Обоснование механизма взаимодействия финансовых ресурсов при инвестировании средств в основной капитал

Купро С.Г.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 8-2 (190), Август 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Купро С.Г. Обоснование механизма взаимодействия финансовых ресурсов при инвестировании средств в основной капитал // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 8. – С. 155-159.

Аннотация:
В статье обосновывается необходимость взаимодействия финансовых ресурсов при инвестировании средств в развитие территорий, которые могут стать центрами инновационного развития.

Ключевые слова: инвестиционные проекты, технологическое развитие, механизм взаимодействия финансовых ресурсов, территория инвестиционного развития

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Необходимость разработки механизма взаимодействия финансовых ресурсов при инвестировании средств в основной капитал обусловлена во многом ситуацией, сложившейся в последние годы в сфере технологического развития производственной сферы, наукоемких технологий, а также отсутствием организационного развития в сфере инноваций. Привлечение частного капитала для дальнейшей модернизации российской экономики представляет собой основную задачу, стоящую перед Правительством РФ на ближайшую перспективу. При этом, на наш взгляд, порядок взаимодействия финансовых ресурсов должен быть, в первую очередь, ориентирован на конкретные хозяйственные субъекты, инвестирование средств в которые поможет создать новые научно-производственные комплексы в рамках границ конкретных территорий.

Указанные задачи могут быть реализованы только в рамках формирования механизма взаимодействия финансовых ресурсов (далее – МВФР), основные принципы работы которого мы постараемся раскрыть далее.

Развитие территорий разных типов за счет инвестиций

Очевидно, что выбор тех или иных инвестиционных проектов развития территории, мер государственной поддержки в основном определяется спецификой деятельности хозяйственного комплекса. Всего можно выделить пять типов территорий, развитие которых могло бы осуществляться преимущественно за счет инвестиционной деятельности:

1) муниципальные образования с градообразующим научно-производственным и образовательным комплексом – наукограды (гг. Обнинск, Королев, Дубна, Черноголовка, Троицк);

2) обособленные территории с высокой концентрацией научно-технологического потенциала, не являющиеся муниципальными образованиями (Зеленоград, Новосибирский, Томский, Красноярский академгородки РАН и т.д.);

3) муниципальные образования с градообразующим промышленным предприятием, выпускающим конкурентоспособную наукоемкую промышленную продукцию – технополисы (гг. Северск, Заречный);

4) муниципальные образования, на территории которых расположены крупнейшие памятники истории и культуры, музеи, сохранение которых играет важнейшую роль для изучения российской и мировой истории, воспитания подрастающего поколения – культурно-рекреационные территории (г. Петродворец);

5) научные парки – территории, развивающиеся за счет привлечения малых наукоемких фирм (в российской прак-тике аналогов не имеется, из зарубежных наиболее известен научный парк София-Антиполис, Франция).

В мировой практике имеются примеры быстрого успешного инвестиционного развития локальных территорий. Наиболее характерными из них являются две группы примеров, позволяющих в концентрированном виде обобщить весь комплекс проблем, условий, направлений и механизмов формирования территорий инвестиционного и инновационного развития – «Силиконовая долина», «Каролинский треугольник», «Шоссе 128», технополис г. Сан-Антонио, штат Техас и также широко известная программа создания и развития технополисов в Японии [1].

Основной целью формирования таких территорий является не только технологическое, но и социально-экономическое развитие на основе инвестиционной деятельности с участием государственного капитала. Индикаторами успешности такого социально-экономического развития служат, в первую очередь:

– увеличение налоговых поступлений в бюджет территории;

– повышение занятости и доходов населения территории;

– повышение в составе населения территории доли лиц, занимающихся более квалифицированным трудом и получающих, соответственно, более высокие доходы.

Принцип ы формирования механизма взаимодействия финансовых ресурсов

Таким образом, важнейшей первоначальной задачей формирования территории инвестиционного развития на базе государственного и частного капитала является создание адекватного возможностям и потребностям территории научно-производственного комплекса, обладающего рыночной конкурентоспособностью и возможностями дальнейшего саморазвития [2].

Возвращаясь к МВФР, считаем, что он может быть успешно реализован на базе любого муниципального образования, в отдельных регионах на базе нескольких муниципальных образований.

Но независимо от выбранной схемы, формирование МВФР должно исходить из следующих принципов:

1) индивидуальный характер в рамках единой нормативной правовой базы. При этом в случае необходимости региональным законодательством могут быть приняты специальные условия в рамках МВФР;

2) государственная поддержка функционированию МВФР, инвестиционные проекты и программы, которые соответствуют приоритетам государственной социально-экономической и научно-технической политики;

3) преимущественная реализация МВФР на базе научно-технологических кластеров, выпускающих конкурентоспособную продукцию, пользующуюся спросом на внутреннем и/или внешнем рынках;

4) создание на базе МВФР новых инвестиционных механизмов развития промышленного производства, снижение нагрузки на бюджеты различных уровней;

5) выбор направлений развития исходя из максимально возможного использования имеющихся конкурентных преимуществ экономики территории;

6) учет превалирующих тенденций технологического развития;

7) учет требований рынка;

8) необходимый уровень развития инфраструктуры территории;

9) развитие территориальных инновационных сетей.

Условия инвестирования в наукоемкие проекты

Полнота и гармоничное сочетание различных элементов научно-производственного комплекса при целенаправленной информационной, организационной и экономической поддержке позволят добиться интенсивного сетевого взаимодействия участников инвестиционного процесса на территории, что обеспечит ощутимый синергетический эффект инвестиционной деятельности и управления государственным и частным капиталом. Формирование МВФР может проходить по следующей схеме.

Поскольку одной из задач МВФР является обеспечение всего инвестиционного цикла, то одним из подходов к формированию концепции его дальнейшего развития будет являться создание научно-технологических кластеров, ориентированных на определенный сегмент рынка, продукций и услуг.

Если существующее законодательство достаточно четко регламентирует вопросы формирования единой государственной научно-технической политики, то применительно к промышленности законодательство еще нуждается в достаточно длительной проработке. Другой серьезной проблемой является отсутствие эффективных механизмов инвестирования в наукоемкую продукцию, неразвитость венчурного финансирования и т.д.

При подготовке программы на первом этапе необходимо провести тщательный анализ социально-экономического состояния, в ходе которого должны быть изучены следующие вопросы.

1. Анализ экономической ситуации территории. Стратегические цели и сценарии реализации МВФР.

2. Определение приоритетных направлений научно-технологического и промышленного развития территории.

3. Оценка имеющихся ресурсов, включая возможные меры государственной поддержки, включая использование объектов государственной собственности.

4. Определение уровня конкурентоспособности выпускаемой на территории научной и промышленной продукции.

5. Анализ состояния инфраструктуры инвестиционной деятельности и перспективы ее развития.

6. Пути реструктуризации капитала государственных предприятий, включая научно-технологические и промышленные комплексы и их адаптацию к рыночным условиям.

7. Перспективы социально-экономического развития и совершенствование обслуживающей инфраструктуры.

Заключение

Итак, можно сделать следующие выводы:

– научно-производственный комплекс территории исходно должен обязательно содержать критическую массу существенных элементов, на основе которых можно в разумные сроки создать необходимые инвестиционные проекты и обеспечить реальный конкурентоспособный выход на рынки новой высокотехнологичной продукции;

– практическая реализация МВФР представляет собой весьма капиталоемкий процесс, поскольку включает в себя переоснащение существующих и создание новых производственных мощностей, масштабное развертывание производственно ориентированной научно-технологической деятельности, интенсивное развитие инфраструктуры, использование объектов государственной собственности;

– формирование территории инвестиционного развития представляет собой сложный и долгосрочный процесс, в течение которого должна реализовываться политика государственных и местных органов власти, ясно отраженная в нормативных правовых документах, определяющая концепцию формирования в рамках отдельной территории, стимулирование участия частного (в том числе иностранного) капитала в развитии территории и условия такого стимулирования, обязательства государственных и местных органов власти по участию в инвестиционном развитии территории.


Источники:

1. Тацуно Ш. Стратегия – технополисы: пер. с англ. – М.: Прогресс, 1989.
2. Иванов В.В., Петров Б.И., Плетнев К.И. Территории высокой концентрации научно-технического потенциала в странах ЕС. – М.: Сканрус, 2001.
3. Основы Политики РФ в области развития науки и технологий до 2010 года и дальнейшую перспективу.
4. Первые итоги государственно-частного партнерства в Российской Федерации // Недвижимость и инвестиции: правовое регулирование. – 2010. – №1.
5. Зворыкина Ю.В. Концессия объектов инфраструктуры в России. – М.: КноРус, 2008. – 308 с.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 18:25:03