Человеческий потенциал и человеческий капитал: взаимосвязь и взаимовлияние

Translation will be available soon.
Статья в журнале
Об авторах:


Аннотация:
Доклад посвящен исследованию категории "человеческий капитал" и "человеческий потенциал". Рассматриваются особенности преобразования человеческого потенциала в человеческий капитал, при каких условиях происходит это преобразование.

Ключевые слова:

человеческий капитал, человеческий потенциал, мотивация, адаптация, имплицитное знание, самомотивация
Цитировать публикацию:
Человеческий потенциал и человеческий капитал: взаимосвязь и взаимовлияние – С. 449-456.

Chelovecheskiy potentsial i chelovecheskiy kapital: vzaimosvyaz i vzaimovliyanie. , 449-456. (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241




Современное экономическое развитие нуждается в переосмыслении существующих теоретических основ концепции человеческого капитала, вызывает необходимость анализа человеческого капитала, учитывая те направления, которые отображают специфику использования совокупности творческих способностей человека как активов ее капитала. Роль человеческого капитала в современных экономических процессах в отличие от традиционных факторов производства возрастает, что проявляется в изменении структуры человеческой деятельности. В то ж время человеческий капитал показывает повышение значимости широкого спектра творческих способностей работников для экономического развития в отличие от предыдущих этапов хозяйства, когда использовался преимущественно физический труд: вследствие быстрого технологического развития, которое обусловило интеллектуальную насыщенность производственного процесса на всех уровнях, состоялась актуализация интеллектуальной составляющей человеческого потенциала, что привело к выделению интеллектуального капитала; повышение значения единства трудового коллектива, доверия между работниками разных уровней и включения в систему отношений для роста экономического эффекта. В современных условиях очень важно осмыслить человеческий капитал как целостное отражение ресурсов человека и фундаментальную основу для выделения и функционирования интеллектуального, социального и культурного капиталов, ведь именно это способствует признанию необходимости инвестирования в полноценное развитие потенциала человека, не допуская отклонений в ту или другую сторону. Человеческий капитал, что должен по своим качественным и количественным характеристикам стать адекватным хозяйственной системе социально рыночного типа, в то ж время является ведущим фактором самого переходного процессу. Но важной особенностью современного общества является то, что существующая среда не способствует интенсивному формированию и использованию совокупного человеческого капитала, который отражается на его накоплении и предопределяет его недостаточную часть в национальном богатстве.

Еще одно препятствие на пути формирования человеческого капитала общества связано с дискретностью обеспечения населения социальными благами - в результате непродуманной политики в отрасли образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта [1].

Целью доклада является анализ таких понятий, как "человеческий потенциал" и "человеческий капитал"; особенности преобразования человеческого потенциала в человеческий капитал; сходство и отличие этих категорий.

Одним из факторов, который является основой превращения человеческого потенциала в человеческий капитал в современной экономике является мотивация, которая может быть внешней и внутренней. В качестве другого весомого фактора выступает качество знания, носителем которого является индивид.

Человеческий капитал является главной ценностью современного общества, а также основным фактором экономического роста. Инновационная модель экономического развития, движущими силами которого являются новые знания, творческий и интеллектуальный потенциал человека и общества, делает человеческий капитал стратегическим ресурсом конкурентоспособности страны в условиях жесткой конкурентной борьбы.

Человеческий капитал - это не только традиционные черты (уровень образования и квалификации, здоровье, воспитание, профессиональная надежность и другие ценностные ориентиры), а такие характеристики, как - способность адаптироваться к изменениям внешней и внутренней среды, участие в инновационных процессах, оценка последствий глобализации и других тенденций.

Раскрывая качественный состав человеческого капитала, важно выделить следующие существенные моменты:

- человеческий капитал формируется конкретным человеком и неотделим от него. Отделяться могут лишь продукты умственного и физического труда, а не способности, благодаря которым они были созданы;

- здоровье, знание, способности, опыт накапливаются и выступают как определенный запас или потенциал, который требует хранение и воспроизводство;

- формирование индивидуального человеческого капитала занимает большой период жизни - 18 - 25 годы и требует значительных расходов - 100 - 500 тыс. долларов;

- инвестиции (вложение) в формирование и накопление человеческого капитала осуществляют семья, сам человек, фирмы, государство, но их эффект зависит от личной активности и способностей к саморазвитию;

- использование человеческого капитала, степень и его отдачи (эффект) во многом зависит от свободного волеизъявления, индивидуальных преимуществ и ценностей;

- в современных условиях, в любой отрасли экономической деятельности человеческий капитал, его объем, качество и формы использования выступают в качестве главного фактора экономического роста, конкурентоспособности и эффективности;

- часть человеческого капитала состоит из имплицитного знания, которое не может быть формализованным и сохраненным в организации. Примером такого капитала могут быть интуиция, умение принимать решение в условиях ограниченной и информации [2].

Человеческий капитал можно представить как комбинацию таких факторов:

- качества, которые человек привносит в свою работу: ум, энергию, позитивность, надежность, преданность;

- способность человека учиться: одаренность, воображение, творческий характер;

- способность человека делиться информацией и знаниями с другими: командный дух и ориентация на достижения целые [3].

В экономической литературе, которая посвящена управлению персоналом и человеческому капиталу часто между понятиями "человеческий капитал" и "человеческий потенциал" относится знак равенства. На наш взгляд эти два понятия похожие, но не идентичные. Понятие человеческого потенциала входит в понятие человеческий капитал, поскольку в обоих случаях рассматривается человек с определенным образованием, здоровьем, воспитанием, мотивационными преимуществами, но понятие человеческого капитала относится в большей мере к экономической деятельности, тогда как человеческий потенциал это больше социологическое и психологическое понятие.

Некоторые специалисты считают, что человеческий потенциал - это человеческий капитал (в его реальном значении) плюс социально-экономические условия его формирования, развития и использования. Другими словами, здесь учитывается не только экономический аспект инвестиций в человека, но и характеристика социальной среды, которая формирует личность, систему ее ценностей и преимуществ, структуру интересов, степень активности, а также качество жизни населения, которое вместе с уровнем здравоохранения и образования характеризуется такими социально-экономическими показателями, как степень занятости населения, ее платежеспособность, доступ к участию в политической жизни. Таким образом, сформированный человеческий потенциал в зависимости от существующих условий может раскрываться, реализовываться в разной степени [4].

Основным в определении человеческого капитала является понятие капитала как самовозрастающей стоимости. С этих позиций человек рассматривается как определенный объект, который в результате инвестиций в него является экономическим объектом с определенной стоимостью. На данном этапе человек не является капиталом и является пока только определенным потенциалом. В этой связи человеческий потенциал можно также трактовать как набор инвестиций (образовательных, здравоохранения и воспитательных) в человека. Капиталом человек становится только тогда, когда является субъектом экономической деятельности, то есть когда инвестиции начинают работать и приносить прибыль.

В условиях социальной и экономической справедливости, более квалифицированные, более активные работники получают высшую заработную плату, таким образом, получают высшую отдачу от своего человеческого капитала.

Величина человеческого потенциала (в предложенной выше экономической трактовке) зависит как от объема и качества инвестиций, так и от непосредственного желание человека потреблять инвестиции (то есть, в более активном усвоении материала во время учебы, более эффективному использованию времени учебы, укреплении здоровья, физических упражнениях).

Человеческий потенциал следует рассматривать как стратегическую составляющую человеческих ресурсов, поскольку он являет собой потенциальные возможности развиваться и адаптироваться к рыночным изменениям [5].

Действия потенциальных носителей человеческого капитала должны характеризоваться принятием соответствующих решений, предвидением нестандартных ситуаций. Важным является не только объем знаний и способностей, но и умения ими пользоваться.

Для того, чтобы человеческий потенциал мог реализоваться в человеческий капитал предприятия или общества в целом необходимы соответствующие предпосылки. То есть на современном этапе развития важной является мотивация людей к использованию своего человеческого потенциала. Рисунок 1.1 - Преобразование человеческого потенциала в человеческий капитал

Мотивировать работника - значит предоставить возможность реализовать накопленный опыт, профессиональные навыки и жизненные ценности, работая в пользу предприятия. Вознаграждение за труд должно отвечать вкладу работника, кроме того необходимо придерживаться соответствующего баланса между материальным и нематериальным вознаграждением. В обратном случае он теряет интерес к труду, его деятельность вскоре станет негативной для предприятия. Например, в Швеции затраты на оплату труда всегда были достаточно высокими. Социальный пакет обеспечивает шведу 80% больничных выплат, для получения которых рабочему даже не нужно подписи врача : ему достаточно лишь предупредить руководство, что он заболел и будет отсутствовать несколько дней. Кроме того, сегодня для многих шведских фирм в системе мотивации первое место занимает именно команда, в которой работает человек (для работника такие "мягкие ценности", как дружба, партнерство и коллектив имеют первоочередное значение), второе место занимает интересная работа, третье - ощущение, что работник может сам контролировать свою деятельность, то есть никто не вынуждает его работать, а наоборот, он сам беспокоится о качественном выполнении своей задачи, и на седьмом месте - размер заработной платы.

Проведенный теоретический анализ свидетельствует о том, что для активизации человеческого потенциала необходимы дополнительные условия, которые человек может создавать для себя сам (то есть внутренние условия), и внешние условия. Каждый человек является творческой личностью, которая рассматривается не только как важнейший фактор политики и социального развития, но их главный приоритет и активный участник.

"Люди являются центральным звеном динамического процесса изменений. Развитие должно удовлетворять не только их физическим желанием, но также духовным и другие потребностям и ожиданиям. Вложение ресурсов в обеспечение образования, здоровья, потребление и материальное благосостояние является ключевым элементом развития человека".

Проблема накопления, хранения и развития человеческого потенциала должна стать приоритетной государственной стратегической задачей, ее решение должно быть соответствующим образом обеспеченно, поскольку уровень развития человеческого потенциала, которое превращается в человеческий капитал, определяет степень развития страны.

Человек должен не только хотеть усвоить интеллектуальные богатства (самомотивация), но иметь при этом определенный уровень физического и духовного здоровья (внешняя мотивация). В этом очень большую роль играет государство, насколько она сможет обеспечить человеку необходимые условия.



Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Щетинин В.П. Человеческий капитал и неоднозначность его трактовки //МЭиМО. - 2001. - № 12.
2. Лимачко Е. Е. Человеческий капитал в современной экономике – некоторые теоретические аспекты / Лимачко Е. Е. – Новосибирск: Институт Экономики и ОПП СО РАН.
3. Фитц-енц Як. Рентабельность инвестиций в персонал: измерение экономической ценности персонала; [пер. с англ. Меньшикова М.С., Леонова Ю.П.; под. общ. ред. В.И. Ярных] / Фитц-енц Як. – М.: Вершина, – 2006. – 320 с.
4. Мухамеджанова А.Г. Человек – исходная категория экономической теории // Поиск. - 2002, с.186-197.
5. Human capital in a global and knowledge-based economy. Final report: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://europa.eu.int/comm/employment_social/news/2002/jul/report_final.pdf.