Инновационный подход в формировании эффективной модели управленческого консультирования

Литовченко М.В.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 12 (60), Декабрь 2011

Цитировать:
Литовченко М.В. Инновационный подход в формировании эффективной модели управленческого консультирования // Креативная экономика. – 2011. – Том 5. – № 12. – С. 16-21.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=17289421
Цитирований: 4 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В условиях ускорения научно-технического прогресса, обострения конкуренции и становления клиентоориентированного рынка принятие эффективных управленческих решений требует определенного уровня профессионализма руководителя и учета многих факторов внешней среды, которые могут оказывать влияние на деятельность организации. Решение данной проблемы основывается на использовании квалифицированных услуг консалтинговых компаний по оптимизации различных направлений бизнеса. Это обуславливает целесообразность рассмотрения особенностей и специфики формирования эффективной модели управленческого консультирования с позиции инновационного подхода.

Ключевые слова: инновации, управление предприятием, качество, управленческое консультирование, эффективность

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Современные рыночные тенденции обуславливают необходимость развития существующих методик осуществления консалтинговой деятельности, направленных на повышение эффективности и качества предоставляемых услуг, а также способствующих решению ключевых задач и наиболее полному удовлетворению потребностей клиентов [1]. Необходимость оптимизации различных направлений бизнеса предопределила целесообразность формирования эффективной модели управленческого консультирования с позиции инновационного подхода. Именно инновационный подход затрагивает вопросы повышения эффективности и качества предоставляемых услуг за счет формирования эффективной модели управленческого консультирования. Инновационный подход в сфере управленческого консультирования основан как на необходимости отслеживания инновационных технологий и их адаптации к организации деятельности консалтинговой компании, так и на разработке собственных технологий решения задач клиента в рамках реализации консалтинговых проектов.

Качество требует баланса

Для повышения эффективности и качества консалтинговых проектов в сфере управленческого консультирования целесообразно применять различные инновационные технологии. Из всего многообразия существующих на сегодняшний день инновационных технологий к реализации консалтинговых проектов могут быть адаптированы, во-первых, принципы менеджмента качества и, во-вторых, система сбалансированных показателей.

Инновационными эти технологии могут быть признаны потому, что результатом их применения в рамках проектов по управленческому консультированию являются различного рода нововведения как для консалтинговой компании, так и для организации клиента. Так, предложенный инновационный подход является основой формирования эффективной модели управленческого консультирования, которая может применяться в организации деятельности консалтинговых компаний, а его использование в рамках консалтингового проекта позволяет получить результаты, представляющие определенную значимость для клиента, в виде обновленных систем, процессов, организационных документов. При этом одним из аспектов, определяющих сущность управленческого консультирования, является тот факт, что в результате реализации консалтингового проекта должны произойти некоторые изменения или преобразования в деятельности организации клиента, которые в конечном итоге направлены на ее совершенствование.

Таким образом, для достижения консультационного эффекта при реализации консалтинговых проектов использование инноваций осуществляется в рамках формирования эффективной модели управленческого консультирования, основанной на применении принципов менеджмента качества и системы сбалансированных показателей. Этот подход является центральным звеном, обеспечивающим повышение эффективности и качества консалтинговых услуг, поскольку основывается на формировании долгосрочных взаимовыгодных отношений «консультант – клиент».

Анализ многочисленных концепций менеджмента показал, что оптимальной для применения в управленческом консультировании является система сбалансированных показателей. Данная концепция является наиболее отрегулированной и применяемой за рубежом, имеются также примеры ее внедрения в российских организациях. Несомненным преимуществом системы сбалансированных показателей является ее гибкость, возможность применения в организации практически любой сферы деятельности. Основная идея системы сбалансированных показателей как инструмента определения эффективности состоит в том, что руководством вначале определяются цели, а затем для каждой конкретной цели выбирают показатель и рассчитывают его значение, которое будет свидетельствовать о ее достижении. Такие показатели носят название «ключевые показатели эффективности», которые могут быть адаптированы и использованы в управленческом консультировании [4].

Консультирование должно быть эффективным

Ключевые показатели эффективности представляют собой систему, используемую для достижения главных целей любого бизнеса, таких как привлечение и удержание потребителей, рост профессионализма сотрудников, увеличение доходов и снижение затрат и многих других. Все эти ценности также присущи концепции всеобщего менеджмента качества и изложены в основных принципах менеджмента качества.

Этот подход к руководству организацией, нацеленный на качество, основан на участии всех ее членов и направлен на достижение долгосрочного успеха путем удовлетворения потребителя и получения выгоды. Использование принципов менеджмента качества позволяет ориентироваться на удовлетворение потребителя, предоставление качественных услуг и повышение эффективности деятельности на основе процессного подхода к управлению [3].

Итак, механизм формирования эффективной модели управленческого консультирования, основанный на применении принципов менеджмента качества и системы ключевых показателей эффективности в рамках проекта по управленческому консультированию, отражает цикл повышения эффективности и улучшения качества консалтинговой услуги. Реализация данного механизма на практике заключается в использовании комбинации принципов менеджмента качества и системы ключевых показателей эффективности на каждой стадии консалтингового проекта, представленных в таблице 1.

Таблица 1

Применение принципов менеджмента качества

и ключевых показателей эффективности в рамках консалтингового проекта

Как было отмечено выше, первым критерием эффективности и качества услуг в сфере управленческого консультирования является удовлетворение клиента [2]. Высшей же степенью удовлетворенности клиента является получение желаемого результата от проведенных изменений на практике и поддержание их в течение длительного времени, что может быть обеспечено через сопровождение консультационного проекта организации клиента.

Успешным будет являться тот проект по управленческому консультированию, в результате реализации которого клиент в течение длительного времени остается довольным полученными результатами, а консультант повышает эффективность и качество оказываемых услуг.

Именно поэтому в рамках проекта по управленческому консультированию отражается такой основной принцип менеджмента качества, как ориентация на потребителя. Он заключается в управлении взаимоотношениями с клиентом на протяжении всего проекта. Все мероприятия в соответствии с утвержденным планом направлены на решение наиболее актуальных задач и реализуются с учетом масштаба и специфики деятельности организации клиента. В этом и заключается инновационный подход.

Применение ключевых показателей эффективности также используется на каждом этапе консалтингового проекта и заключается в построении многоуровневой системы контроля и оценки консультанта и клиента как в количественном, так и в качественном выражении с помощью соответствующих методов оценки для каждого показателя. В общем случае ключевые показатели эффективности деятельности и стандарт по управлению ими уникальны для каждой организации клиента в каждом проекте по управленческому консультированию, что отражает еще одну особенность инновационного подхода. Они отражают условия деятельности конкретной компании, зависят от стиля управления и принятой стратегии.

В рамках рассматриваемой модели предлагается адаптировать и использовать данные подходы при ведении проекта по управленческому консультированию.

Именно этим обусловлено введение заключительного этапа путем корректировки, поддержания и улучшения внедренной системы организационной документации и при помощи организации непрерывного обучения сотрудников. Ситуация когда консультанты продолжают общение со своими клиентами – огромный плюс для обеих сторон. Только в этом случае на выходе организация клиента сможет получить действующую систему управления, разработанную с учетом ее индивидуальных особенностей. А консалтинговая компания может использовать усовершенствованные разработки как основу для ведения новых проектов, предоставляя более качественные услуги и тем самым повышая эффективность своей деятельности и результативность работы своих клиентов.

Вывод

Предложенный усовершенствованный механизм формирования эффективной модели управленческого консультирования с позиции инновационного подхода отражает комплексность этапов консультирования, основанных на применении принципов менеджмента качества и системы ключевых показателей эффективности. Использование инновационных технологий в рамках реализации проектов по управленческому консультированию направлено на дальнейшее повышение эффективности и качества оказываемых консалтинговых услуг и в конечном итоге на преобразования в деятельности организации клиента.


Источники:

1. Аванесов Е.К. Самооценка организационного процесса компании и СМК [Текст] // Методы менеджмента качества, 2005, №1.
2. Гитомир Дж. Удовлетворение покупателя – ничто, покупательская лояльность – все [Текст]. – СПб.: 2004.
3. Кане М.М., Иванов Б.В., Корешков В.Н., Схиртладзе А.Г. Системы, методы и инструменты менеджмента качества: учебное пособие [Текст]. – СПб.: Питер, 2008.
4. Клочков А. КPI и мотивация персонала: полный сборник практических инструментов [Текст]. – М.: Эксмо, 2010.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 18:34:27