Информационные системы как элемент государственной поддержки инновационной деятельности

Серов Д.Н.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 5 (41), Май 2010

Цитировать:
Серов Д.Н. Информационные системы как элемент государственной поддержки инновационной деятельности // Креативная экономика. – 2010. – Том 4. – № 5. – С. 52-54.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=13920593
Цитирований: 1 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В статье раскрываются проблемы российского сектора исследований и разработок, обеспечивающего инновационную активность. Автор предлагает создать базу данных обо всех видах инновационных проектов, исходящих от юридических и физических лиц, а также рассматривает направления государственной поддержки в сфере информационного обеспечения инновационной деятельности.

Ключевые слова: инновации, инновационная деятельность, инновационная активность, информационные системы, государственная поддержка инноваций, информационная инфраструктура инноваций



Развитие большинства сфер деятельности в современном обществе в значительной степени определяется тем, насколько эффективно организовано их информационное обеспечение. Информационные ресурсы превратились в одну из основных составляющих развития экономики и общества.

Важным элементом государственной поддержки инновационной деятельности в качестве средства преодоления тенденций монополизации на рынке информации новейших технологий крупными фирмами и обеспечения успешного продвижения инноваций по всем стадиям инновационного цикла является, на наш взгляд, создание инфраструктуры передачи технологий и систем информационного обмена. Помимо информационно-консалтинговых и маркетинговых центров для эффективного функционирования инновационных фирм необходимо хорошо налаженное взаимодействие между участниками инновационного процесса, разными секторами науки, наукой и производством, центром и периферией.

Зачатки информационных систем в научно-технической сфере, существовавшие в доперестроечный период, в настоящее время полностью ликвидированы. Информация о публикациях и научных разработках, компьютерные базы данных в большинстве случаях переведены на коммерческую основу и доступны далеко не каждому пользователю. Тогда как в развитых странах такая информация широко тиражируется и предоставляется бесплатно (если не имеет стратегического военного характера) [2].

Создание информационной среды

В условиях периода трансформации экономики информационная поддержка инновационной деятельности должна носить комплексный характер – от анализа научно-технической и патентной информации и выбора конкретных технологий, анализа и оценки их рыночного потенциала до поиска инвесторов, подбора персонала и сертификации новой продукции.

Базой для развития инновационной деятельности служит объем информационных данных между участниками инновационного процесса – авторами новшеств, источниками финансирования, венчурными фирмами [1]. Каждый участник незаменим, так как по своей сути инновационный процесс корпоративен, поскольку объединяет лиц с разными интересами и имущественными претензиями, различным правовым статусом и правом распоряжения долями прибыли. Основой реализации проекта при минимальном риске является согласованность интересов на всех его стадиях.

Поскольку интересы и роли участников инновационной деятельности неодинаковы, начиная с отбора инновационных проектов и заканчивая их реализацией, объединить всех и помочь достичь согласия способен только информационный обмен. Капиталистическая система уже выработала традиции и правила поиска эффективного сотрудничества частных предпринимателей на основе открытых информационных систем делового сотрудничества и конфиденциальных источников. Мировая информационная сеть STN, объединяющая три крупнейших информационных научно-технических центра США, Японии и Германии, содержит информацию об эффективных технологических решениях и их продвижении на инвестиционном рынке западных стран [2].

В России только предстоит создать специфическую информационную среду, способствующую развитию эффективного кооперационного взаимодействия. Пока же вся информация по инвестиционным проектам собирается в определенных государственных и частных структурах, которые рассматривают ее как конфиденциальную. Она не доступна для физических и юридических лиц, не являющихся владельцами или распорядителями капитала, но имеющих возможности формирования партнерских групп для реализации инновационных проектов [4].

Вывод

Решение данной проблемы можно найти в создании базы данных обо всех видах инновационных проектов, исходящих от юридических и физических лиц. И параллельно с ее созданием – организовать проведение аналитической работы по динамике мировых товарных рынков и рынков капитала и обработке данных о проектах, анализу их значимости.

На наш взгляд, во-первых, со стороны государства необходимо содействие в создании базы данных об имеющихся разработках, осуществлении научных публикаций, создании базы данных о спросе на научно-технические разработки, в оказании помощи по распространению такой информации по регионам.

Во-вторых, создание информационной инфраструктуры инноваций должно предшествовать формированию конкурентных программ развития инновационной деятельности и сопровождать их реализацию.


Источники:

1. Гумерова Г.И. Управление инновационными преобразованиями. – М.: Дело АНХ, 2010.
2. Региональная экономика в информационном измерении: модели, оценки, прогнозы. Сборник научных трудов. – М. : Бизнес-Юнитек, 2003.
3. Семенов Т. Правовое регулирование инновационного процесса: проблемы и противоречия // Проблемы теории и практики управления. – 2007. – № 7.
4. Стасев В.В., Забродин А.Ю., Черных Е.А. Инновации в России: иллюзии и реальность. – СПб.: Гриф и Ко, 2006.
5. Ясин Е. Условия инновационного развития и необходимые институциональные изменения // Проблемы теории
и практики управления. – 2007. – № 7.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:09:11