Тагаров Бато Жаргалович – доцент кафедры экономической теории и институциональной экономики (Байкальский государственный университет)
В статье рассмотрены подходы к определению информации как экономической категории. Показано изменение взглядов на информацию в связи со становлением информационной экономики и приведены ее основные черты. Выделены основные виды информационного предпринимательства и основные направления ее применения в предпринимательской деятельности, а также в жизни населения. Определены специфические черты информационных товаров. Рассмотрены основные последствия специфики информации как товара для предпринимательской деятельности и экономики в целом. Проведен анализ различий рынков простых и сложных информационных товаров и влияния глобализации информационного рынка на конкурентоспособность развитых и развивающихся стран.
Основные тезисы:
• Причиной недостаточного внимания к роли информации в экономике в течение длительного времени было преобладание неоклассической модели, предполагавшей полную информированность субъектов рынка, а также незначительное влияние информационного фактора на экономический рост.
• Развитие науки и информационных технологий сделало информацию важнейшим фактором конкурентоспособности субъектов экономики.
• Повышение ценности информации обусловило рост спроса на информационные товары и развитие информационного рынка.
• Информационный рынок можно разделить на два подвида: рынки, товаром на которых является информация, имеющая ресурсный характер; рынки, где информация приобретается для удовлетворения потребностей индивида.
• Специфику функционирования информационного рынка определяет следующая черта информации: процесс передачи и тиражирования информации с развитием информационно-коммуникационных технологий становится практически мгновенным.
• В результате информационные рынки становятся глобальными, а их конкурентная среда приближается к совершенной конкуренции. Это приводит к выравниванию цен на простые информационные товары.
• Производство и тиражирование информации обладает сильным эффектом экономии от масштаба. Поэтому цена и целесообразность информационного продукта будут зависеть от объема его рынка сбыта.
• Создание информационного продукта, особенно наукоемкого, обладает высоким уровнем неопределенности. Неопределенными являются результат производства, период времени, необходимый для производства, и объем ресурсов.
• Высокий уровень неопределенности, связанный с производством нового информационного товара, затрудняет доступ к инвестициям. Поэтому важным источником финансирования производства наукоемкой информации во всем мире является государство.
Tel : +7 495 648 6241
Fax : +7 495 648 6241
E-mail : info@idbg.ru
Address : 101000, Москва. ул. Мясницкая, д. 13, стр. 2
Сейчас у нас проходит акция - издание научной монографии стоит всего 15 т.р.
Подробнее