Information Technologies for Smoothing Regional Distinctions

Вдовкина Е.Г.

Journal paper

Russian Journal of Entrepreneurship *
№ 7-2 / July, 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Please, cite as:
Vdovkina E.G. Informatsionnye tekhnologii dlya sglazhivaniya regionalnyh razlichiy // Rossiyskoe predprinimatelstvo. – 2011. – Tom 12. – № 7. – S. 150-154.

Abstract:
The article considers the problem of spatial development of the Russian Federation, the policy for smoothing the spatial polarization and the polarized development policy, their strengths and weaknesses. The author suggests using information technologies as a tool of the regional economic policy that promotes a reduction in inter-regional differentiation and further development of regions through an increased innovation development.

Keywords: innovations, innovative development, business, regional development, information technologies, spatial polarization, instruments of regional economic policy



Концепцией долгосрочного социально-экономического развития на период до 2020 г. предусматривается сбалансированное пространственное развитие, основанное на формировании территориальных центров роста как в регионах, осваивающих новые сырьевые ресурсы, так и в традиционных регионах, концентрирующих инновационный, промышленный и аграрный потенциал России [1].

Пространственное развитие российских регионов характеризуется сильной поляризацией и тенденцией усиления разрыва в социально-экономических индикаторах. С целью сглаживания пространственной поляризации применяются различные инструменты: прямые и косвенные, экономические, институциональные и политические, работающие на макро- и микроуровнях.

Поддержка отсталых регионов или развитие перспективных?

Низкая эффективность данных инструментов и отсутствие ожидаемых результатов способствовали разработке других подходов к региональной политике. Один из подходов отражен в Концепции Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации, разработанной в 2005 году Министерством регионального развития РФ, в основе которого лежит принцип поляризованного развития. Он подразумевает сосредоточение финансовых, административных, трудовых и других ресурсов в опорных регионах и дальнейшее распространение инновационной активности в другие регионы [2].

По мнению автора концепции сжатия «экономической ойкумены», или интенсивно используемого пространства, Ю.Л. Пивоварова, в условиях рыночной экономики банкротство регионов – столь же естественный процесс, как и банкротство предприятий. С этой точки зрения искусственная поддержка социально-экономических показателей отстающих регионов на относительно приемлемом уровне не способствует эффективному региональному развитию. В то время как концентрация ограниченных ресурсов общества на дальнейшем развитии перспективных регионов и крупных городов позволит получить значительный эффект экономии от использования преимуществ агломерации [3, С.67].

К недостаткам данного подхода можно отнести то, что не учитываются издержки, связанные с переселением населения из проблемных регионов, нагрузка на общественную инфраструктуру в крупнейших городских агломерациях, а также последствия отказа от использования уже созданной в отстающих регионах инфраструктуры, игнорируются геополитические задачи региональной политики, связанные с обеспечением государственной целостности и освоением обширных пространств России, пригодных для проживания и обладающих значительных природно-ресурсным потенциалом [4, С.70].

Информационные технологии как инструмент сглаживания пространственной поляризации

Политика выравнивания в краткосрочном периоде приводит к снижению экономической эффективности, но при этом повышает политическую стабильность и сокращает риск социально-экономической деградации регионов и фактического их исключения из экономического пространства страны. Опыт отдельных европейских стран и всего ЕС в целом показывает, хотя и неоднозначно, успешность подобной политики и в долгосрочном плане [5, С.64]. При этом возможность перенесения европейского опыта по проведению региональной политики, направленной преимущественно на поддержку слабых территорий, а не на развитие перспективных, имеет ряд ограничений. Необходимо принимать во внимание уровень экономического развития региона, масштабы региональных диспропорций, степень освоенности территорий и характер имеющихся региональных проблем.

По нашему мнению, принцип поляризованного развития вполне может сочетаться с ускоренным внедрением и эффективным использованием новых инструментов сглаживания пространственной поляризации.

В качестве нового инструмента сглаживания пространственной поляризации предлагаются информационные технологии. Для регионов с ограниченными природными ресурсами и неблагоприятными климатическими условиями использование информационных технологий должно способствовать выходу на новый уровень развития за счет активизации такого внутреннего фактора экономического роста, как предпринимательская активность, позволяющего перейти от сырьевой направленности экономики к инновационному развитию.

Перспективность данного направления объясняется тем, что развитие предпринимательства оказывает одновременное влияния на труд и на капитал. К преимуществам региональной политики, направленной на развитие малого и среднего предпринимательства можно отнести: создание новых рабочих мест и улучшение условий труда, развитие конкуренции и стимулирование инновационной деятельности [6, С.264].

Инновации и информационные технологии

Переход от сырьевой и экспортной направленности российской экономики к инновационному типу экономического развития предполагает эффективное взаимодействие общества, предпринимательства и государства, основанное на координации совместных усилий и учете взаимных интересов при реализации социально-экономической политики. Достижение поставленной цели требует создания благоприятных условий для развития предпринимательства, повышения конкурентоспособности российских предприятий и их поддержки на глобальных рынках.

На сегодняшний день большинство современных российских инноваций направлено на поддержание или незначительное усовершенствование уже существующих и устаревших видов продукции. Объем частных инвестиций в научную сферу не способствует обновлению производства и разработке принципиально новой отечественной продукции. Уровень инновационной активности даже в условиях экономического подъема не превышал 10%, а производство инновационной продукции составляло 5 – 6% от общего объема производства. Результаты инновационного развития также остаются невостребованными: менее 5% изобретений становятся объектами коммерческих сделок, а в хозяйственном обороте находится 1% результатов научно-технической деятельности. Также следует отметить, что отрасли, со сложившимся крупным капиталом (добыча и первичная обработка сырья, торговля, банковская сфера), можно отнести к менее инновационным отраслям, тогда как предприятия, производящие конечную готовую продукцию, более инновационны в принципе, но имеют меньшую рентабельность и собственные средства расходуют на текущее производство, ограничивая финансирование инновационного развития.

Не способствует инновационному развитию и состояние конкурентной среды: более 20% промышленных предприятий не испытывают серьезного конкурентного давления, способствующего разработке и внедрению инноваций [7, c. 59].

Современный подход к управлению предприятием немыслим без использования инноваций, основанных на использовании информационных технологий. Информационные технологии – это инструмент, упрощающий организацию своего бизнеса и позволяющий эффективно управлять ресурсами предприятия. При использовании информационных технологий происходит повышение оперативности и качества собираемой, обрабатываемой и предоставляемой информации, что положительно сказывается на всей системе управления, в том числе за счет увеличения возможностей по оптимизации решений на основе многовариантных расчетов и сокращения сроков формирования отчетных документов. Информационные технологии становится основой для контроля за финансовыми, материальными и трудовыми ресурсами. Использование информационных технологий позволяет улучшить управляемость предприятий, оптимизировать и повысить эффективность организации труда, создать комфортные условия работы.

Результаты применения информационных технологий можно рассматривать как новые возможности, открывающиеся перед предприятием, достижение конкурентных преимуществ и лидирующих позиций на рынке. Эффект кроется в тех возможностях, которые получает предприятие, применяя информационные технологии, или же, наоборот, в возможностях, которых оно лишает себя, отказываясь от их использования.

Региональная политика в отношении предпринимательства

Следствием развития предпринимательства является воспроизводство профессионально-квалификационного потенциала региона. С одной стороны, за счет создания новых продуктов и услуг в научно-технической сфере и их последующего производства и распространения в хозяйстве, с другой стороны, за счет подготовки специалистов новых востребованных и конкурентоспособных профессий и квалификаций [8, С.55].

Анализируя современное состояние российского предпринимательства можно выделить такие проблемы, как недостаточная проработанность законодательных основ деятельности, административные барьеры, несовершенство законодательства в налоговой сфере, затрудненный доступ к рынкам сбыта, недостаточная общественная защита интересов и прав предпринимателей, проблемы информационного характера [9, С.2].

Целью региональной политики в отношении предпринимательства должен стать комплекс мероприятий, направленный на создание и обеспечение финансовой, материальной, информационной, консультационной и организационно-методической помощи.

Учитывая специфические условия социально-экономического развития каждого субъекта Российской Федерации и возможности использования ограниченных ресурсов, обеспечивающих общие условия производства материальных благ на данной территории и общие условия жизнедеятельности людей, информационные технологии способны стать тем инструментом, который позволит сократить межрегиональные различия и повысить эффективность региональной политики в целом.


Страница обновлена: 18.05.2024 в 17:01:51