Анализ моделей (систем) финансирования национальных инновационных систем развитых стран на основе теории контрактов

Translation will be available soon.
Статья в журнале
Об авторах:


Аннотация:
Национальная инновационная система позволяет повысить интенсивность экономического развития страны за счет использования эффективных механизмов получения, передачи и использования в хозяйственной практике результатов научно-технической и инновационной деятельности. Построение эффективной и рациональной модели финансирования НИС, формирование системы взаимосвязанных институтов финансирования является ключевым элементом на пути к устойчивому экономическому росту и конкурентоспособности страны.

Ключевые слова:

инновационное развитие, национальная инновационная система, финансирование инновационных проектов
Цитировать публикацию:
Анализ моделей (систем) финансирования национальных инновационных систем развитых стран на основе теории контрактов – С. 264-269.

Analiz modeley (sistem) finansirovaniya natsionalnyh innovatsionnyh sistem razvityh stran na osnove teorii kontraktov. , 264-269. (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241




Национальная инновационная система позволяет повысить интенсивность экономического развития страны за счет использования эффективных механизмов получения, передачи и использования в хозяйственной практике результатов научно-технической и инновационной деятельности. Построение эффективной и рациональной модели финансирования НИС, формирование системы взаимосвязанных институтов финансирования является ключевым элементом на пути к устойчивому экономическому росту и конкурентоспособности страны. Для построения НИС России необходимо изучить опыт развитых стран в создании качественной и ээфективной системы финансирования национальных инновационных систем. При анализе национальных инновационных моделей финансирования на основе теории контрактов в качестве институциональных критериев их сравнения можно выделить следующие (табл. 1): 1) основные «игроки»; 2) коммуникации (тип контрактных отношений); 3) ресурсы; 4) финансовое планирование и контроль; 5) взаимодействие с обществом. Таблица 1 — Сравнение систем финансирования НИС развитых стран

Основные характеристика финансового сектора и корпоративного управленияТип системы финансирования
Рыночная (неоклас. контракт) — СШАКорпоративно-государственная (неоклас. контракт) — Франция, ГерманияКластерная (неоклас. контракт) — скандинавские страныМезокорпоративная (имплицитный контракт) — Япония
Развитость финансового рынкавысокаяневысокаяневысокаяневысокая
Банковская концентрацияне имеет значениявысокаявысокаявысокая
Участие банков в управлении компаниямине развиторазвитоне развиторазвито
Доля институциональных инвесторов в финансировании венчурных фондов30-50%менее 10%30-40%менее 10%
Доля корпоративного финансирования венчурных фондовменее 20%40-60%20-30%30-40%
Развитость рынка слияний и поглощенийразвитыйнедостаточно развитыйнедостаточно развитыйнедостаточно развитый
Уровень защиты прав миноритарных акционероввысокийограниченныйвысокийограниченный
Концентрация собственности в реальном секторенизкаявысокаявысокаявысокая
Проанализировав преимущества и недостатки каждой модели финансирования НИС, была предложена многоуровневая модель финансирования национальной инновационной системы России, разработанная с учетом на конкурентных преимуществ страны. В настоящий момент формирование национальной инновационной системы России строится по большому счету с ориентацией на рыночную модель финансирования НИС, основанной на венчурном капитале. Как было рассмотрено выше, ярким примером функционирования данной модели финансирования является США. Анализ процессов становления и развития венчурной индустрии в США позволяет выделить ряд важных особенностей в формировании этого рынка, которые необходимо учесть в рамках создания инновационной системы в России. Во-первых, рынок венчурных инвестиций чутко реагирует на общеэкономическую конъюнктуру и весьма чувствителен к колебаниям фондового рынка. Для нивелирования влияния кризисных явлений в экономике на рынок венчурного капитала в России возможно предложить следующие меры. На наш взгляд, для ускоренного развития рынка венчурного капитала необходимо государственное присутствие в данном сегменте рынка. Существует два основных типа государственного участия в венчурной деятельности. Первый тип представлен механизмом прямого финансирования инновационных проектов на начальных стадиях развития (рисунок 1). Рисунок 1 — Механизм прямого государственного финансирования инновационных проектов Второй тип — механизм фондового типа, который подразумевает создание государственного фонда, осуществляющего финансирование венчурных инвестиционных фондов, тем самым предоставляя на рынок венчурного капитала дополнительные финансовые ресурсы и разделяя инвестиционные риски с частными венчурными инвесторами (рисунок 2).

Рисунок 2 — Механизм государственного участия в венчурной деятельности фондового типа В странах с условиями несовершенного рынка и несовершенного государства доказала свою эффективность система «институтов развития», для которой характерны: 1) софинансирование проектов со стороны государства при сохранении управления проектами в руках бизнеса; 2) ориентация на частно-государственное партнерство; 3) сохранение существующих инновационных институтов с их адаптацией в новую систему либо постепенным замещением новыми институтами; 4) формирование доверия к новым институтам через личную репутацию управляющих; 5) реализация функций поддержки через бизнес-посредников; 6) поддержка кооперации и взаимного обучения и т.п. Данная система позволяет стимулировать внедрение новых технологий, выход на новые рынки и запуск собственных технологических инноваций, устраняет недостатки прямого государственного вмешательства. На наш взгляд, применение комплекса перечисленных выше механизмов даст наибольший эффект в развитии новой экономики в России. Во-вторых, с точки зрения формирования рынка венчурного капитала чрезвычайно высокую роль играют некоторые страновые особенности финансового сектора, а также процесс возникновения и распространения финансовых инноваций. Так, росту венчурной индустрии в США способствовали различные волны финансовых инноваций. В-третьих, развитие рынка венчурных инвестиций чувствительно к некоторым особенностям системы налогообложения — в первую очередь, порядку начисления налогов на прирост капитала. Это обусловлено самой природой прибыли венчурных капиталистов, источником которой является рост стоимости создаваемых бизнесов. Существенное повышение ставок на прирост капитала в 1970-х гг. (наряду с полосой кризисов и дестабилизации финансовых рынков) стало одной из причин наступления глубокой депрессии на рынке венчурных инвестиций, продолжавшейся до 1978 г. Резкое снижение ставки данного налога в 1978 г. (с 70 до 20%) способствовало возрождению рынка венчурных инвестиций [1]. В-четвертых, наиболее мощным катализатором развития рынка венчурных инвестиций в США было принятие законов и программ, способствовавших трансферту технологий (в частности, военных и стратегических) из государственного сектора в частный. Вброс в среду частного предпринимательства мощного пула принципиально новых технологических идей и решений — необходимое условие для активного развития рынка венчурного капитала России. Однако формирование такого пула идей и решений требует достаточно масштабных поисковых и высокорискованных прикладных исследований. А это, как правило, труднодоступно и малопривлекательно для частного сектора. Хорошие условия для решения этой проблемы создает сотрудничество малого инновационного бизнеса и государства в рамках проведения оборонных и стратегических НИОКР. Благодаря такому сотрудничеству возникает синергетический эффект, позволяющий, с одной стороны, повысить результативность государственных расходов на научные исследования, с другой стороны — передать мощный инновационный импульс частному сектору. Венчурные предприниматели, осуществляя исследования в рамках стратегических и оборонных НИОКР, позволяют уменьшить затраты на их проведение, а также придают исследованиям необходимую гибкость. Государство, решая стратегические задачи, одновременно берет на себя риск и затраты продуцирования знаний, часть из которых впоследствии удается перенаправить в гражданские сферы и коммерциализировать. В процессе перехода к формированию эффективной НИС, актуализируется проблема эффективной интеграции науки с произ­водством и профессиональным образованием, а также коммерциализации ре­зультатов научной и научно-технической деятельности. Для определения своей ниши в системе мирового рыночного хозяйства, а также успешного развития своей национальной инновационной системы, России необходимо перейти на более высокий уровень конкурентоспособности, выделить конкурентные преимущества. На наш взгляд, конкурентными преимуществами России являются: 1) инновационная экономика ВПК, основанная на знаниях, существовавшая в СССР. В промышленности действовала мощная отраслевая наука, но она не была ориентирована на рынок, управлялась административно; 2) Россия является практически единственной страной, самодостаточной с энергетической точки зрения, — огромная ресурсная база для генерации электроэнергии с помощью гидроресурсов, тепловых станций на основе угля, нефти и газа, атомная энергетика, термоядерная энергетика, начало которой положили установки ТОКАМАК, созданные впервые в мире в 1960-ые годы в Курчатовском институте. На высокотехнологичном энергетическом рынке с Россией могут конкурировать лишь ведущие страны, а в разделении изотопов урана наши технологии лучшие в мире. 3) природные ресурсы: почти все полезные ископаемые, огромные запасы леса и воды, в том числе питьевой, гигантские посевные площади и для производства биомассы для топлива; 4) интеллектуальный потенциал нации. Так как конкуренция на основе финансовых вливаний является бесперспективной из-за недостаточности финансирования в нашей стране, то возможным и разумным представляется построение инновационной стратегии на основе научно-технического потенциала, оставшегося от СССР. Разумеется, это всего лишь ресурс, для использования которого необходимы также и высокий уровень развития инновационной инфраструктуры, и умелая технологическая политика государства, и свободный рынок конкуренции инноваций, и значительные объемы инвестиций.

[1] Mapping Project on UK — Japan Science and Innovation. Overarching Report. -2009, — July, 4.-P. 16.



Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Innovative companies and cloud computing: http://www.beliefproject.org/zero-in/zero-in-fourth-issue-emagazine/innovative-companies-and-cloud-computing
2. Gartner Hype Cycle for Emerging Technologies 2009: What’s Peaking, What’s Troughing?: http://bhc3.wordpress.com/2009/07/27/gartner-hype-cycle-2009-whats-peaking-whats-troughing/
3. Cloud Computing to go mainstream in 10 years?, – ITPRO 08.10.2009: http://www.itpro.co.uk/616084/cloud-computing-to-go-mainstream-in-10-years
4. IDC’s New IT Cloud Services Forecast: 2009-2013: http://blogs.idc.com/ie/?p=543
5. Open Cloud Manifesto: http://opencloudmanifesto.org/opencloudmanifesto1.htm
6. The battle over cloud computing, The Economist; http://www.economist.com/opinion/displaystory.cfm?story_id=14644393
7. Cloud computing and the tech giants, The Economist; http://www.economist.com/displaystory.cfm?story_id=E1_TQGPSNDG
8. The economics of cloud computing: http://www.voxeu.org/index.php?q=node/4671
9. Jon Brodkin 10 Cloud Computing Companies to Watch: http://www.cio.com/article/492885/ 10._Cloud_Computing_Companies_to_Watch?page=1&taxonomyId=3028