Gulina Darya Sergeevna – (Lomonosov Moscow State University)
This article discusses the problem of determining the essence of the "diaspora" concept and presents key approaches to understanding this phenomenon. Particular attention is paid to the classifications of diasporas, which have different grounds for the allocation of certain types of the studied phenomenon. The purpose of this article is a thorough review of diasporas for a comprehensive understanding of their specific qualities and features of functioning.
Highlights:
Диаспора как социальный феномен возникла еще в древние времена. Изначально диаспорой называлась совокупность граждан греческих полисов, которая переселялась на недавно завоеванные территории с целью их колонизации и ассимиляции.
Диаспоры могли также возникнуть при вынужденной или добровольной эмиграции части населения с его исторической родины. Зачастую сначала в другие земли эмигрировали торговцы, и новые поселения имели торговый характер. Стоит отметить, что в качестве непосредственно научного термина данное понятие стало использоваться лишь с конца 1970-х – начала 1980-х годов.
На сегодняшний день, было разработано множество разнообразных определений понятия «диаспора», в основу которых ложатся различные критерии, признаки или характеристики изучаемого явления, а также его свойства и особенности.
В. Дятлов и Э. Мелконян утверждали, что диаспора имеет три основополагающих признака :
- Рассеяние – размещение части народа за границами их исторической родины в результате территориальных изменений той или иной страны или в результате разного рода миграционных процессов.
- Сохранение этнокультурной идентичности в течение долгого времени (несколько поколений). Данная идентичность помогает разграничивать (идентифицировать) «своих» и «чужих», потому она поддерживается различными институтами диаспорами, совокупностью социальных сетей, которые могут связывать данную группу с родиной и со сходными ей общностями в других странах.
- Тесная эмоциональная связь с родиной, на которую ориентируются как сами мигранты, так и их потомки (даже те, которые всю жизнь прожили вдали от нее).
По мнению Т. В. Полосковой, системообразующими признаками диаспоры можно считать:
- этническую идентичность;
- общность культурных ценностей;
- социокультурное противопоставление себя принимающему обществу, которое находит выражение в действиях, направленных на сохранение культурной этнической самобытности;
- представления об общем историческом происхождении;
- наличие собственной стратегии взаимодействия с принимающим государством и с исторической родиной;
- институализация.
Р. Коэн называл следующие характеристики диаспоры:
- расселение народа за пределами исторической родины (рассеяние);
- расширение сфер влияния народа за пределами своего государства (с целью трудоустройства, развития торговых связей или для удовлетворения колониальных амбиций);
- мифологизация утраченной родины, и идеализация представляемого наследия предков;
- сильное групповое этническое самосознание, не ослабевающее в течение многого времени, чувство общности с представителями своего этноса в других государствах;
- сложные взаимоотношения с принимающей стороной и желание вернуться;
- возможность созидательной работы во благо исторической родины.
Таким образом, анализируя понятие «диаспора», мы:
Во-первых, мы будем считать одной из главных его особенностей - размещение этнической общности людей вне пределов страны своего происхождения в ином этническом и культурном окружении.
Во-вторых, диаспора – это не только определенная часть того или иного народа, проживающего среди других, а некая этническая общность, которой свойственны определенные характеристики национальной самобытности своего народа и которая целенаправленно сохраняет их, поддерживает и содействует их развитию: языка, культуры, сознания.
В-третьих, диаспора функционирует институциализированно, начиная от землячества, и заканчивая наличием развитых общественных, национально-культурных и политических организаций.
Кроме того, необходимо отметить важный отличительный признак диаспоры - она осуществляет социальную защиту конкретных граждан. Выделим ключевой признак, который определяет возможность называть некую этническую общность диаспорой. Таким признаком может служить внутренняя способность к самоорганизации, помогающая диаспоре функционировать на протяжении долгого времени и быть при этом самодостаточной системой.
В науке имеют место две основные точки зрения, с которых ученые рассматривают диаспору . Согласно одной из них, диаспора – явление этническое, согласно другой – этнополитическое (подчеркивается именно политический фактор).
Приверженец политического подхода В. А. Тишков определяет «диаспору» общность, отличающуюся культурно, в основе представлений которой лежат идеи об общей родине и выстраиваемые на этой почве коллективные связи и групповая солидарность . Другими словами, диаспора – это некий образ жизни, стиль мышления и поведения, а не жесткая этническая или демографическая реальность.
Иного мнения придерживались Ж. Т. Тощенко и Т. И. Чаптыкова. Согласно их точки зрения, диаспора – это определенная устойчивая общность индивидов, имеющих общее этническое происхождение и проживающих вне пределов своей исторической родины; общность, которая обладает рядом социальных институтов для поддержания и развития своей жизнедеятельности .
Американский исследователь М. Эсман убежден, что диаспора – это этническое меньшинство, группа, имеющая зарубежные корни и сохраняющая и поддерживающая материальную и эмоциональную связь с исторической родиной .
Его коллега Р. Брубейкер понимает под диаспорой рассеяние этноса в пространстве и его отношение к реальной или воображаемой родине, на которую данная часть этноса (диаспора) продолжает ориентироваться эмоционально и политически, не смотря на отдельное существование .
Интересную позицию нашему вниманию предлагает В. Дятлов , который говорит о диаспоре как об особом типе человеческих взаимоотношений, представляет ее как особую систему формальной и неформальной коммуникации и связей, жизненных стратегий и людских практик, в основе которых лежит общность исторической родины, на усилиях по сохранению стиля жизни в дали от нее – в качестве национального меньшинства в иноэтничном пространстве.
Таким образом, разнообразие понимания термина «диаспора», помогает нам сделать вывод о том, что диаспора — это, с одной стороны, процесс расселения того или иного этноса вне его исторической родины, с другой стороны — это устойчивая общность людей общего этнического происхождения, которая имеет свою собственную стратегию взаимодействия с принимающим государством и исторической родиной, и обладающая характеристикой национальной самобытности народа (язык, культура, сознание), а также имеющая социальные институты для сохранения и поддержания этой самобытности. Значит, употребляя термин диаспора, мы будем понимать под ним совокупность представителей той или иной этнической группы, по тем или иным причинам покинувших историческую родину, проживающих в новом принимающем государстве, стараясь сохранить свою культуру, традиции и национальное самосознание при помощи самостоятельно образованных социальных институтов.
Определение сущности понятия «диаспора» тесно переплетается с его классификациями, которые помогают более полно понять исследуемое явление. Конкретные формы существования диаспор весьма разнообразны, и определить их типологические признаки возможно только применяя к ним различные основания классификации.
На сегодняшний день выделяются два основных вида диаспор :
- классические – укоренившиеся, с длинной и сложной историей (к таким относятся еврейская и армянская диаспоры);
- новые – появившиеся сравнительно недавно в процессе трудовой миграции.
Другие критерии классификации для диаспор применял Г. Шеффер . В основу его типологии легли: время создания диаспоры, стадия ее «жизни», наличие или отсутствие своего национального государства у данного этноса и ареал расселения. Г. Шеффер выделял:
- «старожильческие» - диаспоры, у которых глубокие исторические корни (армяне, евреи, китайцы);
- «молодые» - относительно новые диаспоры (греки, поляки, турки);
- «зарождающиеся» - пребывающие на начальных этапах своего формирования (корейцы, русские в странах СНГ);
- «дремлющие» - те, что находятся на самом раннем этапе формирования (американцы в Европе и Азии, скандинавы в США);
- «этнонациональные диаспоры» - чувствующие за спиной незримое присутствие исторической родины;
- «бездомные» - не имеющие своего государства (курды, цыгане);
- «рассеянные» диаспоры и живущие компактно.
Возможно разделение диаспор на внутренние - живущие на территории одного государства, но в другой этнической среде; и внешние – существующие за пределами родного государства (исторической родины).
Кроме того, диаспоры, как показывает практика, бывают «закрытыми» (китайская, еврейская) и «открытыми» (армянская, русская), то есть склонными к притягиванию иноэтнических представителей.
Каждая диаспора уникальна и своеобразна, однако, в их деятельности есть ряд общих функций , наиболее важные из которых, на наш взгляд:
- культурно - просветительская – заинтересованное участие диаспоры в укреплении и развитии духовной культуры своего народа, в поддержании и распространении национальных традиций и обычаев, создании благоприятных условий для развития национального самосознания членов диаспоры, и в поддержании культурно-исторических связей со своей Родиной. Важное место здесь занимает сохранение родного языка. Некоторые диаспоры создают религиозные организации, особенно, если исповедуемая этим народом религия – не православие.
- социальная функция – социальная защита и охрана прав и свобод членов диаспоры, оказание им поддержки в профессиональном росте и саморазвитии, в трудоустройстве и повышении качества жизни (юридическая, финансовая поддержка и т.д.).
- экономическая функция - развитие таких форм экономической деятельности, в которых реализуются специфические виды производства народных ремесел, товаров народного потребления. Это обогащает жизнь не только представителей данной диаспоры, но и жизнь людей других национальностей.
Неоднозначно складывается реализация права торговли в рамках экономической функции. С одной стороны, повсеместное предоставление такого права может иметь негативные последствия, однако, существуют прецеденты и положительного исхода, который выгоден и диаспоре и принимающему государству.
- политическая функция - проявляется, во-первых, в том, что диаспоры лоббируют возможность получения дополнительных привилегий и гарантий для «своих», стремятся к расширению их властных полномочий. Во-вторых, организации, существующие в рамках диаспор могут выступать как оппозиция правящему режиму, организуя разные движения для борьбы с неприемлемыми им политическими силами. И, конечно же, диаспоры воздействуют на формирование имиджа принимающего государства, а значит и на его внешнюю политику (формируется облик принимающей страны за счет того, какое мнение о ней «привезут домой» мигранты).
- криминальная функция – не напрямую связана с деятельностью диаспоры, но осуществляется рядом этнических общин на территории Российской Федерации.
Проблема развития и функционирования этнических диаспор, на территории стран принимающих мигрантов, чрезвычайно сложна и важна с точки зрения решения. Их саморазвитие и самоизоляция, как показывает мировой опыт, влечёт не малое число угроз принимающему сообществу.
Таким образом, в данной статье мы рассмотрели основные подходы к определению понятия «диаспора», кроме того, обозначили важнейшие функции диаспор и наиболее общие основания их классификации, чтобы в дальнейшем использовать некоторые из них в нашем исследовании.
Tel : +7 495 649 6241
Fax : +7 800 3331538
E-mail : bgscience@idbg.ru
Address : RUSSIA, 101000, Moscow, Myasnitskaya st. 13-2
BIBLIO-GLOBUS Science - one of the leading science publishers in Russia.
Read More