Динамика развития национальной инновационной системы России

Авдеев П.А., Пешина Э.В.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 7 (91), Июль 2014

Цитировать:
Авдеев П.А., Пешина Э.В. Динамика развития национальной инновационной системы России // Креативная экономика. – 2014. – Том 8. – № 7. – С. 13-27.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=21752998
Цитирований: 9 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Представлен анализ трансформации и участия в создании инновационной продукции в России основного общественного института – форм собственности (частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности) и секторов экономической деятельности (государственного, предпринимательского, высшего образования и сектора некоммерческих организаций). Аргументирован вывод о формировании в России «инновационно-сырьевой» государственной инновационной системы.

Ключевые слова: инновационная деятельность, конкурентоспособность, инновационная активность, ресурсы, малое предпринимательство, национальная инновационная система, новая экономика, модернизация, внутренние затраты на исследования и разработки, торговля технологиями

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



К настоящему времени отечественными учеными проведены комплексные исследования оценки уровня развития инновационной системы Российской Федерации как в целом, так и с позиций ее отдельных составляющих.

Среди крупных исследований можно выделить: в 2006 г. – «Национальные инновационные системы в России и ЕС» [1]; в 2009 г. – «Национальная инновационная система и государственная инновационная политика Российской Федерации» [3]; в 2011 г. – исследование Высшей школы экономики «Российский инновационный индекс» [8] и т.д.

Авторами настоящего материала предлагается подход, основанный на анализе трансформации и участии в создании инновационной продукции основного общественного института – форм собственности (частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности) и секторов экономической деятельности (государственного, предпринимательского, высшего образования и сектора некоммерческих организаций).

Расширение путем увеличения

Ядром модели национальной инновационной системы являются предприятия (фирмы) и предприниматели. Причем непосредственно участвуют в национальной инновационной системе те предприятия, которые проявляют инновационную активность (см. табл. 1).

Таблица 1

Предприятия и организации, в том числе выполнявшие исследования и разработки в России за 1995, 2005, 2012 гг.

Показатель
1995
2005
2012
Отношение значений за 2012 г., %
тыс. ед.
%
тыс. ед.
%
тыс. ед.
%
к 1995 г.
к 2005 г.
Число предприятий и организаций, всего,
в том числе:
1947
100
4746
100
4886
100
250,95
102,95
малые предприятия
0,8
0,04
0,98
0,02
2,0
0,04
250,00
204,08
выполнявшие исследования и разработки
4,06
0,21
3,57
0,08
3,57
0,07
87,85
100,00
Составлено по [9, 10, 11].

Согласно представленным данным таблицы 1, за 18 исследуемых лет (1995–2012 гг.) общее количество предприятий и организаций (включая субъекты малого и среднего предпринимательства, за исключением статистики по индивидуальным предпринимателям) увеличилось более чем в 2,5 раза на фоне сокращения в 1,1 раза предприятий и организаций, выполняющих исследования и разработки. Количество инновационно-активных предприятий, согласно официальной статистике России, сократилось за 18 отчетных лет и составило за 2012 г. 0,07% от общего числа предприятий и организаций в экономике России.

Рост числа малых предприятий с 1995 по 2012 гг. объясняется изменением требований учета. К субъектам малого предпринимательства в период 1995–2007 гг. относились только коммерческие организации, средняя численность работников которых в зависимости от их отраслевой принадлежности составляла от 30 до 100 человек, а также индивидуальные предприниматели, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица [4]. В январе 2008 г. было изменено нормативное правовое регулирование [5]: отдельно выделены субъекты малого предпринимательства (в том числе микропредприятия), численность персонала которых не более 15 человек включительно, а выручка от реализации продукции – не более 60 млн руб., и субъекты среднего предпринимательства. Таким образом, с 2008 г. введены понятия «микропредприятие» и «среднее предприятие», в зависимости от организационно-правовой формы хозяйствования расширен перечень объектов наблюдения за счет включения в указанные группы потребительской кооперации.

Свыше 70% малых предприятий России за отчетный 2012 г. сконцентрированы в трех видах экономической деятельности [11]: 39,3% – в оптовой и розничной торговле; ремонте автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования; 20,4% – в операциях с недвижимым имуществом, аренде и предоставлении услуг; 11,5% – в строительстве.

Свыше 78% индивидуальных предпринимателей России, составивших в 2012 г. 2,6 млн чел., распределено по видам экономической деятельности, аналогично малым предприятиям России [11]: 54,7% – в оптовой и розничной торговле; ремонте автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования; 12,8% – в транспорте и связи; 11% – в операциях с недвижимым имуществом, аренде и предоставлении услуг.

Рассмотрение инновационно-активных предприятий по формам собственности и секторам деятельности отражено в таблице 2.

Таблица 2

Предприятия и организации, в том числе выполнявшие исследования и разработки в России за 1995, 2005, 2012 гг. по формам собственности и секторам деятельности

Показатель
1995
2005
2012
Отношение значений за 2012 г., %
к 1995 г.
к 2005 г.
Государственный и муниципальный сектор, тыс. ед.
495,43
411,35
343,30
69,35
83,49
в том числе выполнявшие исследования и разработки, тыс. ед.
1,19
1,28
1,47
122,97
114,43
в % к общему числу
0,24
0,31
0,43


Предпринимательский сектор, тыс. ед.
1216
3838
4195
344,98
109,30
в том числе выполнявшие исследования и разработки, тыс. ед.
2,35
1,70
1,36
58,08
79,98
в % к общему числу
0,19
0,04
0,03


Сектор высшего образования, тыс. ед.
0,76
1,07
1,05
137,27
97,94
в том числе выполнявшие исследования и разработки, тыс. ед.
0,51
0,54
0,66
129,16
122,45
в % к общему числу
67,06
50,47
63,09


Сектор некоммерческих, общественных и религиозных организаций, тыс. ед.
53
253
147
277,36
58,10
в том числе некоммерческие организации, выполнявшие исследования и разработки, тыс. ед.
0,01
0,04
0,08
770,00
183,33
в % к общему числу
0,029
0,017
0,052


Составлено по [9, 10, 11].

Выводами по показателям таблицы 2 являются следующие динамические изменения:

– увеличение доли предприятий, выполнявших исследования и разработки, наблюдается в государственном и муниципальном секторе и секторе некоммерческих организаций. Доля таких инновационно-активных предприятий не превышает 0,5% от общего количества предприятий и организаций соответствующих секторов;

– доля учреждений высшего профессионального образования, занимающихся исследованиями и результатами, составляет от 50 до 67%. Объяснением, что сектор высшего образования не на 100% занимается исследованиями и разработками, является обобщенный учет в высшем профессиональном образовании государственных, муниципальных и негосударственных учреждений. Так, в 2005 г. негосударственные учреждения высшего профессионального образования составляли 39% от общего числа, а в 2012 г. уже 42% [11];

– сокращение более чем в 1,5 раза инновационно-активных предприятий произошло в предпринимательском секторе. Анкетирование Росстата показало, что в 2000 г. основными трудностями для предприятий были «неопределенность экономической ситуации в стране и недостаток собственных финансовых средств»; в 2005 г. – «недостаток собственных финансовых средств, высокий процент коммерческого кредита и недостаточный спрос на продукцию»; в 2012 г. – «недостаток собственных финансовых средств, инвестиционные риски и неопределенность экономической ситуации в стране» [2].

Таким образом, выполнение исследований и разработок за 2012 г. осуществляют предприятия и организации: 41% государственного (в том числе муниципального) сектора, 38% предпринимательского сектора, 19% сектора высшего образования и 2% сектора некоммерческих организаций (см. рис. 1).

Составлено по [9, 10, 11].

Рис. 1. Структура секторов деятельности, занятых исследованиями и разработками в России за 1995, 2005, 2012 гг., %

Рассредоточение предприятий, выполняющих исследования и разработки, по территории России крайне неравномерно (см. рис.2).

Составлено по [11].

Рис.2. Организации, выполняющие исследования и разработки по федеральным округам России за 2012 г., %

Неравномерный расклад

Около 70% предприятий, осуществлявших исследования и разработки в 2012 г., были расположены в Центральном, Приволжском и Северо-Западном федеральных округах.

Подобное территориальное рассредоточение входящих в национальную инновационную систему России основных структурных элементов (предприятий) и уровень концентрации инновационно-активных предприятий свидетельствует о территориальных дисбалансах национальной инновационной системы, а также инновационной политике, проводимой в федеральных округах.

Причем существует взаимосвязь показателей инновационной активности и базовых характеристик федеральных округов (площади территории, доли и плотности населения).

По субъектам федерации ситуация аналогичная: из 83 субъектов РФ на 21 субъект РФ приходится 70% инновационно-активных предприятий, на которых работает 85% всего персонала, занятого исследованиями и разработками, к общему числу по РФ (см. табл.3).

Таблица 3

Структура территориального размещения организаций и персонала, занятого исследованиями и разработками по субъектам РФ на 2012 г., %


Субъект РФ
Организации, выполнявшие исследования и разработки, к общему числу по РФ, %
Численность персонала, занятого исследованиями и разработками, к общему числу по РФ, %
1
г. Москва
19,9
32,3
2
г. Санкт-Петербург
9,1
11,1
3
Московская область
6,8
11,9
4
Республика Татарстан
3,3
1,9
5
Новосибирская область
3,2
2,9
6
Свердловская область
2,9
2,8
7
Ростовская область
2,8
1,7
8
Нижегородская область
2,4
5,6
9
Республика Башкортостан
1,9
1,1
10
Самарская область
1,7
2,4
11
Пермский край
1,7
1,4
12
Челябинская область
1,7
2,2
13
Тюменская область
1,6
0,9
14
Воронежская область
1,6
1,5
15
Томская область
1,5
1,2
16
Краснодарский край
1,5
0,9
17
Красноярский край
1,5
0,9
18
Иркутская область
1,4
0,7
19
Приморский край
1,4
0,8
20
Саратовская область
1,4
0,6
21
Хабаровский край
1,2
0,2
22
Остальные 62 субъекта РФ
29,5
15,0

Подобная «регионализация» рынков не способствует построению эффективной открытой национальной инновационной системы.

Из 21 активного субъекта РФ Московская и Томская области реализуют пилотные проекты по формированию региональных инновационных систем; 8 субъектов (Москва, Республика Татарстан, Московская, Новосибирская, Нижегородская, Самарская, Томская области и Красноярский край) реализуют программы развития пилотных инновационных территориальных кластеров [7]. Также программы развития пилотных инновационных территориальных кластеров реализуют Республика Мордовия, Калужская и Ульяновские области, не вошедшие в выборку таблицы 3.

Следующий анализируемый показатель – численность персонала, занятого исследованиями и разработками (см. табл.4).

В динамике таблицы 4 на фоне увеличения общей численности экономически активного населения за 18 лет на 7% и роста занятого в экономике на 12% численность персонала, занятого исследованиями и разработками, сократилась на 32%.

Таблица 4

Численность активного населения, занятого в экономике, в том числе занятого исследованиями и разработками, в России за 1995, 2005, 2012 гг.

Показатель
1995
2005
2012
Отношение значений за 2012 г., %
тыс. чел.
%
тыс. чел.
%
тыс. чел.
%
к 1995 г.
к 2005 г.
Численность экономически активного населения, всего, в том числе:
70740
100
72835
100
75676
100
106,98
103,90
занятого в экономике
64 055
90,5
68 603
94,2
71 545
94,5
111,69
104,29
занятого исследованиями и разработками
1 061,04
1,49
813,21
1,12
726,32
1,02
68,45
89,32
Составлено по [9, 10, 11].

Характеристика персонала, занятого исследованиями и разработками, представлена в таблице 5.

Динамика численности персонала, занятого исследованиями и разработками, отражает крупные трансформации науки в России: с 1990 до 1998 гг. научные кадры сокращались ежегодно в среднем на 10%, с 1998 г. темпы сокращения снизились.

Таблица 5

Персонал, занятый исследованиями и разработками, по секторам деятельности в России за 1995, 2005, 2012 гг., чел.

Показатель
1995
2005
2012
Отношение значений за 2012 г., %
к 1995 г.
к 2005 г.
Численность персонала – всего
1061044
813207
726318
68,45
89,32
в том числе по секторам деятельности
государственный и муниципальный
282 166
272 718
271 579
96,25
99,58
предпринимательский
726 568
496 706
394 182
54,25
79,36
высшего образования
52 065
43 500
59 356
114,00
136,45
некоммерческих организаций
245
283
1 201
490,20
424,38
Составлено по [9, 10, 11].

Основные изменения по персоналу, занятому исследованиями и разработками в государственном, муниципальном и предпринимательских секторах, связаны с: увеличением среднего возраста ученых высшей квалификации; оттоком ученых, получивших значительные результаты в научной деятельности, как за рубеж, так и в другие отрасли и сферы (по оценкам экспертов, за 1998–2002 гг. за границу уехали более 20 тыс. ученых, которые являются наиболее конкурентоспособными и еще около 30 тыс. работают по временным контрактам [6]); значительной дифференциацией доходов ученых в различных отраслях, низкой заработной платой молодых ученых в России.

Данные тенденции никак не соответствуют «созданию эффективной системы расширенного воспроизводства знаний (среды «генерации знаний»), заявленной в Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 г. [6]. Таким образом, выполнение исследований и разработок за 2012 г. осуществляет персонал: 54% – предпринимательского сектора, 37% – государственного (в том числе муниципального) сектора, 8% – сектора высшего образования и 0,2% – сектора некоммерческих организаций (см. рис.3).

Составлено по [9, 10, 11].

Рис.3. Структура секторов деятельности по персоналу занятых исследованиями и разработками за 1995, 2005, 2012 гг., %

Стоит отметить, что за исследуемый период на фоне общего снижения численность персонала, занятого исследованиями и разработками в секторе некоммерческих организаций, возросла примерно в 5 раз, однако влияния на общую численность это не оказывает, т.к. их доля составляет менее 0,5%.

Если провести простые расчеты: количество персонала, занятого исследованиями и разработками, сопоставить с количеством соответствующих предприятий по секторам деятельности, то на одно предприятие предпринимательского сектора приходилось за 2012 г. 289 чел., в государственном (муниципальном) секторе – 185 чел., секторе высшего образования – 90 чел., секторе некоммерческий организаций – 16 чел.

Таким образом, анализ количества предприятий и персонала, занятого исследованиями и разработками, позволяет констатировать тенденции концентрации исследований и разработок в государственном (муниципальном) секторе, незначительной роли сектора высшего образования и сокращения наиболее инновационно-активного – предпринимательского сектора.

Сектора улавливают сигналы

Следующими важными показателями анализа инновационной системы РФ являются:

– внутренние затраты на исследования и разработки по источникам финансирования;

– торговля технологиями с зарубежными странами.

Для рассмотрения распределения ресурсов в сфере исследований и разработок проведен анализ внутренних затрат на исследования и разработки по источникам финансирования (см. табл.6).

За исследуемый период 1995–2012 гг. внутренние затраты на исследования и разработки в целом по России в сопоставимых ценах 1995 г. Увеличились в 4,3 раза. При этом наибольший рост наблюдается в некоммерческим секторе – в 34,9 раза, секторе высшего образования – 8,2 раза, наименьший – в предпринимательском секторе – 3,6 раз, что в целом соответствует тенденциям в распределении персонала по секторам деятельности, т.к. наибольшие затраты на исследования и разработки приходятся на оплату труда.

Основной причиной незаинтересованности предпринимательского сектора в финансировании внутренних затрат на исследования и разработки является отсутствие стимулов и высокие риски.

Кроме того недостаток информации в инновационной сфере (о технологиях, рынках сбыта, инновационной продукции) создает неопределенность для потенциальных инвесторов, готовых вложиться в объекты с потенциально высокой доходностью [6].

Таблица 6

Внутренние затраты на исследования и разработки по источникам финансирования в России за 1995, 2005, 2012 гг. в текущих и сопоставимых ценах 1995 г.

Показатель
1995
2005
2012
Отношение значений за 2012 г., %
к 1995 г.
к 2005 г.
в текущих ценах (млн руб.; до 1998 г. – млрд руб.)
Внутренние затраты на исследования и разработки по секторам деятельности
12149,5
230785,2
699869,8
5760
303,3
в том числе:
государственный и муниципальный
3165,4
60158,2
225267,1
7117
374,5
предпринимательский
8323,9
156880
408284,4
4905
260,3
высшего образования
657,4
13338
65049,3
9895
487,7
некоммерческий
2,7
409
1269,1
47004
310,3
в сопоставимых ценах 1995 г. (млрд руб.)
Внутренние затраты на исследования и разработки по секторам деятельности
12149,5
34777
52631
433,2
151,3
в том числе:
государственный и муниципальный
3165,4
10351
16754
529,3
161,8
предпринимательский
8323,9
22458
30365
364,8
135,2
высшего образования
657,4
1909
5418
824,2
283,8
некоммерческий
2,7
58,55
94,39
3496
161,2
Составлено по [9, 10, 11].

Изменения структуры внутренних затрат на НИОКР в разрезе источников финансирования в целом соответствуют аналогичным изменениям в распределении персонала и числа организаций по секторам деятельности (см. рис.4).

На инновационную активность предпринимательского сектора существенно повлияли отмена в 2002 г. инвестиционных и инновационных налоговых льгот и введение небольших стимулов с 2008 г.

Рис.4. Структура внутренних затрат на исследования и разработки по источникам финансирования в РФ за 1995, 2005, 2012 гг., %

В динамике структуры затрат на исследования и разработки по видам затрат можно констатировать, что структура практически не изменилась. Доля капитальных затрат имеет тенденцию к увеличению, так за исследуемый период 1995–2012 гг. рост составил 2,4 %, за период 2005–2012 гг. – 2,21%.

Показатели торговли технологиями с зарубежными странами представлены в таблице 7. Данные показатели торговли (через соотношение поступлений от продажи технологий за рубеж и платежей за покупку технологий за рубежом) характеризуют результативность научных исследований и разработок в России.

В России существует устойчивый дефицит технологий и поэтому страна является их покупателем. Положительное сальдо наблюдается только по федеральной форме собственности.

Ресурсы предпринимательского сектора ориентированы на закупку технологий на фоне предлагаемых за рубеж российских НИОКР. Следовательно, высокоинтеллектуальные ресурсы капитализируются за пределами России.

Таблица 7

Торговля технологиями с зарубежными странами по формам собственности организаций в 2012 г. [11]

Показатели
Экспорт
Импорт
Экспорт/импорт (гр.4 – гр.7)
Число соглашений
Стоимость предмета соглашения, млн $ США
Поступление средств за год, млн $ США
Число соглашений
Стоимость предмета соглашения, млн $ США
Выплаты средств за год, млн $ США
-1-
-2-
-3-
-4-
-5-
-6-
-7-
-8-
Всего
1810
4503,6
688,5
2330
5015,1
2043,2
-1354,7
1. Российская собственность
1484
4111,0
528,5
1199
2491,2
671,2
-142,7
в том числе:







1.1. Государственная
652
884,4
167,8
96
48,2
22,2
+145
из нее:







1.1.1. Федеральная
636
882,2
166,2
83
31,4
15,5
+150,7
1.1.2.Субъектов РФ
16
2,3
1,6
13
16,8
6,7
-5,7
1.1.3. Частная
650
3 041,7
310,3
956
1951,4
509,0
-198,7
1.1.4.Смешанная российская
158
132,8
47,2
125
479,6
135,6
-88,4
1.1.5. Собственность государственных корпораций
24
52,0
3,1
22
12,1
4,4
-1,3
2. Иностранная собственность
88
136,9
95,1
647
1245,2
902,7
-807,6
3. Совместная российская и иностранная собственность
238
255,7
64,9
484
1 278,7
469,3
-404,6

Выводы

Проведенный анализ динамики развития национальной инновационной системы России позволил сформулировать выводы:

– во-первых, наблюдается смещение ресурсов (человеческих, организационных, финансовых и т.д.) из наиболее инновационно-активного предпринимательского сектора в государственный (муниципальный) сектор, сектора высшего профессионального образования и некоммерческих организаций;

– во-вторых, национальная инновационная система России характеризуется «регионализацией» размещения инновационных предприятий: на 21 субъект РФ (25% общего количества субъектов РФ) приходится 70% инновационно-активных предприятий.

В настоящее время выделяют пять основных моделей развития национальной инновационной системы в реализации государственной инновационной политики зарубежных стран: рыночная эволюционная, рыночная радикальная, индустриальная «достройка», инновационно-активная, «знание-активная».

Можно констатировать, что инновационная система России не доминирует ни к одной из вышеперечисленных моделей, а формируется «инновационно-сырьевая» государственная модель. Данная модель не предусматривает модернизацию и структурную перестройку экономической системы страны, а адаптирует посредством государственного регулирования инновационную систему к потребностям ресурсориентированного (ресурсозависимого) государства.


Источники:

1. Иванов В.В., Иванова Н.И., Розебум Й., Хайсберс Х. Национальные инновационные системы в России и ЕС. – М.: ЦИПРАН РАН, 2006.
2. Инвестиции в России. 2013: Стат. сборник. – М.: Росстат, 2013.
3. Национальная инновационная система и государственная инновационная политика Российской Федерации. Базовый доклад к обзору ОЭСР национальной инновационной системы. – М.: Министерство образования и науки РФ, 2009.
4. О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон от 14.06.1995 г. № 88-ФЗ.
5. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ.
6. Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года (утверждена Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике (протокол от 15.02.2006 г. № 1) [Электронный ресурс] // http://old.mon.gov.ru/work/nti/dok/str/strateg.zip.
7. Распределение субсидий, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на реализацию программ развития пилотных инновационных территориальных кластеров: Распоряжение Правительства РФ от 18.11.2013 г. № 2128-р.
8. Российский инновационный индекс / Под ред. Л.М. Гохберга. – М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2011.
9. Российский статистический ежегодник. 2005: Стат. сборник. – М.: Росстат, 2005.
10. Российский статистический ежегодник. 2007: Стат. сборник – М.: Росстат, 2007.
11. Российский статистический ежегодник. 2013: Стат. сборник. – М.: Росстат, 2013.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 17:57:07