Сколько стоит интеллектуальный капитал организации?

Кулаева Д.О.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 10 (10), Октябрь 2007

Цитировать:
Кулаева Д.О. Сколько стоит интеллектуальный капитал организации? // Креативная экономика. – 2007. – Том 1. – № 10. – С. 3-10.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=9549602
Цитирований: 6 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Развитие мировой экономики привело к тому, что торговый и промышленный капиталы, бывшие до какого-то времени основой развития экономических отношений, постепенно отходят на второй план, уступая главную роль интеллектуальным и информационным ресурсам. Все большее значение приобретают не материальные активы компаний, такие как средства производства и предметы труда, а то, что не имеет под собой материальной основы, так называемые, нематериальные активы компании или «интеллектуальный капитал».

Ключевые слова: интеллектуальный капитал, нематериальные активы, оценка интеллектуального капитала, интеллектуальные ресурсы



Развитие мировой экономики привело к тому, что торговый и промышленный капиталы, бывшие до какого-то времени основой развития экономических отношений, постепенно отходят на второй план, уступая главную роль интеллектуальным и информационным ресурсам. Все большее значение приобретают не материальные активы компаний, такие как средства производства и предметы труда, а то, что не имеет под собой материальной основы, так называемые, нематериальные активы компании или «интеллектуальный капитал».

В современном обществе интеллектуальный капитал становится основой богатства и именно он определяет конкурентоспособность экономических систем, выступает ключевым ресурсом их развития. В процессе создания, трансформации и использования интеллектуального капитала участвуют коммерческие, государственные и общественные организации, т.е. все субъекты рыночных отношений.

Европейский Союз сформулировал новую стратегическую цель для ЕС – стать наиболее конкурентоспособной и динамичной экономикой в мире, основанной на знаниях. Европейский опыт свидетельствует, что в новом глобальном сообществе главным фактором развития становится не количественный (размер территорий, численность населения и т.д.), а качественный (образование населения, состояние науки и социальное единство).

Современная фирма ‑ это производитель не столько товаров, сколько знаний. А производство – это во многом деятельность ума, т.е. результат работы инженеров, конструкторов, дизайнеров, специалистов по персоналу, сбыту и маркетингу, экспертов по информационным сетям. То есть интеллектуальный капитал в большей мере, чем физические активы или финансовый капитал становится устойчивым конкурентным преимуществом.

Долгое время в экономической литературе вообще не существовало понятия «интеллектуальный капитал», его ввел в научный оборот Дж. Гэлбрейт, который употребил этот термин в письме экономисту М. Калеку в 1969 г.

Первое же подробное обоснование термина принадлежит Т. Стюарту, который в 1991 г. опубликовал статью «Сила интеллекта: как интеллектуальный капитал становится наиболее ценным активом Америки», где определил интеллектуальный капитал как сумму всего того, что знают работники компании и что дает конкурентное преимущество компании на рынке. В дальнейшем понятие интеллектуального капитала дополняли и уточняли другие авторы.

Таким образом, ситуация начала меняться во второй половине ХХ века, когда большинство высокотехнологичных и требующих высокого уровня интеллектуального труда организаций столкнулось с феноменом значительного превышения рыночной стоимости компаний над стоимостью их активов. Это привело к необходимости решения возникшей финансовой проблемы – с изменением способа создания продукта, при котором знания превратились в один из основных факторов создания новой стоимости, возникла необходимость соответствующим образом перестроить содержание публичной отчетности компаний перед собственниками и инвесторами.

Первыми необходимость оценки неосязаемых факторов ощутили менеджеры информационно насыщенных компаний, перед которыми встала задача убедить инвесторов в целесообразности вложений средств, невзирая на незначительный объем материальных активов и ориентируясь исключительно на интеллектуальный потенциал. Стало очевидно, что отчетность должна содержать информацию обо всех факторах стоимости, в том числе неосязаемых активах компании, ее стратегии, компетентности сотрудников, деловой репутации, компьютерных и административных системах, базах данных и т.д., то есть о том, что теперь называется «интеллектуальный капитал».

К сожалению, современные бухгалтерские документы пока не в состоянии в полной мере адекватно учитывать все эти активы, поэтому исследователи разрабатывают новые финансовые и управленческие концепции, а финансисты рассуждают о целесообразности изменения традиционных бухгалтерских терминов.

В изучении данного вопроса исследователи шли «от практики». Существующие модели, описывающие интеллектуальный капитал, представляют собой обобщение практики конкретных компаний, что является причиной уникальности каждого подхода. Но, с другой стороны, ‑ отсутствия единой и унифицированной модели. Вместе с тем, накопление опыта и знаний позволило сформулировать более или менее общие подходы к структуре и оценке интеллектуальных активов компаний.

Одна из наиболее известных моделей ‑ «Scandia Value Scheme», была разработана Л. Эдвинссоном для шведской страховой компании Skandia, которая в 1995 г. раньше других начала публиковать отчеты об интеллектуальном капитале, положив начало новой практике содержания годовых отчетов компаний. [1]

Согласно данной модели, рыночная стоимость компании складывается из двух основных факторов: финансового и интеллектуального капитала. Интеллектуальный капитал, в свою очередь, по мнению авторов указанной модели, содержит в себе человеческий капитал и структурный капитал.

Человеческий капитал рассматривается как компетенция и способности персонала компании (природные способности работников, уровень культуры, здоровья, образования, профессиональных навыков, мотивации к работе и обучению персонала). Эта часть интеллектуального капитала «покидает» компанию вместе с работниками после окончания рабочего дня.

Структурный капитал — это то, что остается в компании после окончания рабочего дня и ухода работников. Он делится на клиентский капитал, ценность которого заключена в отношениях с клиентами, и организационный капитал, который, в свою очередь, делится на инновационный и процессный капитал.

Инновационный капитал состоит в основном из законных прав на интеллектуальную собственность (патентов, лицензионных соглашений), а также из того, чему трудно дать точное определение, но что в большой степени определяет стоимость компании (идеи, торговые марки).

Процессный капитал — это инфраструктура компании (информационные технологии, рабочие процессы и т.д.). Схематично модель интеллектуального капитала по Л. Эдвинссону представлена на рис. 1.

Рис. 1. Модель интеллектуального капитала по Л. Эдвинссону

Энни Брукинг, глава бывшей консультационной компании The Technology Broker и автор книги «Интеллектуальный капитал» предлагает делить интеллектуальный капитал организации на четыре составные части:

‑ рыночные активы;

‑ интеллектуальную собственность;

‑ человеческие активы;

‑ инфраструктурные активы.

Указанная модель представлена на рис. 2:

Рис. 2. Модель интеллектуального капитала организации по Э. Брукинг

В обеих рассмотренных моделях понятие интеллектуального капитала совпадает с понятием неосязаемых активов и рассматривается как необходимое условие конкурентоспособности компании.

Некоторые исследователи включают в понятие интеллектуальный капитал только результаты знаний и компетенций персонала, рассматривая его как часть более широкого понятия ‑ неосязаемые активы. Другие, напротив, считают, что понятие интеллектуального капитала шире, чем нематериальные активы и интеллектуальная собственность.

Еще один подход разделяет на две части «неосязаемое», относя то, что не может иметь прямой денежной оценки и неотделимо от создавшей его компании ‑ к интеллектуальному капиталу, а то, что может быть измерено в денежных единицах и существовать за пределами организации ‑ к неосязаемым активам.

Ситуация осложняется еще и различными подходами к разграничению понятий «интеллектуальный капитал», «нематериальные активы» и «деловая репутация». Некоторые из авторов их отождествляют, другие, напротив, разграничивают.

Наиболее убедительным аргументом в пользу тех, кто считает, что интеллектуальный капитал и нематериальные активы не тождественные понятия, является то, что нематериальные активы, такие, например, как технологии производства, базы данных, компьютерные программы и т.д. могут свободно перемещаться из одной организации в другую. Другими словами, могут быть проданы, подарены, переданы в пользование и т.д. А интеллектуальный капитал существует только в рамках создавшей его организации, неотделим от нее и прекращает существовать вместе с прекращением деятельности самой организации.

Кроме того, понятия «нематериальные активы» и «интеллектуальная собственность» закреплены в законодательных актах, в то время как понятие «интеллектуальный капитал» нигде не закреплено, что дает право относить к нему не только объекты интеллектуальной собственности, но и нематериальные активы, которые не всегда являются результатом интеллектуального труда.

В трактовке понятий «интеллектуальный капитал» и «деловая репутация» тоже нет единства. Некоторые специалисты считают, что интеллектуальный капитал организации является составной частью деловой репутации, другие утверждают, что наоборот. Здесь надо отметить, что при оценке по балансовому методу, стоимость деловой репутации фирмы равна разнице между стоимостью бизнеса в целом и стоимостью его активов, как материальных, так и идентифицируемых нематериальных. Таким образом, величина деловой репутации зависит от величины материальных активов, в то время как интеллектуальный капитал ни коим образом от них не зависит.

Есть и другие точки зрения, но, несмотря на столь большое разнообразие подходов все сходятся на том, что интеллектуальный капитал необходимо структурировать, учитывать и оценивать.

Совокупность рассмотренных факторов не случайно названа именно «интеллектуальный капитал», т.е. по аналогии с физическим или денежным капиталом. Он возникает в результате вложений ресурсов (денег, материальных средств, знаний, квалификации), приносит доход, подвержен обесценению и износу (моральному), требует затрат на свое поддержание. Таким образом, как любой капитал, интеллектуальный капитал должен быть оценен.

Проблемы определения понятия интеллектуального капитала создают проблемы в его учете и отражении как во внутренней отчетности организаций, так и в отчетах, предназначенных для внешних пользователей. Проблемы возникают при измерении стоимости интеллектуального капитала организации в целом и при оценке его составных частей.

Окончание следует


Источники:

1. Брукинг Э. Интеллектуальный капитал. – СПб.: Питер, 2001. – 288 с.
2. Edvinsson L. The next generation of IC measurement – the digital IC-landscape // Journal of Intellectual Capital. Vol. 1. – No 3. – 2000.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 18:44:25