Risk Management at the Stage of Forecasting of Socio-Economic Development of the Territory

Цыдыпова Т.Б.

Journal paper

Russian Journal of Entrepreneurship *
№ 14 / July, 2013
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Please, cite as:
Tsydypova T.B. Upravlenie riskami na etape prognozirovaniya sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya territorii // Rossiyskoe predprinimatelstvo. – 2013. – Tom 14. – № 14. – S. 26-34.

Abstract:
The article describes the issues of risk management in the economic unstable territory. It identifies the main risk factors, types of risks, the calculation methods of the risks impact on the main areas of the territorial unit management. Also the factors reducing and upside risks, an algorithm for risk management are defined.

Keywords: risk management, territorial management, risk factorsforecasting



Традиционные подходы к прогнозированию социально-экономических процессов основаны на предположении, что основные тенденции и факторы развития экономики, выявленные за последние несколько лет, сохраняются и в прогнозируемый период. Но в современных условиях все чаще устанавливаются факты сильного влияния экономической нестабильности на выполнение основных показателей социально-экономического развития регионов. Поэтому для территории, как экономической системы с множеством сложных взаимосвязанных процессов, управление рисками на этапе прогнозирования становится необходимой частью управленческого механизма.

Управление рисками территории и формирование управленческих решений

Управление рисками территории включает следующие основные направления деятельности:

- оценка и анализ риска;

- разработка механизма выработки предупреждения рисков и их минимизация;

- кризисное управление.

В рамках первого направления осуществляется идентификация и анализ рисков, в результате чего оценивается степень возможного риска. Идеальным вариантом принятия управленческих решений с учетом возможных рисков может быть такой цикл управления, в котором кризисные явления предупреждены уже на этапе планирования хозяйственной деятельности (рис. 1):

р19

Рис. 1 Управление рисками территории

Формирование управленческих решений в территориальном управлении происходит, зачастую, в условиях ограниченности информации. Это основной риск, хотя также необходимо учитывать такие факторы, как наличие противоборствующих тенденций, элементы случайности и т.д. Вся эта информация по пути к управленческому решению проходит несколько этапов трансформации: начиная с постановки задачи, заканчивая выбором оптимального решения (рис. 2):

р116

Рис. 2. Формирование управленческих решений

Факторы риска

Прогнозирование социально-экономического развития территории реализуется на двух первых этапах этой трансформации: постановка задачи и подготовка решения.

Как было отмечено выше, управление рисками начинается с его идентификации, что означает выявление всех возможных факторов риска и их ранжирования по степени влияния на развитие экономики.

Под факторами риска понимаются условия протекания хозяйственных процессов в условиях неопределенности или причины, вызвавшие изменение благоприятных условий экономического развития. Можно выделить пять основных критериев классификации факторов риска (рис. 3):

р117

Рис. 3 Факторы риска социально-экономического развития территории

В Стратегии социально-экономического развития Республики Бурятия до 2025 года на основе метода экспертных оценок определены факторы внутренней и внешней среды Республики Бурятия. На основе этой информации можно выделить основные факторы риска и причины, которые могут негативно повлиять на полноценное развитие экономики в этот период. В данном случае можем говорить, что учет риска является своего рода прогнозом неблагоприятных исходов, исходя из слабых сторон экономики (рис. 4):

р118

Рис. 4 - Факторы риска "внутренней среды" Республики Бурятия

Среди основных угроз внешней среды Республики Бурятия эксперты назвали:

- жесткую конкуренцию на мировых рынках сырья и технологий, обусловливающую трудности выхода с продукцией местных предприятий на национальный и мировой рынки;

- конъюнктурный спад спроса на продукцию местного производства;

- дальнейший отток инвестиционного капитала исключительно в сырьевые отрасли Республики Бурятия;

- быстрорастущую конкуренцию в сфере туризма со стороны территорий-соседей, схожих по природным характеристикам курортно-туристических зон и т.д.

Внутренние и внешние риски

Риски территории, в общем случае, будем делить на внутренние и внешние. Внутренние риски подлежат расчету и, зачастую, на их уровень влияет компетентность руководствующего состава. Более проблемной является область внешних рисков, не связанных с деятельностью территориального органа управления, так называемые слабые сигналы. На сегодняшний день субъектов Федерации обязывают на этапе планирования проводить анализ сильных и слабых сторон.

Это позволяет определить приоритетные направления для разработки и внедрения корректирующих и предупреждающих действий, усиления контроля и введения механизмов измерения, анализа и улучшения. Если обратимся к той же «Стратегии социально-экономического развития Республики Бурятия до 2025 года», то анализ слабых и сильных сторон позволил определить сдерживающие факторы роста объемов ВРП на планируемый период. Но, тем не менее, ряд негативных явлений, изменивших в результате структуру ВРП, не были определены.

Эти явления относятся, в большинстве случаев, к слабым сигналам. Среди них можно выделить снижение объемов добычи полезных ископаемых (0,3 %). Также в 2012 г. темпы роста основных показателей внешней торговли существенно замедлились по сравнению с 2011 годом.

Таким образом, внедрение механизмов управления слабыми сигналами на уровне территорий позволяет повысить уровень осведомленности о наступлении рисков даже в условиях неожиданных изменений и, тем самым, повысить эффективность территориального управления.

Примерную методику расчета воздействия слабых сигналов можно выстроить по аналогии с методикой расчета для фирмы, описанной И. Ансоффом. Он в своей книге «Стратегическое планирование» описал технологию расчета воздействия на примере фирмы, осуществляющей экономическую деятельность в четырех зонах хозяйствования. Для территории или региона можно описать основные направления экономики в соответствии с плановыми и отчетными показателями. Каждому явлению в таблице отведена колонка в соответствии с уровнем осведомленности о нем (табл. 1).

Таблица 1

Анализ потенциальной опасности (благоприятной возможности)при слабых сигналах


Стратегическая зона хозяйствования
Уровень осведомленности
Осознание опасности (новых возможностей)
Источник опасности (возможности)
Масштаб опасности (возможность)
Пути решения проблемы
Промышленность


1) опасность
2) 1-3 года
3) 0,15-0,40

Сельское хозяйство
1) Опасность (возможность)
2) 10-15 лет
3) От +0,3 до -0,3

Строительство


1) Возможность
2) 1-2 года
3) 0,25-0,30

Транспорт и связь




Образование и наука




Здравоохранение









Примечания:

1) Описание опасности (или благоприятной возможности).

2) Период возможного воздействия.

3) Доля снижения (увеличения) доходов.

Алгоритм процесса управления рисками

Управление рисками территории предполагает осуществление ряда процессов и процедур, реализующих целенаправленное воздействие на риск. Исходя из схемы управления, приведенной на рис. 1, можно предложить следующий алгоритм процесса управления рисками:

р119

Рис. 1. Алгоритм процесса управления риском:

1 — наблюдение за внешней обстановкой, 2 – определение относительной силы или слабости сигналов; 3 - сбор и обработка первичной информации о риске; 4 — качественный анализ риска; 5 — количественная оценка риска; 6 — оценка возможности снижения риска; 7 — выбор методов и формирование вариантов снижения риска; 8 – снижение внешней стратегической уязвимости; 9 – повышение гибкости внутренней среды; 10 – разработка плана-программы мер по устранению конкретной опасности; 11 – оценка приемлемости применения плана; 12– осуществление плана; 13 – корректировка плана; 14 – отказ от реализации проекта (избежание риска).

Такой алгоритм управления обеспечивает наиболее четкую взаимосвязь результатов отдельных процессов и тем самым – достижение целей управления рисками. А также определяет основные факторы (табл. 2), снижающие или, напротив, повышающие риски территории.

Таблица 2

Основные факторы, влияющие на риски

Факторы, снижающие риск
Факторы, повышающие риск
- проводимые исследования;
- системы защиты
- контроль
- разработка стратегии развития
- управление рисками
- нестабильность экономики
- инфляция
- природные и техногенные катастрофы
- коррупция

Учет этих факторов позволит определить влияние слабых сигналов на стратегические зоны хозяйствования территории и точно указать: как включить управление по слабым сигналам в систему управления территорией, кто этим должен заниматься, во сколько это обойдется, и какие трудности могут встретиться на пути внедрения выбранной технологии управления.

Вывод

В настоящее время, когда менеджмент на всех уровнях его применения направлен не на результативность, а на эффективность, умение предугадать и предупредить риски является важнейшим условием грамотного хозяйствования.


Страница обновлена: 14.05.2024 в 10:59:35