Проблемы и перспективы модернизации социально-трудовых отношений в Украине

Translation will be available soon.
Статья в журнале
Об авторах:


Аннотация:
В статье рассматривается актуальные проблемы и факторы ограничивающие модернизацию социально-трудовых отношений в Украине, предлагаются пути комплексной модернизации социально-трудовой сферы страны.

Ключевые слова:

социально-трудовые отношения, рынок труда, социальная сфера, модернизация, проблемы модернизации
Цитировать публикацию:
Проблемы и перспективы модернизации социально-трудовых отношений в Украине – С. 121-127.

Problemy i perspektivy modernizatsii sotsialno-trudovyh otnosheniy v Ukraine. , 121-127. (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241




Имеющиеся в экономике Украины кризисные явления, противоречивость осуществляемых реформ напрямую затрагивают интересы большинства людей, отражаются на качестве их жизни, степени и направлениях трудовой и социальной активности. Негативные социально-экономические явления в значительной мере являются последствиями недостаточного теоретического и организационно-методического обоснования процессов формирования и развития социально-трудовых отношений.

Социально-трудовые отношения мы рассматриваем с двух точек зрения:

- Как комплекс взаимоотношений между наемными работниками и работодателями в условиях рыночной экономики, нацеленных на обеспечение высокого уровня и качества жизни человека, коллектива и общества в целом;

- Как совокупность экономических, социальных, психологических, административных и правовых методов и норм, направленных на включение рабочей силы в процесс труда и его воспроизведения на основе рыночных механизмов - спроса, предложения, рыночной цены.

Формирование и развитие социально-трудовых отношений в обществе проходит под влиянием факторов, значимость которых определяется историческим, экономическим, социокультурным и политическим содержанием.

К основным факторам следует отнести следующие: особенности социальной политики государства; глобализацию экономики, развитие общественного труда и производства; жизненный цикл развития предприятия (организации).

На наш взгляд, основой для накопления системных противоречий, ограничений и рисков в сфере социально-трудовых отношений в Украине стали следующие факторы:

  • Низкая эффективность и чрезмерная затратность социальной сферы. Это связано с нереформированостью системы управления, оттоком квалифицированных кадров из-за низкого уровня заработной платы, отсутствием механизмов целевого предоставления социальных услуг, длительным недоинвестирования, и следовательно - разрушенния основных фондов и т.д.
  • Преимущественно фискальный характер финансирования социальной сферы. Неразвитость механизмов диверсификации предоставления социальных услуг и стихийность во введении платного сегмента этой сферы обусловили чрезмерную финансовую нагрузку на государственный и местные бюджеты при распылении и низком контроле за целевым использованием получаемых бюджетных средств.
  • Возможность для субъектов хозяйствования получения конкурентных преимуществ за счет пренебрежения социальной ответственностью. Практика социально ответственного ведения бизнеса медленно приобретает распространение среди отечественных предприятий. Злоупотребление возможностями медленного увеличения заработной платы в трудоизбыточных регионах и сегментах рынка труда, сохранение неблагоприятных условий труда, екологонебезпечних способов производства нередко обусловливали сохранение значительной конфликтности в отношениях между бизнесом и работниками, бизнесом и местными властями.
  • Отсутствие реально действующего рынка труда. Неадекватность механизмов регулирования спроса и предложения работников на отечественном рынке труда обусловила структурные деформации в системе профессиональной подготовки, избыток специалистов одних и дефицит других специальностей, возникновение локальных дефицитов и излишков работников в отдельных регионах, а как следствие - снижение эффективности использования трудового потенциала нации.
  • Отсутствие должной динамики производительности труда. Рост заработной платы (следовательно, и социальных отчислений), которое существенно превысило динамику производительности труда, обусловило прогрессирующее изъятия потенциальных инвестиционных ресурсов предприятий на нужды текущего потребления, что сформировало условия для воспроизводства этого разрыва. При этом заработная плата во многом утратила функцию оценки результативности трудовой деятельности работника.
  • Неэффективная структура доходов населения. Чрезмерная доля социальных трансфертов, динамика которых не зависит напрямую от уровня экономической активности их получателей, не позволила установить надлежащий связь между экономической динамикой и ростом потребительского спроса. Слишком высокая дифференциация доходов по региональному и профессиональному признакам приводила к сегментации потребительского спроса, возникновение локальных "перегревов" рынка, что усиливало инфляционный эффект общего роста доходов.
  • Неадекватность действующих механизмов превращения доходов в сбережения. Растущие доходы, получаемые населением, даже ведя к активному росту банковских депозитов, фактически играли роль акселератора потребительского кредитования. Рост инвестиционного кредитования происходило значительно медленнее, что уменьшало стимуляционный эффект роста доходов для экономики страны. На этом фоне непосредственный рост потребительского спроса вел к увеличению потребности в импорте для его удовлетворения, что привело к дефициту торгового баланса страны.
  • Социально-трудовые отношения на предприятиях часто характеризуется неопределенностью институциональных рамок заемного труда; пассивностью работников в отстаивании своих трудовых прав; слабой действенностью, хаотичностью договорных отношениях между ее участниками. В результате широкая свобода работодателя ограничивает права работников и увеличивает их обязанности, работники нередко дискриминируются и лишаются социальной защиты.
  • Основными путями модернизации социально-трудовых отношений в Украине должно стать:

  • Обеспечение целевого характера льгот социального направления, исключения возможностей пользования такими льготами лиц, не имеющих нужды особой при резком упрощении механизмов их получения категориям населения, нуждающимся в помощи.
  • Повышение эффективности использования бюджетных расходов на социальную сферу, обеспечение их целевого использования. Это, в частности, предусматривает действия по следующим направлениям:
  • модернизация управления учреждениями социальной сферы (прежде всего - здравоохранения) за счет усиления полномочий и инициативных действий местных властей;
  • последовательное введение страховых принципов в предоставлении социальных услуг при беспрекословном и на высоком уровне обеспечении предоставления базовых социальных услуг за счет государственного бюджета;
  • рационализация финансирования учреждений социальной сферы с дифференциацией в зависимости от их нагрузки, места расположения, потребностей развития; увеличение инвестиционной составляющей социальных расходов во избежание непоправимых потерь социальной инфраструктуры;
  • диверсификация поставщиков социальных услуг (прежде всего, в жилищно-коммунальном секторе) в целях обеспечения максимально эффективного использования расходов центрального и местных бюджетов, средств кондоминиумов.
  • 3. Ускорение процесса внедрения пенсионной реформы с формированием механизмов инвестиционного использования средств пенсионных фондов, обеспечением надежности их вложений. Что должно предусматривать:

  • создание системы страхования пенсионных взносов;
  • расширение спектра финансовых инструментов, доступных для инвестирования;
  • завершение формирования нормативно-правовой базы пенсионного страхования, в том числе - определение четкого соотношения ответственности государственных и негосударственных учреждений пенсионного страхования.
  • Активизация государственной политики на рынке труда с целью его скорейшей адаптации к структурным изменениям, которые происходят в экономике, и оптимизации использования трудового потенциала регионов и страны в целом, в частности:
  • Поощрение и развитие социальной ответственности бизнеса:
  • обеспечения стратегической адекватности государственного заказа на подготовку специалистов системами высшего и специального образования;
  • внедрение механизмов оперативной текущей переподготовки работников, высвобождающихся или желающих сменить специальность по собственной инициативе;
  • принятие мер по повышению территориальной мобильности работников;
  • расширение сети социальных работ для абсорбции количества высвобожденных работников, растет.
  • введение фискальных средств поощрения социальной ответственности бизнеса;
  • активная пропаганда ценностей и стандартов социально ответственного бизнеса;
  • государственная поддержка национальных и международных инициатив, связанных с социальной ответственностью, содействие внедрению в Украине международных социальных стандартов ведения бизнеса;
  • введение отношений государственно-частного партнерства, которое заключается в установлении долгосрочных отношений между субъектами центральной или местной власти и предприятиями или их общественными объединениями по поводу решения важных для всего общества социально-экономических проблем.
  • Выводы. Внедрение вышеуказанных структурных сдвигов в состоянии оказать положительный импульс модернизации социально-трудовых отношений Украины. Характерными чертами украинской модели социально-трудовых отношений должны стать: широкое применение государственными органами рычагов прямого и косвенного воздействия; разветвленная законодательной базы; применения программно-целевых подходов к решению социально-трудовых проблем; признание социального диалога как основной формы согласования интересов работодателей и наемных работников; мобилизация общественных сил на выполнение в кризисные периоды приоритетных общенациональных задач; активность наемных работников и их представительных органов в отстаивании своих прав; сочетание при решении конфликтов как примирительных процедур, так и методов силового давления контролирующих органов и судов.



    Издание научных монографий от 15 т.р.!

    Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
    В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

    creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



    Источники:
    1. http://info.worldbank.org/etools/kam2/KAM_page5.asp.
    2. Пенькова И. Экономика знаний: институциональные трансформации [Электронный ресурс] / И. Пенькова. – Режим доступа : http://www.nbuv.gov.ua/Portal/Soc_Gum/eprom/2009_44/st_44_02.pdf.
    3. http://www.ukrstat.gov.ua.