Problems of Managing Competitiveness Development for an Institution of Secondary Vocational Training from the Position of Integrative and Developmental Approach

Вертиль В.В.

Journal paper

Russian Journal of Entrepreneurship *
№ 6-1 / June, 2010
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Please, cite as:
Vertil V.V. Problemy upravleniya razvitiem konkurentosposobnosti uchrezhdeniya srednego professionalnogo obrazovaniya s pozitsiy integrativno-razvivayushchego podkhoda // Rossiyskoe predprinimatelstvo. – 2010. – Tom 11. – № 6. – S. 15-19.

Abstract:
Сompetitiveness of institutions of secondary vocational training has to be managed. To study this problem, the author of the article has developed his own methodological approach, which is discussed in the article.

Keywords: development, methodological approaches, integrity, integrative and developmental approach, systems principle, integrativity, secondary vocational training



Исследование проблемы управления развитием конкурентоспособности учреждения среднего профессионального образования и исследовательская практика свидетельствует об использовании большого разнообразия теоретико-методологических подходов в современных научных исследованиях к различным компонентам экономических систем, к конкретным экономическим ситуациям, а также к проблемам управления. Среди них наиболее часто используются следующие подходы [2]:

– процессный;

– ситуационный;

– функциональный;

– системный;

– управленческий;

– деятельностный;

– целевой.

На начальных стадиях исследований по-прежнему используется традиционный историко-генетический подход. В последнее время исследователи прибегают к синергетическому и рефлексивному подходу, но такие исследования встречаются несравнимо реже, чем исследования на основе системного подхода.

Использование методологических подходов

Экономическая наука располагает рядом научных теоретико-методологических инструментов для исследования систем управления. Например, параметрический, нормативный, количественный, оптимизационный, маркетинговый подходы и др.

Мы ограничимся лишь упомянутыми как наиболее специфичными и широко употребляемыми методологическими подходами для подобных целей.

Между методологическими подходами зачастую нет четких границ, поскольку, как правило, они используют одни и те же или похожие принципы, методы и приемы. Совершенно очевидно, что применение только одного из них, в частности для целей нашего исследования, в его классическом виде невозможно. Однако невозможно и одновременное применение столь обширного числа методологических подходов - в силу их специфики, с одной стороны, и, с другой стороны, из-за перегруженности в данном случае методологического аппарата исследования.

Подобная точка зрения выдвигается с указанием на необходимость преодоления сложившейся в экономике полипарадигмальности [3]. При этом предлагаются различные пути решения этой проблемы.

Первый путь – гармоничное сочетание различных теоретико-методологических подходов.

Необходимость этого обосновывается тем, что противопоставление подходов нецелесообразно. При этом, тем не менее, речь идет «о гармоничном сочетании всех подходов, но выражении их через призму приоритетного» [3, с. 141]. С этим, на наш взгляд, вряд ли можно согласиться полностью, поскольку гармоничное сочетание начинает подменяться каким-то приоритетом.

Другой путь – разработка на основе разных теоретико-методологических подходов «единой экономической парадигмы».

«Признавая альтернативность, конкурентность и разнонаправленность своеобразных «векторов подходов», нельзя не стремиться и к поиску «равнодействующей» этих векторов, отражающей единство даже противоположного и способствующей осознанию в теории, а затем и на практике тех мировоззренческих философско-экономических оснований, которые предопределяют прогрессивное развитие экономической и управленческой сферы» [3, с. 141].

Глобальная теория

Преодоление полипарадигмальности экономики видится в построении общей «глобальной теории», где различные парадигмы будут частными случаями.

С такой позицией можно в целом согласиться, но с понимаем того, что создание такой универсальной «глобальной теории» в ближайшее время вряд ли возможно. Несмотря на глобализацию самой экономики. До сих пор все подобные попытки не увенчались успехом, но определились некоторые тенденции, связанные с идеей интеграции.

Тем не менее, рассмотрение вышеназванных позиций позволяет сделать следующий вывод: переход к новой методологической парадигме в экономике связывается с интеграционными тенденциями:

а) преодоления исторически возникшего разобщения двух составляющих экономической науки естественно-научной и гуманитарной;

б) обновления инструментальных методологических возможностей экономических исследований на основе многомерности;

в) изменения мышления современного управленца и фундаментальных чертх жизнедеятельности социально-экономических систем.

Поэтому в качестве методологической основы исследования феномена «управление развитием конкурентоспособности учреждения среднего профессионального образования» может выступить интегративно-развивающий подход.

Идея такого подхода состоит в том, что он соединяет в себе различные самоценные подходы. При этом, по нашему мнению, он выступает как особая форма познавательной и практической деятельности, позволяющая реализовать идеи интеграции и развития существующих методологических подходов, теорий и эмпирических данных в поле изучаемой нами проблемы и вне ее.

Приложение этих методологических подходов осуществляется, в том числе, на стыке различных научных областей: философии, истории, экономики, социологии и других. Это придает нашему изысканию комплексный, междисциплинарный, а не монодисциплинарный характер.

Название данного подхода выражает, по сути, его содержание и основную функцию.

Система принципов

Основой интегративно-развивающего подхода, делающей его концептуально единым и непротиворечивым, является система принципов. Таковыми являются: системность, целостность, развитие, интегративность.

Системность – рассмотрение соответствующего явления как системы, «не сводимой к сумме своих элементов обладающей структурой, а свойства элементов которой определяются их местом в структуре» [4, с. 704].

Целостность – общее свойство системы, которое дает ей возможность функционировать в качестве отдельного качественно определенного явления; «определенная взаимосвязь элементов, внутренняя соотнесенность и соответствие, иерархия частей или элементов системы» [4, с. 861].

Развитие – процесс закономерного изменения, перехода из одного состояние в другое, более совершенное; переход от старого качественного состояния к новому, от простого к сложному, от низшего к высшему» [1, с.645].

Интегративность – это общее свойство системы, обуславливающее процесс усиления взаимосвязей, объединение элементов в единое целое. «Сторона процесса развития, связанная с объединением разнородных частей и элементов, которые могут иметь место как в рамках уже сложившейся системы (в этом случае повышается уровень ее целостности и организованности), так и при возникновении новой системы из ранее не связанных между собой элементов» [5, с. 58].

Осуществление исследования на предлагаемом методологическом основании позволяет сформировать представления о феномене управления развитием конкурентоспособности учреждения среднего профессионального образования с новых методологических позиций.


Страница обновлена: 06.05.2024 в 22:07:25