Стратегия управления оборотным капиталом торгового предприятия

Translation will be available soon.
Статья в журнале
Об авторах:


Аннотация:
В настоящее время перед каждым торговым предприятием и отраслью в целом стоит проблема выработки эффективных методов управления оборотным капиталом. Ограниченность финансовых ресурсов, постоянный недостаток собственных оборотных средств, высокие процентные ставки по кредитам и, соответственно, ограниченность использования заемных средств сформировали ситуацию, в которой функции управления оборотным капиталом свелись к установлению очередности осуществления платежей.

Ключевые слова:

торговые предприятия, управление оборотными средствами, стратегия управления
Цитировать публикацию:
Стратегия управления оборотным капиталом торгового предприятия – С. 116-117.

Strategiya upravleniya oborotnym kapitalom torgovogo predpriyatiya. , 116-117. (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241




В настоящее время перед каждым торговым предприятием и отраслью в целом стоит проблема выработки эффективных методов управления оборотным капиталом. Ограниченность финансовых ресурсов, постоянный недостаток собственных оборотных средств, высокие процентные ставки по кредитам и, соответственно, ограниченность использования заемных средств сформировали ситуацию, в которой функции управления оборотным капиталом свелись к установлению очередности осуществления платежей. Причем размер проплат определяется еще в начале операционного дня, поскольку ресурсов для проведения всех платежей у предприятия не хватает.

Недостаток финансовых ресурсов усугубляется низкой результативностью деятельности предприятий торговой отрасли. На 1.07.2003г. более 48% предприятий были убыточны. Следствием этому стало полное отсутствие средств для обновления основного капитала и расширения оборотного, а убытки напрямую сократили объем имеющихся оборотных средств.

В то же время разработка предприятием стратегии и проведение грамотной политики управления оборотным капиталом даже в сложившихся условиях позволит ему ограничить или вообще свести к нулю размер заемных средств в виде кредитов банков. Действующее в республике Положение о порядке проведения безналичных расчетов определяет возможность оплаты полученного от поставщика товара через 10 дней после поступления платежного требования в банк. Срок выставления требования поставщиком определяется договором купли-продажи и может быть достаточно продолжительным. В среднем по республике период оплаты товаров в настоящее время составляет 12-15 дней. Если объем и график завоза партий товаров установить так, чтобы их оборачиваемость составляла 10-13 дней, то к моменту оплаты необходимая сумма денежных средств посредством инкассации наличности будет уже на расчетном счете. Для товаров, имеющих больший период оборачиваемости, возможны другие формы оплаты. Но даже в этом случае размер средств, который необходимо дополнительно привлечь для оплаты, значительно уменьшится. Такой подход к управлению оборотным капиталом одновременно сократит затраты по хранению товаров и управлению их движением, что незамедлительно скажется на увеличении экономического эффекта.

Поскольку в торговых предприятиях товарные запасы составляют около 70-80%% величины оборотного капитала, они требуют особых, тщательно разработанных управленческих воздействий и оптимизации направляемых на их формирование средств. В этой связи специалистам предприятий необходимо перейти от методики оценки эффективности деятельности по периодам (месяц, квартал, год) к оценке эффективности каждой сделки и операции. Это позволит позиционировать товар на рынке, предприятия в районе деятельности и сформировать портфель сделок, тем самым повышая рентабельность каждой из них в рамках общего портфеля. Сама же оценка требует обязательного учета временного отрезка вложения и получения денег, ибо целью деятельности любой коммерческой организации является получение прибыли.

Прирост денежных средств в ходе реализации сделки будет обеспечен только на протяжении временного отрезка, в течение которого размер получаемого дохода значительно превысит затраты на ее проведение. Данный временной интервал определяется индивидуально для каждой сделки в зависимости от размера вовлеченных финансовых ресурсов, особенностей товара, его жизненного цикла, масштабов и параметров деятельности, конкурентоспособности. При этом как доходы, так и затраты должны оцениваться на основе их дисконтирования. Неучет фактора времени в итоге исказит ожидаемую от сделки прибыль, рассчитанный прирост денежных средств, и сама реализация сделки приведет к нулевому или даже к отрицательному результату.

При разработке стратегии управления оборотным капиталом важно также помнить о необходимости формирования на предприятии экономически обоснованного нижнего предела остатка денег в кассе и на счетах, то есть той части денежных средств, которую с известной долей условности рассматривают как бесприбыльные активы. Функциональная нагрузка этой части оборотного капитала достаточно высока: постоянная поддержка кредитоспособности, оплата непредвиденных расходов, проведение своевременных расчетов с поставщиками. Ее размер зависит от ликвидности текущих активов предприятия, финансового риска, размера обязательств и сроков их погашения, быстроты и условий получения краткосрочных кредитных средств.

Формирование стратегии управления оборотным капиталом и экономически обоснованный выбор средств ее реализации на предприятиях торговли уже сегодня может обеспечить до 80% получаемой прибыли. Это обязывает руководство предприятия, с одной стороны, тщательно, скурпулезно и взвешенно подходить к управлению его текущими активами, а с другой стороны – задействовать резервы роста прибыли через эффективный менеджмент человеческого капитала и материально-технической базы.



Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Валдайцев С.В. Оценка бизнеса и инноваций. – М.: Филинь, 1997
2. Кардаш В.Я. Товарна інноваційна політика: Навчальний посібник. – К.: КНЕУ, 1999
3. Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива. / Пер. с фр. – СПб.: Наука, 1996