Творчество уже давно перестало быть чем-то мистическим, современному экономисту, да и любому другому специалисту, в обязанности которого входит поиск решений нестандартных проблем, необходимо владеть современными инструментами творчества. Здесь мы приведем очень краткий обзор 10 методик для поиска новых идей и творческого решения проблем.
1. Мозговой штурм
Автор — Алекс Осборн.
Основной принцип состоит в том, чтобы развести во времени генерацию идеи и ее критику. Каждый участник выдвигает идеи, другие пытаются их развивать, а анализ полученных решений проводится позже. Иногда используют «немой» вариант мозгового штурма — брейнрайтинг, когда идеи записываются на листке бумаги, который участники передают друг другу, внося новые возникшие соображения.
2. Шесть шляп
Автор — Эдвард де Боно.
Методика позволяет упорядочить творческий процесс с помощью мысленного надевания одной из шести цветных шляп. Так, в белой человек беспристрастно анализирует цифры и факты, затем надевает черную и во всем ищет негатив. После этого наступает очередь желтой шляпы — поиска позитивных сторон проблемы. Надев зеленую, человек генерирует новые идеи, а в красной может позволить себе эмоциональные реакции. Наконец, в синей подводятся итоги.
3. Ментальные карты
Автор — Тони Бьюзен.
По его мнению, креативность связана с памятью, а значит, укрепление памяти улучшит и качество креативных процессов. Однако традиционная система записи с заголовками и абзацами препятствует запоминанию. Бьюзен предложил поместить в центр листа ключевое понятие, а все ассоциации, достойные запоминания, записывать на ветвях, исходящих от центра. Не возбраняется подкреплять мысли графически. Процесс рисования карты способствует появлению новых ассоциаций, а образ получившегося древа надолго останется в памяти.
4. Синектика
Автор — Уильям Гордон.
Гордон считает, что основной источник креативности — в поиске аналогий. Сначала нужно выбрать объект и нарисовать таблицу для его аналогий. В первый столбец записывают все прямые аналогии, во второй — непрямые (например, отрицание признаков первого столбца). Затем нужно сопоставить цель, объект и непрямые аналогии. Скажем, объект — карандаш, задача — расширение ассортимента. Прямая аналогия — объемный карандаш, ее отрицание — плоский карандаш. Результатом будет карандаш-закладка.
5. Метод фокальных объектов
Автор — Чарльз Вайтинг.
Идея состоит в том, чтобы объединить признаки разных объектов в одном предмете. Например, взяли обычную свечу и понятие «Новый год». Новый год ассоциируется с искрящимся бенгальским огнем, этот признак можно перенести на свечу. Если бенгальскую свечу стереть в порошок и добавить его в воск, получится «новогодняя» свеча с искрящейся крошкой внутри.
6. Морфологический анализ
Автор — Фриц Цвикки.
Объект нужно разложить на компоненты, выбрать из них несколько существенных характеристик, изменить их и попытаться соединить снова. На выходе получится новый объект. Например, нужно придумать визитную карточку для парфюмерной компании. Если изменить классическую прямоугольную форму и воздействие на органы чувств, может получиться треугольная визитка с запахом парфюма.
7. Непрямые стратегии
Авторы — Брайан Эно и Питер Шмидт.
Берется колода карт, на которых записан набор команд (например, «дай волю злости», «укради решение» и др.). Во время создания новой идеи нужно вытаскивать карту и пытаться следовать ее указаниям.
8. Автобус, кровать, ванна
Метод основан на убеждении, что новая идея не только зреет в глубинах подсознания, но и активно рвется наружу. И чтобы она проявилась, надо лишь не мешать ей. Новая идея может прийти в голову где угодно, даже в малоподходящих для этого местах. Классический пример — Архимед с его ванной.
9. Расшифровка
Берется непонятная надпись на чужом языке — скажем, иероглифы. В голове человека, который ее рассматривает, будут рождаться разные ассоциации. Один преподаватель, например, «увидев» воду и три круга, решил открыть свое дело и занялся доставкой устриц.
10. Ловушка для идей
Этот прием подразумевает инвентаризацию всех возникающих идей: их можно наговаривать на диктофон, фиксировать в тетради и т. п. А потом при необходимости обращаться к своим записям.
о, какая интересная тема затронута!
о, а я работу писал в универе на эту тему! самый популярный из них это «6шляп» (МШШ), т.к. он чрезвычайно прост и практичен.
В начале 90-х IBM использовала метод шести шляп как часть базисного обучения 40.000 своих менеджеров по всему миру,еще его широко используют Du Pont, Prudential, NTT, да и куча других крупных корпораций.
мне думается, если человек ..скажем глуп, «какую шляпу ни надень», не поможет, имхо ^)
согласен с тем, что никакие методики не помогут, если ты в этом ни бум-бум, просто есть люди, обладающие креативным мышлением, а есть те, у кого напрочь отсутствует это качество, и тут ничего не поделаешь, у каждого свои таланты, можно тысячу книжек написать про методики, про то «как стать креативщиком», но это пишут люди, которым ими заведомо обладают, практики, и как ты ни расписывай, как ни обзови, хоть «6шляп», хоть «10шляп», если люди до этого не додумались раньше, это им вряд ли поможет, да, они могут ознакомиться с тем, что вот такое есть, но креативными они от этого не станут))
Задумайтесь, а существуют ли те, у кого напрочь отсутствует такое качество, как творческое мышление?
У любого человека есть какая-никакая креативность. Просто у всех на разном уровне, в разных областях жизни.
А перечисленные здесь методики, имхо, помогают сделать творческий процесс более эффективным.
Разумеется, это не панацея, иногда одному человеку за минуту приходит в голову столько блестящих идей, что у целой группы заняло бы полчаса мозгового штурма.