Изменения в региональной образовательной политике: роль международного сотрудничества университетов

Тарасов А.Е.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 3 (75), Март 2013

Цитировать:
Тарасов А.Е. Изменения в региональной образовательной политике: роль международного сотрудничества университетов // Креативная экономика. – 2013. – Том 7. – № 3. – С. 30-35.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=18963467
Цитирований: 2 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Реформирование российского образования перешло на новый этап. По результатам принятой Правительством РФ «дорожной карты» «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки» предстоит разработать региональные «дорожные карты». Принятие изменений в региональной образовательной политике должно базироваться на экспертной оценке. Роль международного сотрудничества университетов в формировании региональной образовательной политики возрастает.

Ключевые слова: международное сотрудничество, инновации в образовании, региональный кластер, инновационный центр, региональная образовательная политика, мониторинг вузов



Российское образование входит в новый этап реформирования. Распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2012 г. № 2620-р был утвержден план мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки» [1]. В свою очередь, Минобрнауки России предоставило свои методические рекомендации для разработки региональных «дорожных карт» [2]. Рассмотрим те аспекты реформирования, которые касаются сферы международного сотрудничества в региональной образовательной политике.

Группы основных мероприятий в «дорожной карте» Правительства РФ, имеющие международную составляющую

Можно отметить несколько групп основных мероприятий, которые будут оказывать влияние на развитие международного сотрудничества. Объединять мероприятия в группы имеет смысл по показателям, по которым будет отслеживаться их исполнение.

Во-первых, это ежегодный мониторинг эффективности образовательных организаций высшего образования.Здесь показателем являетсячисло образовательных организаций и их филиалов, имеющих признаки неэффективной деятельности. В настоящий момент индикаторы в мониторинге, связанные с интернационализацией занимают столь же значимое место, как индикаторы, характеризующие вузовскую науку и образование.

Во-вторых, можно отметить несколько мероприятий, связанных таким показателем, какудельный вес Российской Федерации в общем числе публикаций в мировых научных журналах, индексируемых в базе данных «Сеть науки» (Web of Science ). К ним относятся:

- обеспечение высокого качества программ магистратуры;

- создание новой модели аспирантуры на базе образовательных организаций высшего образования, активно участвующих в научно-исследовательской работе.

В-третьих, это мероприятия, связанные с вхождением российских университетов в первую сотню в мировом рейтинге университетов:

- обновление программ развития федеральных университетов;

- поддержка программ развития сети национальных исследовательских университетов;

- реализация программ развития ведущих университетов, получающих государственную поддержку в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров.

Таким образом, среди мероприятий по повышению эффективности и качества услуг в сфере высшего образования, прописанных в «дорожной карте», 6 из 15 имеют международную составляющую. Соответственно, при составлении региональных «дорожных карт» данное соотношение должно быть в полной мере учтено, даже с учетом того, что часто наблюдается несогласованность целей и задач общегосударственного экономического развития и его территорий [3].

Учет дополнительных факторов при разработке региональных «дорожных карт»

При разработке региональных «дорожных карт» необходимо будет также учитывать и принятую распоряжением Правительства России «Стратегию инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» (далее по тексту Стратегия) [4]. В связи с этим решение многих задач в образовательной политике будет связано с развитием международного сотрудничества университетов [5].

Составление планов мероприятий на региональном уровне потребует большой работы, в том числе связанной с тем, что необходимо будет учесть особенности данного региона. Это можно осуществить с привлечением экспертного сообщества. В свою очередь университеты должны будут также руководствоваться теми решениями по критериям оценки вузов, которые были приняты Президиумом Российского Союза ректоров [6]. Только в области международной деятельности предлагается дополнить мониторинг вузов 93 критериями.

Региональные центры международного сотрудничества

Как мы видим, для многих университетов только в силу их нахождения в определенном регионе соответствие подобным критериям без сильной поддержки со стороны региональных властей будет практически невозможным. Для выработки региональной образовательной политики в сфере международного сотрудничества, необходимо широкое привлечение экспертов из университетского сообщества, с одной стороны, и понимание администрации необходимости привлечения административных ресурсов региона – с другой.

Однако не в каждом университете могут быть эксперты, которые в состоянии дать оценки или рекомендации по всему спектру перечисленных выше вопросов. Следовательно, на уровне региона должны быть сформированы некие экспертные центры, дающие рекомендации по составлению региональной «дорожной карты». Ими могут стать региональные центры международного сотрудничества, в работе которых может быть использован опыт российских центров академической мобильности (РЦАМ). РЦАМ функционируют в различных регионах России с 1990-х годов. В 1997 году был создан Российский совет академической мобильности. В 1999 году в официальный реестр Минобразования России включено 27 РЦАМ.

Независимость таких центров от руководства региональных вузов может придать более качественный характер составляемым ими рекомендациям и подаваемым экспертным оценкам. Необходимо также учитывать, что вышеприведенные документы имеют горизонтальные и вертикальные связи друг с другом. Важно избежать блокировки исполнения одних задач при реализации других. Кроме того, возникает еще одна особенность, на которую придется обратить внимание как руководству региона, так и привлекаемым к работе экспертным группам. Инновационное реформирование образования планируется проводить в кратчайшие сроки за счет импорта образовательных технологий [5].

В результате этого университеты могут потерять роль центров подготовки кадров для отечественной промышленности. Здесь может существовать вполне определенная опасность превращения региональных образовательных систем в прикладные образовательные структуры транснациональных корпораций на территории России. Естественно, что это может войти в противоречие с планами создания региональных кластеров, которые имеют изначальную ориентацию на осуществление интересов территории (территорий) [7].

Вывод

Роль международного сотрудничества университетов в региональной образовательной политике на новом витке образовательной реформы будет резко возрастать. Влияние международной составляющей имеет позитивные и негативные аспекты. Учет всех особенностей и сглаживание противоречий при создании региональной «дорожной карты» возможны лишь при активном привлечении экспертов из вузовского сообщества. Такими экспертными центрами могут стать региональные центры международного сотрудничества. При этом от эффективности работы над созданием «дорожных карт» во многом будет зависеть возможность при получении заданных показателей сохранения и полноценного использования научно-технического потенциала региона. Только в этом случае изменение образовательной политики позволит повысить эффективность науки и образования как на региональном, так и на общероссийском уровне.


Источники:

1. Интернет-портал Министерства образования и науки Российской Федерации. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2012 г. № 2620-р [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://минобрнауки.рф/новости/2993/файл/1565/12.12.30-Распоряжение_ 2620р.pdf
2. Интернет-портал Министерства образования и науки Российской Федерации. Методические рекомендации по разработке региональных планов мероприятий («дорожных карт») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://минобрнауки.рф/ новости/2993/файл/1564/13.01.18.Метод.рекомендации.pdf
3. Буреш О.В., Исхакова А.Ф. Государственное управление экономикой региона [Текст] // Российское предпринимательство, 2012, № 24.
4. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года / Утверждена Распоряжением Правительства РФ от 8 декабря 2011г. №2227-р [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://government.ru/gov/results/17449/
5. Тарасов А.Е. Внешние вызовы региональным образовательным системам при переходе на инновационный путь развития экономики// Управление экономическими системами, 2012, № 12.
6. Интернет-портал Российского Союза ректоров. Сводные предложения Российского Союза ректоров по формированию перечня критериев оценки эффективности деятельности высших учебных заведений (июль 2012 года). ПРИЛОЖЕНИЕ № 2 к Постановлению Совета Российского Союза ректоров от 21 декабря 2012 г. № 1.[Электронный ресурс] // http://www.rsr-online.ru/doc/norm/postanovlenie12.pdf.
7. Муравьева Е.В. Региональный кластер: интеграция вуза с хозяйствующими субъектами // Российское предпринимательство, 2010, № 12.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 18:43:56