уровень конкуренции в розничной торговле. Свидетельством этому является тот факт, что в Польше на предприятие розничной торговли приходится 45 жителей, а в Украине - 379 жителей. Значительно отстает Украина и по количеству торговых площадей на 1000 жителей. Так, если в Стокгольме на 1000 жителей приходится 440 кв. м. торговой площади, Варшаве – 380, Будапеште – 300, Москве – 30 кв. м., то в Киеве этот показатель на 1 января 2003 г. составил 17 кв.м.

Также практически неосвоенной остается ниша небольших магазинов «соседского» формата (их еще называют «магазины возле дома»). Именно эти предприятия имеют наибольшие издержки обращения по сравнению с величиной их дохода. Небольшие розничные торговые предприятия не имеют стимулов увеличивать занятость и объем розничного товарооборота, поскольку это будет означать увеличение издержек обращения. По мнению экспертов, такая форма торговли будет особенно востребованной в ближайшее время, поскольку в значительной части районов крупных городов Украины нет современных торговых предприятий, которые бы отвечали изменяющимся потребностям покупателей. Следует также учесть, что за рубежом convenience stores («удобные магазины») давно стали столь же неотъемлемой частью розничных компаний, как обычные супермаркеты.

Негативно влияет на развитие розничной торговой сети инедостаточное финансирование инвестиционных программ отечественных операторов. Особенно актуальна эта проблема для торговых сетей, которые стремясь опередить конкурентов и занять большую долю на рынке, постоянно увеличивают количество торговых предприятий. В качестве источников финансирования инвестиционных программ корпоративных торговых сетей могут служить крупные инвесторы, украинские и зарубежные банки. Эта проблема очень важна в связи с приходом на украинский рынок таких компаний как METRO Cash & Carry, SPAR. Причем экспансия западных ритейлеров, судя по громким заявлениям о предполагаемых новых масштабных инвестициях, будет только усиливаться. Следует отметить, что интерес западных розничных компаний по мере повышения покупательской способности украинского населения будет возрастать. Согласно исследованиям компании A.T. Kearney Украина занимает 20 место в списке 30 стран по степени инвестиционной привлекательности рынка для западных операторов. Западные эксперты рассматривают украинский розничный рынок как достаточно привлекательный и быстрорастущий. Однако покупательская способность и объем рынка пока не позволяют утверждать о скором приходе крупных западных ритейлеров, которые смогли бы составить реальную конкуренцию отечественным торговцам.



Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Послання Президента України до Верховної Ради України «Про внутрішнє і зовнішнє середовище України у 2002 році.» // Економіст. – 2003. - № 5. – с. 21-83.
2. Янукович В. «Програма діяльності кабінету Міністрів України» // Економіст. – 2003. - №4. – с.35-47.
3. Гальчинский А. Десять лет – что дальше? // Зеркало недели. – 2001. - №39.
4. Статистичний щорічник України за 2002 рік. Держкомстат України. – К.: “Консультант” – 2003. – с.32.