Тагаров Бато Жаргалович – доцент кафедры экономической теории и институциональной экономики (Байкальский государственный университет)
В данной статье автор анализирует процесс уберизации и определяет основные черты данной бизнес-модели. Рассматриваются основные подходы к определению термина «уберизация». Делается вывод о том, что процесс уберизации заключается в замене иерархических внутрифирменных отношения на горизонтальные рыночные. Проведен анализ теоретических подходов к определению возможности подобной замены: теории трансакционных издержек, теории асимметрии информации, теории неявных знаний и теории QWERTY-эффектов. Определены факторы эффективности процесса уберизации и его границы.
Основные тезисы:
• Уберизация – это процесс переноса взаимодействий между покупателями и продавцами на цифровую платформу, создающую дополнительную ценность для покупателей и продавцов с помощью информационных технологий.
• Основными чертами бизнес-модели, выстраиваемой в процессе уберизации являются: снижение неопределенности для покупателей и продавцов, использование мобильных устройств, устранение посредников, вовлечение в производство неиспользуемых ранее ресурсов.
• Распределением ресурсов при уберизации управляет «невидимая рука» рынка. В отличие от свободного рынка ключевые правила взаимодействия задаются владельцем цифровой платформы, посредством которой производится обмен.
• В теории сложилось несколько взаимодополняющих друг друга подходов, объясняющих, почему в одних сегментах экономика процесс уберизации протекает эффективно, а в других – нет: теория трансакционных издержек, теория неявных знаний и теория QWERTY-эффектов.
• Процесс уберизации ограничивается величиной трансакционных издержек взаимодействия. Поэтому «убер-приложение» может быть эффективным только в том случае, если оно действительно способно снижать подобные затраты.
• Процесс уберизации эффективен в том случае, когда взаимодействие участников системы основано на обмене явным знанием. Если же необходима передача неявных знаний, то упрощение и стандартизация бизнес-процесса может только навредить.
• Процесс уберизации предполагает полную перестройку и «реинжинирг» существующей модели работы рынка. Это предполагает необходимость преодоления сопротивления субъектов, которым выгодно действовать в рамках имеющейся институциональной системы, а также решение проблемы сетевых эффектов.
Tel : +7 495 648 6241
Fax : +7 495 648 6241
E-mail : info@idbg.ru
Address : 101000, Москва. ул. Мясницкая, д. 13, стр. 2
Сейчас у нас проходит акция - издание научной монографии стоит всего 15 т.р.
Подробнее