Особенности государственной политики поддержки малых инновационных предприятий промышленности России

Нестеренко Ю.Н.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 11 (23), Ноябрь 2008

Цитировать:
Нестеренко Ю.Н. Особенности государственной политики поддержки малых инновационных предприятий промышленности России // Креативная экономика. – 2008. – Том 2. – № 11. – С. 33-41.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=11600951
Цитирований: 6 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Фундаментальной основой современного экономического развития ведущих промышленно развитых стран является качественно новый тип технологического и хозяйственного уклада, в котором роль главного производственного ресурса играют знания и информация. Экономика этих стран все больше ориентирована на инновационную составляющую, передовые технологии и особые отношения между наукой, государством, бизнесом и обществом. Определяющее значение здесь имеют новые принципы организации промышленного производства, новые способы и системы управления, а также новые подходы к формированию различных сфер человеческой деятельности.

Ключевые слова: малый бизнес, инновации, промышленные предприятия, инновационная политика, государственная поддержка инноваций, малые инновационные предприятия

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Фундаментальной основой современного экономического развития ведущих промышленно развитых стран является качественно новый тип технологического и хозяйственного уклада, в котором роль главного производственного ресурса играют знания и информация.

Экономика этих стран все больше ориентирована на инновационную составляющую, передовые технологии и особые отношения между наукой, государством, бизнесом и обществом. Определяющее значение здесь имеют новые принципы организации промышленного производства, новые способы и системы управления, а также новые подходы к формированию различных сфер человеческой деятельности.

В тоже время в России уровень инновационной активности в настоящее время невысок. Если в западных странах в среднем наукоемкость ВВП составляет 2,13%, а в Швеции, Финляндии, Японии достигает 3,95%, 3,48%, 3,15%, соответственно, то в отечественной экономике данный показатель не превышает 1,4%, что свидетельствует о сравнительно низком уровне затрат на исследования и разработки. [1] Только 5,2% отгруженной российскими производственными предприятиями продукции является инновационной, что мешает ей конкурировать на мировых рынках.

Кроме того, для нашей страны характерна незначительная доля инновационно-активных предприятий – например, в промышленности их число не превышает 9,5%, в то время как в Великобритании, Норвегии, Швеции их уровень колеблется от 38,0% до 47,2%, а в Германии, Канаде, Нидерландах составляет 65,8% -75,0%. [2]

Удельный вес малого инновационного предпринимательства в российском производстве также пока невелик и составляет не более 10% [3], в то время как на Западе освоением промышленных инноваций занимается от 40 до 75% малых предприятий. [4] Хотя именно малые инновационные предприятия (МИП) благодаря своим преимуществам представляют собой уникальный ресурс, который в совокупности с достаточно сильным научным и образовательным потенциалом России мог бы стать ключевым фактором устойчивого экономического роста, не связанным с экспортом продукции топливно-энергетического комплекса, источником новых рабочих мест, действенным механизмом поддержки государственного научно-исследовательского и промышленного секторов экономики.

К сожалению, в настоящее время высокий потенциал МИП используется в России недостаточно результативно. В последние годы снижается не только число малых инновационных предприятий промышленности, уменьшается также их доля в производстве товаров и оказании услуг, сокращается рентабельность деятельности и предпринимательская активность.

Основная причина подобного положения заключается в отсутствии условий, благоприятно влияющих на рост МИП. Среда функционирования наукоемкого предпринимательства не создает предпосылок для занятия научными разработками, их промышленным освоением и коммерциализацией нововведений на рынке. К негативным факторам относятся высокие административные барьеры и проблемы с контрольно-надзорными органами, затрудненный доступ к финансовым ресурсам и высокое налоговое бремя, отсутствие нормативно-правой базы и реальной государственной помощи, наличие устаревшей системы организации производства и неразвитой информационно-консалтинговой инфраструктуры.

Отрицательное влияние на развитие малых инновационных предприятий оказывает недостаток мощностей, отвечающих современным требованиям, и отсутствие, как правило, у МИП собственной дорогостоящей исследовательской и опытно-экспериментальной базы, а также возможностей использовать производственные ресурсы государственных научно-исследовательских и учебных организаций из-за законодательных ограничений. Не под силу малым наукоемким предприятиям получать квалифицированную помощь, особенно в сфере правовой охраны деятельности и коммерциализации интеллектуальной собственности. Для МИП характерны трудности выхода на фондовый рынок, а также рынок государственных и муниципальных закупок.

Чрезвычайно высокими барьерами ограничена промышленная кооперация малых производственных предприятий с крупными компаниями, в том числе и с зарубежными и их доступ к внешним ресурсам. В последние годы существенно обострили ситуацию дефицит квалифицированных кадров в области инновационного менеджмента и низкая востребованность инновационной продукции на национальном рынке.

Приведенные выше трудности развития МИП как объекта и субъекта управления могут рассматриваться в качестве факторов, определяющих необходимость формирования в России долгосрочной государственной политики в отношении малого инновационного предпринимательства. Она позволила бы сформировать целостное представление о стратегии развития малых форм хозяйствования, направлениях их поддержки и мерах по достижению результатов, стимулировала бы создание институтов регулирования и помощи, заинтересовывала бы в разработке стабильных и взаимовыгодных правил игры для их эффективного функционирования.

Государственная политика должна иметь долгосрочную направленность и комплексный характер, а также предусматривать создание условий, благоприятно влияющих на развитие малых инновационных предприятий, преодоление их трудностей и проблем. Она должна обеспечивать гибкость системы поддержки малых форм хозяйствования в зависимости от этапов их деятельности и фазы инновационного цикла, сроков, размеров и отраслевой принадлежности предприятий, от ориентации их деятельности только на внутренний или на внутренний и внешний рынок одновременно, от достигнутых МИП результатов.

В стратегии государства необходимо четко зафиксировать разграничения функций, полномочий и ответственности между федеральными, региональными и местными властями, а также различными экономическими ведомствами за осуществление политики поддержки малого инновационного предпринимательства. Кроме того, поддержка малых инновационных предприятий промышленности должна строиться на условиях софинансирования и частно-государственного партнерства.

Государственная политика в отношении малых инновационных предприятий в целом и промышленности в частности должна предусматривать институциональную поддержку МИП, стимулирование их взаимодействия с крупными компаниями и научными центрами, а также вступления в инновационные кластеры, обеспечение выхода субъектов наукоемкого предпринимательства за пределы национальных границ и оказание помощи во внешнеэкономической деятельности.

Вышеназванные пути совершенствования организационно-экономического механизма развития малых инновационных предприятий промышленности современной России должны включать следующие направления:

- разработку единой системы нормативно-правовой базы регулирования деятельности малого предпринимательства. Она должна содержать как действующие законодательные акты, доработанные с учетом особенностей функционирования МИП, так и новые, введение которых необходимо для развития этого субъекта хозяйствования и обеспечения роста инновационной активности в стране;

- создание специализированного государственного органа, занимающегося управлением развития малого инновационного предпринимательства, повышением эффективности поддержки деятельности МИП промышленности и обеспечением полноценной системы статистического учета и отчетности малых инновационных предприятий и их сетей с учетом международных стандартов;

- снижение административных барьеров, ограничивающих возможности малых форм хозяйствования и связанных с системой регистрации и лицензирования деятельности МИП, сертификации и стандартизации наукоемкой продукции, организацией процедуры патентования и защитой интеллектуальной собственности;

- обеспечение ресурсной поддержки малого инновационного предпринимательства, которая предусматривает комплекс направлений финансовой, имущественной, информационной помощи. Финансовая поддержка предполагает использование различных форм бюджетного финансирования (государственные ссуды, гарантии по кредитам, субсидии и гранты, участие в уставном капитале компаний и пр.), расширение объема налоговых и таможенных льгот, изменение действующей амортизационной политики высокотехнологичных предприятий, увеличение числа государственных и частно-государственных фондов «посевного» инвестирования, формирование условий для свободного доступа МИП к банковским кредитам и получения венчурных инвестиций, обеспечение их выхода на рынок корпоративных ценных бумаг и страхование деятельности.

Имущественная поддержка включает льготный режим при приобретении и использовании на условиях аренды нежилых помещений, производственных площадей и технологического оборудования, предоставление дополнительных льгот для участия МИП промышленности в лизинговых отношениях, а также при выделении им имущества реорганизуемых предприятий-банкротов или в результате перепрофилирования производства. Информационная поддержка предусматривает формирование информационной инфраструктуры, создание сети федеральных, региональных и местных информационно-аналитических центров, расширение информационных баз и банков данных, в том числе и зарубежных, о деятельности МИП, потребностях и возможностях рынка, использование унифицированных программных и технических средств, информационных систем и телекоммуникационных сетей, современных электронных и Интернет-технологий;

- расширение инновационной инфраструктуры за счет развития инкубаторов, технопарков, центров трансфера технологий, венчурных фондов, фондов содействия научно-технической деятельности МИП, выставочных центров, консалтинговых фирм, ассоциаций малых предприятий, кредитных союзов, экспортно-ориентированных особых экономических зон и пр. Они призваны обеспечить процесс создания и реализации новшеств малыми наукоемкими предприятиями кадровыми, финансовыми, информационными ресурсами, увязать интересы производителей и потребителей инновационной продукции и содействовать передаче инноваций из сферы их разработки в сферу практического использования;

- активную реализацию способов коммерциализации технологий, направленных на получение прибыли от конкретных инновационных проектов и технологических разработок, осуществляемых МИП промышленности, и обеспечивающих их выход на новые рынки, в том числе зарубежные. В этой связи становится актуальной расширение системы государственных и муниципальных закупок, формирование центров технологической экспертизы и сертификации, а также центров интеллектуальной собственности при высших учебных заведениях, содействие в поиске партнеров, в том числе для экспорта продукции МИП, развитие системы субконтрактации и аутсорсинга;

- поддержку кооперации между субъектами малого инновационного предпринимательства, крупными производственными предприятиями, организациями науки и образования, органами власти, финансовыми структурами, стимулирование их совместной деятельности по разработке, внедрению и коммерциализации наукоемкой продукции, а также стимулирование формирования кластерных сетей «высоких технологий» на региональном, межрегиональном и международном уровне;

- усиление региональной составляющей в системе поддержки МИП промышленности, для чего в стране должны быть созданы единые правовые условия функционирования малого инновационного предпринимательства с учетом специфики местных условий, единые принципы деятельности региональных органов управления развитием МП, единые подходы к формированию инфраструктуры поддержки малого инновационного предпринимательства, а также единые условия финансовой имущественной и ресурсной помощи;

- создание системы кадрового обеспечения деятельности малых инновационных предприятий путем внедрения новых образовательных технологий, открытия новых направлений подготовки специалистов и магистров в высших учебных заведениях, расширения программ переподготовки и повышения квалификации кадров, в том числе преподавателей и представителей органов власти, увеличения объема учебно-методической и справочной литературы по вопросам управления инновационными процессами и качеством инновационной продукции с учетом международных стандартов, интеграции науки, образования и производства.

Таким образом, формирование развитой системы малых инновационных предприятий промышленности России – сложный и многогранный процесс, который связан с преодолением значительного числа проблем, причем не столько научно-технического, сколько социально-экономического и организационного характера. Однако их решение необходимо, ибо оно позволит изменить количественное и качественное положение малого инновационного предпринимательства. Это, в свою очередь, способно повлиять на построение в стране эффективной национальной инновационной системы, достижение общегосударственных целей диверсификации экономики России и роста ее конкурентоспособности, а также формирование, распространение и воспроизводство в обществе «новой» идеологии, что является основой инновационного прогресса.


Источники:

1. Россия и страны мира: Статистический сборник / Росстат. – М., 2007.
2. Голиченко О. Инновационная система России: модель и перспективы ее развития – М., Изд-во РУДН, 2004.
3. Россия и страны мира: Статистический сборник / Росстат. – М., 2006.

Страница обновлена: 31.03.2024 в 19:27:13