Становление и развитие консалтингового бизнеса в современной России

Юшко В.Н.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 11-2 (123), Ноябрь 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Юшко В.Н. Становление и развитие консалтингового бизнеса в современной России // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 11. – С. 115-117.

Аннотация:
Развитый рынок консалтинговых услуг – один из значимых показателей современной экономики. Российский бизнес в этой сфере стартовал чуть более пятнадцати лет назад с нуля. Но сегодня он уже достаточно твердо стоит на ногах. Однако его представители все еще опасаются как возможной массовой экспансии зарубежных компаний, так и неудачных шагов властей, способных достаточно быстро изменить сложившуюся рыночную ситуацию.

Ключевые слова: консалтинг, консалтинговый бизнес, рынок консалтинговых услуг



Развитый рынок консалтинговых услуг – один из значимых показателей современной экономики. Российский бизнес в этой сфере стартовал чуть более пятнадцати лет назад с нуля. Но сегодня он уже достаточно твердо стоит на ногах. Однако его представители все еще опасаются как возможной массовой экспансии зарубежных компаний, так и неудачных шагов властей, способных достаточно быстро изменить сложившуюся рыночную ситуацию.

С точки зрения организации консалтингового бизнеса, порог вхождения минимальный. Он укладывается в затраты на аренду и содержание небольшого офиса. Прибыльность в сфере консалтинга находится на довольно высоком уровне, а расходы на ведение бизнеса минимальные.Для начала бизнеса необходимо арендовать помещение нанять работников и дать рекламу. Все последующие расходы связаны с выплатой заработной платы, коммунальными и хозяйственными платежами.

Востребованность консалтинговых услуг

Самая большая и дорогая ценность любой консалтинговой фирмы – ее персонал. Так как предприятие производит услугу, процесс производства совпадает с процессом потребления. Никакого специального оборудования не требуется. Низкие барьеры вхождения на рынок и минимальные затраты на организацию бизнеса и спрос на консультантов со стороны новой развивающейся экономики дали толчок к развитию консалтинга в России.Несмотря на появление в начале 90-х частного бизнеса, стремящегося к развитию, в том числе и при помощи консультантов, высокого спроса на консалтинговые услуги не было. Основными причинами являются отсутствие или недостаток самих консультантов в новых для России сферах маркетинга, финансов, менеджмента. Стоит также добавить непонимание руководителями предприятий смысла консультационных услуг. Хаос и неразбериха на рынке в ту пору позволяла фирмам расти и развиваться за счет внутреннего чутья и интуиции руководителя. Однако предпринимательство в России продолжало эволюционировать, и одной интуиции стало недостаточно. Бизнес становится более понятным, прозрачным и более профессиональным.Ужесточение конкурентной среды, приход на российский рынок крупных западных игроков и экспансия отечественного бизнеса за рубеж потребовала помощи консультантов со стороны. Конечно, фирмы имеют свой багаж знаний, а руководители хорошо знают свое дело. Но в то же время предприятия не в состоянии содержать в значительном количестве профессионально ориентированные кадры и не имеют времени для решения глобальных проблем.Как правило, основными потребителями консалтинговых услуг являются предприятия среднего и крупного бизнеса. Зачастую мелким организациям с их упрощенной системой налогообложения, небольшим штатом сотрудников и малым рынком сбыта, идея обращения к консультантам видится нерентабельной. Лишь с ростом бизнеса, либо при появлении тех или иных проблем у руководителя возникает потребность в консалтинге.

Эволюция отечественного консалтинга

С течением времени происходит изменение макроэкономических факторов, что изменяет и запросы клиентов. На ранее популярные услуги наблюдается спад интереса. Если раньше повышенным спросом пользовались бюджетирование, управленческий учет, иногда даже постановка бухгалтерского учета, то сегодня наиболее востребованы кадровый подбор, консультирование в сфере информационных технологий, юриспруденции, набирают популярность маркетинговые исследования.Развитие современного консалтинга России в ускоренном темпе повторяет историю развития консалтинга за рубежом. В процессе развития консалтинг переходит на все более высокий уровень, начиная с анализа и заканчивая разработкой всей стратегии фирмы, и передаче части функций сторонней организации. Эволюцию отечественного консалтинга (как и зарубежного) можно представить в виде схемы.

Передача части функций сторонней организации (аутсорсинг)Совершенствование деятельности фирмы (сбыт, реклама, антикризисное управление)Анализ и оценка бизнеса (аудит, юридическое сопровождение)Разработка стратегии фирмыПодбор и обучение персонала

Каждый новый этап эволюции не «перечеркивает» предыдущие, а является дополнением к ним. Каждая последующая стадия невозможна без освоения предыдущей. Когда бизнес переходит на очередной этап развития, возникает необходимость в новых видах консультаций и помощи. На самом верху эволюции консалтинга, по нашему мнению, находится передача части функций организации в управление сторонней фирме, т.е. в аутсорсинг.Таким образом, наивысшей стадией развития консалтинга станет частичная или даже полная интеграция с клиентом.

Укрупнение консалтинговых фирм

Рост спроса на консалтинговые услуги обуславливает превращение аудиторских, юридических и оценочных фирм в объединения предприятий, оказывающих комплексный спектр услуг. Происходит постепенное укрупнение консультационных компаний. По сути, только большая организация может позволить себе развивать методики и обучать сотрудников. За последние годы вырос спрос на услуги российских консультантов, что приведет к увеличению количества их альянсов с иностранными компаниями.Подводя итог, можно сказать следующее. Бурное развитие консалтинга, вызванное ростом спроса со стороны бизнеса, неминуемо приведет к образованию группы крупных консалтинговых фирм оказывающих широкий спектр услуг. В целях минимизации издержек средние и крупные предприятий будут передавать часть своих функций консалтинговым фирмам. С одной стороны, многим фирмам это позволит минимизировать затраты и повысить эффективность своей деятельности. С другой стороны, это может привести к тому, что независимая фирма, сама того не подозревая, превратится в исполнителя чьих-то решений.


Источники:

1. Анализ рынка консалтинговых услуг - М.: СПЛАН-Холдинг, 2003.
2. Пригожин А. И. Становление управленческого консультирования в России. - М.: АНХ, 2003.
3. Стил Ф. Организация консультирования. - М., Маркетинг. 2002.
4. Уткин Э.А. Консалтинг. - М.: Тандем, Экмос, 2003.
5. Консалтинг в России: Введение в профессиональные методы работы / под ред. А.П. Посадского. - М.: Национальный фонд подготовки кадров, 2002.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 16:09:23