Организационные и технологические аспекты при разработке стратегии фирмы

Translation will be available soon.
Статья в журнале
Об авторах:


Аннотация:
В болгарской управленческой практике существует много невыясненных положений, связанных с определением принципов, правил и подходов, необходимых для успешного формулирования и выполнения фирменной стратегии. Они обусловлены множеством факторов, от которых зависит эффект стратегии – внешними и внутренними, техническими, экономическими, психологическими, организационными и др. Здесь, однако, будут рассмотрены только некоторые общие проблемы, связанные со следующими более существенными организационными и технологическими аспектами при разработке стратегии фирмы.

Ключевые слова:

стратегия, разработка стратегии
Цитировать публикацию:
Организационные и технологические аспекты при разработке стратегии фирмы – С. 4-6.

Organizatsionnye i tekhnologicheskie aspekty pri razrabotke strategii firmy. , 4-6. (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241




В болгарской управленческой практике существует много невыясненных положений, связанных с определением принципов, правил и подходов, необходимых для успешного формулирования и выполнения фирменной стратегии. Они обусловлены множеством факторов, от которых зависит эффект стратегии – внешними и внутренними, техническими, экономическими, психологическими, организационными и др. Здесь, однако, будут рассмотрены только некоторые общие проблемы, связанные со следующими более существенными организационными и технологическими аспектами при разработке стратегии фирмы:а) Когда необходимо сформулировать стратегию и какого типа должна она быть?б) Кто должен сформулировать стратегию? в) Как именно разработать стратегию? Невозможно ответить однозначно на первый вопрос, но современная практика показывает, что самая главная причина четкой расстановки стратегических акцентов - это вероятность внезапных изменений (особенно негативных) во внешней среде фирмы. Болгарский опыт показывает, что изменения обычно связаны с уменьшением спроса на выпускаемые фирмой изделия, переструктурированием рынков, внедрением технологических новшеств, неожиданным появлением новых конкурентов, предложением качественно новых изделий, призванных удовлетворить изменившиеся потребности клиентов, вводом в производство принципиально новых сырья и материалов, а также значительным ухудшением экономических показателей фирмы, увеличенной текучестью и фрустрацией персонала внутри предприятия, сменой формы деятельности компании в результате приватизации вкупе с заменой управленческой рабочей группы и др. Поводом для разработки общей стратегии фирмы, как и типовых стратегий, которые можно рассматривать в качестве ее компонентов, являются не только угрозы среды, но и возникающие в определенный момент новые преимущества, новые возможности и шансы. Они должны быть отражены и использованы в подходящей стратегии: рекомендуется офанзивная, что предусматривает опережающий характер деятельности и гарантирует фирме значительные выгоды (быструю стабилизацию, хорошую прибыль, успешное закрепление на рынках), а соответственно вероятность существенного ослабления позиций конкурентов. Эти новые преимущества, возможности и шансы, несмотря на то, что их значительно труднее искать и обнаружить, ни в коем случае нельзя упускать – в противном случае управление имело бы прежде всего последующе-регулятивный и последующе-адаптивный характер, а стратегии были бы преимущественно дефанзивными (что, конечно, ни в коей мере не умаляет их значения).Нужно отметить, что на протяжении длительного времени представление, что стратегия, дающая преимущества в конкурентной борьбе, должна быть незаметной, что ее нужно держать в тайне, и лучше всего, чтобы ее разрабатывало только ограниченное число руководителей высшего уровня и она была известна только им. В последнее время, однако, все больше защищается открытая разработка стратегии не только управляющими, но и широким кругом исполнителей, непосредственно участвующих в ее реализации. Необходимо признаться, что практика подтверждает основательность обеих точек зрения, поскольку много фирм имеют успехи, даже не популяризируя среди персонала своей стратегии, а также и обратное – другие фирмы добились успеха именно потому, что коллективно и открыто разрабатывают свою стратегию. Можно сказать, что при ответе на вопрос “Кто должен сформулировать стратегию фирмы?” возможно несколько основных подходов (вариантов), каждый из которых имеет свои достоинства:1. Стратегия формулируется одним лицом (генеральным стратегом организации, вдохновителем стратегии), чаще всего – первым руководителем или кем-нибудь из его заместителей; 2. Стратегия формулируется узким кругом руководителей высокого уровня и самыми компетентными внутренними специалистами;3. Стратегия формулируется специализированным органом управления;4. Стратегия формулируется смешанной рабочей группой, в которую входят лучшие внутренние специалисты и внешние эксперты-консультанты в области стратегического менеджмента. При этом необходимо строго соблюдать фирменную тайну.5. Стратегия формулируется открыто на базе привлечения к процессу ее разработки всего персонала.Вне зависимости от вероятности выбора того или иного варианта необходимо обеспечить хорошее взаимодействие и координацию между всеми имеющими отношение к разработке стратегии сторонами, а также добиться высокой степени заинтересованности персонала при ее выполнении.В технологическом аспекте особенно важно правильно определить внешние и внутренние объекты стратегии фирмы: структуры, процессы, проблемы, виды деятельности, зависимости, группы и др. При разработке стратегии, однако, необходимо исходить из состояния объектов, а потом определять ее специфические элементов и затем устанавливать связь между ними, имея в виду, что существуют три основных элемента стратегии: 1) цели (задачи) стратегии; 2) стратегический анализ; 3) организация ресурсов, которые будут использованы для достижения предусмотренных во времени целей (программная часть стратегии).



Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Съйкова, И., “Статистически изследвания на зависимости в социално – икономическата област”, “Стопанство”, 1991
2. Bowerman, Bruce L and Richard T.O.Connel, Linear Statistical Mo-dels: An Applied Approach, Boston, MA: PWS – KENT, 2000
3. Gorman, J.W. Selection of Variables for Fitting Equations to Data, Technometrics, 1996