Розничная торговля Украины: внешние предпосылки и тенденции развития

Translation will be available soon.
Статья в журнале
Об авторах:


Аннотация:
Формирование конкурентной экономической среды в Украине сопровождается глубокими социально-экономическими преобразованиями во всех сферах экономики, структурными изменениями в розничной торговле, следствием чего стало появление на рынке качественно новых субъектов предпринимательской деятельности – розничных торговых сетей.

Ключевые слова:

розничная торговля, Украина, социально-экономические процессы
Цитировать публикацию:
Розничная торговля Украины: внешние предпосылки и тенденции развития – С. 27-29.

Roznichnaya torgovlya Ukrainy: vneshnie predposylki i tendentsii razvitiya. , 27-29. (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241




Формирование конкурентной экономической среды в Украине сопровождается глубокими социально-экономическими преобразованиями во всех сферах экономики, структурными изменениями в розничной торговле, следствием чего стало появление на рынке качественно новых субъектов предпринимательской деятельности – розничных торговых сетей.

По данным компании ACNielsen, всего в Украине на конец 2002 г. зарегистрировано 590 магазинов современных типов (в том числе формата Cash & Carrу), что составляет меньше 3 % всех объектов торговли.

Среди ведущих розничных торговых сетей на потребительском рынке Киева выступают компании Fozzy Group, «Гарантия трейд» и Вillа.

Динамичность развития розничной торговли и, в частности, строительства магазинов современных типов подтверждают следующие данные: за период с 1997 по 2000 гг. рост валовых объемов инвестиций в розничную торговлю составил 310%. При этом за аналогичный период инвестиции во всю экономику Украины возросли только на 18 %.

Данному процессу изменений в розничной торговле Украины, появлению магазинов новых типов способствовал некий базис, сформировавшийся вследствие действия соответствующих факторов, и получивший реализацию в виде предпосылок развития розничных торговых сетей.

Указанные выше предпосылки необходимо разделить на три основные группы.

Первая группа - это преимущества, заложенные непосредственно в принципах организации и функционирования магазинов современных типов, которые входят в состав торговых сетей. Во вторую группу входят внутренние социально-экономические процессы развития страны, связанные с переходом к рыночным отношениям. И, наконец, последнюю группу составляют изменения, вызванные тенденциями общемирового развития экономики, процессами глобализации, интеграции, международной экспансии, усиления и развития информационного обмена между странами.

Как показывает европейская практика, концентрация торговли имеет место в том случае, когда доля трех ведущих розничных торговых сетей составляет 65-85% общего розничного оборота страны. Согласно данным Eurostat за 2001 г., рыночная доля пяти наиболее крупных розничных торговых сетей во Франции составляла 83 % (в том числе доля Carrefour – 30 %), в Германии – 76 %, в Великобритании – 71 %, тогда как аналогичный показатель по всем розничным торговым сетям в Украине значительно меньше.

Зрелость внутренних рынков западноевропейских стран, ограничение размеров и потенциала их развития, ужесточение законодательных нормативов по регулированию размеров торговых предприятий и их размещению на территории городов, сокращение прироста населения, постепенная стагнация потребительского спроса и как следствие, усиление как прямой, так и непрямой конкурентной борьбы. Эти процессы оказывают влияние на выбор руководством крупных розничных торговых сетей направлений дальнейшего развития, основным из которых является смещение вектора развития на новые рынки, консолидация и увеличение масштабов международного географического покрытия.

Согласно исследованиям компании McKinsey, объем поглощений на рынке розничной торговли в Европе в за период 1994-1999 гг. вырос в четыре раза — с $2,9 млрд. до $12,4 млрд.

О масштабах деятельности крупных торговых сетей свидетельствует тот факт, что, например, общий товарооборот одной только французской сети гипермаркетов Carrefour превышает суммарный товарооборот таких стран, как Швеция и Финляндия.

Растет интерес крупных розничных торговых сетей и к потребительским рынкам стран Восточной Европы, в частности, Украины.

Подтверждением является не только открытие в Киеве магазинов иностранных сетей Metro Cash & Carry, Spar, Вillа, Euromarket. Также анализ структуры иностранных инвестиций показал: по объему поступлений прямых иностранных инвестиций в экономику Украины по состоянию на 1 октября 2002 г. оптовая и розничная торговля занимают второе место, уступая только пищевой и перерабатывающей промышленности.

В современном экономическом пространстве развиваются процессы глобализации мирового хозяйства, роста взаимодействия и взаимозависимости национальных экономик. Происходят качественные изменения и в экономическом пространстве Украины, в частности, в розничной торговле, приобретающей новую структуру. В связи с этим возрастает актуальность вопросов, связанных с изучением зарубежного опыта развития розничной торговли, исследованием и анализом рыночных трендов и общемировых тенденций торговой экспансии как базиса для формирования методологического аппарата и разработки стратегий развития розничной торговли Украины как на макро-, так и на микроуровне, максимальной адаптированных к условиям внешней среды.



Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Съйкова, И., “Статистически изследвания на зависимости в социално – икономическата област”, “Стопанство”, 1991
2. Bowerman, Bruce L and Richard T.O.Connel, Linear Statistical Mo-dels: An Applied Approach, Boston, MA: PWS – KENT, 2000
3. Gorman, J.W. Selection of Variables for Fitting Equations to Data, Technometrics, 1996