Влияние сделок слияния и поглощения на экономику региона

Translation will be available soon.
Статья в журнале
Об авторах:


Аннотация:
В сложившейся экономической ситуации, когда многие компании стоят перед выбором — найти возможности для скорейшего привлечения капитала либо стать объектом продажи в кратчайшие сроки и по цене, установленной инвестором, особое значение приобретает оценка последствий сделок в виде слияний и поглощений не только для самой компании, но и для региональной экономики в целом еще на этапе планирования сделки.

Ключевые слова:

слияние предприятий, поглощение предприятий, экономика региона
Цитировать публикацию:
Влияние сделок слияния и поглощения на экономику региона – С. 20-24.

Vliyanie sdelok sliyaniya i pogloshcheniya na ekonomiku regiona. , 20-24. (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241




В сложившейся экономической ситуации, когда многие компании стоят перед выбором — найти возможности для скорейшего привлечения капитала либо стать объектом продажи в кратчайшие сроки и по цене, установленной инвестором, особое значение приобретает оценка последствий сделок в виде слияний и поглощений не только для самой компании, но и для региональной экономики в целом еще на этапе планирования сделки. Необходимо исходить из того, что, во-первых, невозможно точно рассчитать реальную будущую доходность капитала и принять единственно правильное решение. Всегда существуют альтернативные решения, а правильность выбора будет определяться обратной связью. Для снижения потерь от неправильного решения необходимо изначально спрогнозировать все действия на период получения обратной связи, сформулированных по принципу «если… то». Во-вторых, любое принятое инвестором решение оказывает существенное влияние на поведение и ожидания субъектов внешней среды. Отказ от выбранной стратегии, даже при неблагоприятном развитии событий, может оказаться более убыточным, чем следование ей. Данный факт обусловлен тем, что переход на альтернативную ветвь развития сопровождается, как правило, достаточно значительными затратами. И наконец, любая выбранная стратегия должна корректироваться в зависимости от текущей ситуации, однако это не устранит полностью последствия принятых ранее неправильных решений. Таким образом, принятие решений в условиях слияний и поглощений компаний заключается в необходимости одновременного поиска модели, на которой строится анализ ситуации альтернативного варианта возможного развития событий; аргументированного комплексного решения; ожидаемого результата исполнения бизнес-плана и времени его достижения; критерия проверки правильности принятого решения . Очевидно, что сложность, высокая степень неопределенности результатов слияний и поглощений компаний требуют наличия всеобъемлющего критерия оценки эффективности этого процесса. Применительно к сделкам слияния и поглощения в качестве такого критерия может выступать эффект синергии. Как отмечают Е. Н. Князева и С. П. Курдюмов, синергетическое мировидение позволяет по-новому подойти к проблеме эффективного управления развитием сложных систем (социоприродных, экологических, экономических) [2]. Суть синергетической теории сводится к тому, что возникающая при слиянии новая компания может использовать ряд преимуществ, которые появляются в результате объединения ресурсов этих компаний. При этом менеджеры объединяющихся компаний действуют в наилучших интересах своих акционеров. Следовательно, основной мотив для менеджмента компании-покупателя при проведении слияния или поглощения заключается в попытке получения синергетических эффектов. Существуют разнообразные пути получения синергетического эффекта от диверсификации компании. Как правило, эффект операционной экономии (операционной синергии) преследуют компании при осуществлении горизонтальных и вертикальных слияний. Основными разновидностями данной синергии являются: экономия на масштабе, проявляющаяся в снижении затрат на единицу продукции, как правило, за счет снижения доли постоянных затрат в общем объеме издержек, а также экономия на охвате, возникающая вследствие возможности производить большее количество наименований товаров, используя имеющиеся в наличии основные фонды, сырье и материалы. Синергетический эффект, возникающий вследствие эффекта агломерации, проявляется в том, что издержки на единицу продукции при получении добавленной стоимости применительно к товару уменьшаются на фиксированный процент при каждом удвоении объема продукции. При расширении номенклатуры выпускаемой продукции в результате объединения отдельных производств в общую систему и эффекта комбинирования взаимодополняющих ресурсов также может возникнуть синергетический эффект. Небольшие компании, с одной стороны, достаточно часто производят продукцию, в которой нуждаются более крупные компании или компании, которые хотели бы расширить свой производственный ассортимент за счет этой продукции, но создание аналогичных собственных производств было бы для подобных компаний экономически не выгодным проектом. С другой стороны, небольшие компании часто сталкиваются с проблемой нехватки финансовых ресурсов для финансирования своих новых и уже существующих проектов. Таким образом, в результате интеграции компании приобретают недостающие им ресурсы и активы дешевле, чем они могли бы обойтись при самостоятельном их создании каждой компанией. Преимуществом для компании также являетсяповышение эффективности работы с поставщиками. В результате приобретения дополнительного рычага снижения закупочных цен путем увеличения совокупного объема закупок и приобретения тем самым возможности пользоваться дополнительными скидками и путем прямой угрозы смены поставщика существует возможность получения синергетического эффекта. Так, при снижении затрат на снабженческую деятельность всего на 10% вполне реально увеличить прибыльность компании на 10 — 20%. Синергетический эффект в экономике может возникнуть также в результате функциональной синергии, когда целевая компания оказывается более сильной в тех областях функционирования, где приобретающая компания проявляет слабость, и взаимодополняемости в области НИОКР. Сокращение затрат на НИОКР достигается за счет того, что компания-покупатель может использовать научно-исследовательские центры приобретенной компании, а также ее работников для разработки и внедрения новых продуктов, товаров и услуг на рынок. А. Г. Грязнова и М. А. Федотова называют данный эффект «эффектом дополнения, когда система восполняет недостающие элементы» [3]. При централизации маркетинга, или, по определению И. Ансоффа, «торгового синергизма» [1] синергетический эффект проявляется в результате возможности реализации стратегии «связанных продаж», возможности предлагать дистрибьюторам более широкий ассортимент продуктов и использовать общие рекламные компании, что позволяет избежать новых инвестиций в развитие сбытовой сети и продвижение продукта. Преимуществом для компании-покупателя также является разница в рыночной цене компании и стоимости ее замещения: зачастую проще купить действующее предприятие, чем создать новое. При осуществлении сделок слияний и поглощений синергетический эффект может достигаться вследствие возросшей рыночной мощи из-за снижения конкуренции и возможности конкурировать за крупные, в том числе государственные, контракты, получение которых обеспечивает высокий уровень загрузки производственных мощностей. Основным индикатором увеличения монополистической мощи компаний принято считать получение компанией более высоких прибылей по сравнению с остальными компаниями в отрасли. Синергетический эффект возможен вследствие ускорения движения компании по стратегической траектории: быстрее решаются задачи роста -возрастает скорость расширения рынка, создания/укрепления занимаемой рыночной ниши, создания новых продуктов. Примером такого синергизма является использование сильной торговой марки для вывода на рынок новых товаров, использование благоприятного имиджа компании для привлечения клиентов к новой продукции или использование научных, производственных и управленческих наработок в различных направлениях деятельности компании. Увеличения политического влияния компании в регионе/стране для отстаивания своих интересов, преодоления законодательных барьеров и ограничений и снижения национальных рисков за счет международной диверсификации также являются составляющей синергетического эффекта. Присмягчении влияния факторов делового риска синергетический эффект может выражаться в снижении размаха колебаний поступлений от продажи товаров и услуг, стабилизации притоков денежных средств от операций компании за счет формирования портфеля активов с разными жизненными циклами и объединения компаний различного профиля деятельности (эффект диверсификации). Одним из проявлений синергетического эффекта является эффект финансовой экономии. Объединение компаний может внести вклад в укрепление платежеспособности, улучшить покрытие выплат по заемным средствам за счет дополнительных потоков денежных средств, и, в конечном счете, привести к снижению финансового риска компании, а следовательно, к снижению затрат на капитал, удешевить его привлечение и облегчить к нему доступ. Синергетический эффект возникает и при финансовой синергии, теория которой, оправдывающая существование конгломератов, была предложена в 1999 г. Флак и Линчем [4]. Согласно данной теории финансовая синергия может быть определена следующим образом: объем финансирования, который может привлечь конгломерат, всегда больше или равен объему финансирования, который могли бы привлечь компании, составляющие конгломерат, будучи отдельными бизнес-единицами. Возможно возникновение синергетического эффекта и при выявлении дифференцированной эффективности, означающей, что управление одной из компаний было неэффективным и после слияния активы компании станут более производительными. Здесь синергия понимается как приложение управленческих способностей менеджеров корпорации-покупателя к неэффективно используемым активам корпорации-цели. Этот синергетический эффект был открыт в 1965 г. Генри Манне [4]. Эффект синергии возникает и при совершенствовании корпоративной стратегии и культуры и проявлении эффекта объединения управленческих способностей команды, или командной синергии. В команде участники чувствуют себя в безопасности, она дает ощущение принадлежности к коллективу, что является очень сильным мотивом, особенно для российской культуры. Команда признает и поощряет индивидуальные особенности своих членов, вклад каждого в общее дело, участники разделяют чувство гордости за совместные достижения. В результате внешний мир считает компанию более мощной и влиятельной социальной единицей. Эффект от переноса компетенции также является преимуществом для компании-покупателя и в ряде случаев способен вызывать синергетический эффект. Так, управляющая компания может обладать уникальной компетенцией, управленческим «ноу-хау», умением создавать эффективные системы управления, способным обеспечить конкурентоспособность на рынке. При слиянии данная компетенция переносится на вновь приобретенную бизнес-единицу. Компании, нацеленные на поглощение, стремятся получить доступ к коммерческим секретам компаний — кандидатов на поглощение, касающимся перспектив их доходов (информации о новых продуктах и контрактах) [5]. Синергетический эффект может возникать в экономике вследствие ликвидации дублирующих функций — сокращения управляющего и обслуживающего персонала, а также ряда схожих функциональных подразделений (бухгалтерия, управление финансового контроля, исследовательские и сбытовые подразделения), и создания единых централизованных подразделений, что приведет к значительному снижению затрат на их содержание. Таким образом, при осуществлении сделки слияния или поглощения компания может получить ряд преимуществ: в продажах, в использовании общих информационных каналов, в финансовой сфере, в управлении, репутации, размерах, в экономии на маркетинговых исследованиях. Это в свою очередь оказывает значительное влияние на экономику региона в целом. Именно от того, какова структура отраслей и насколько эффективна работа компаний внутри отрасли, напрямую зависит благосостояние региона.



Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. СПб.: Питер, 1999.
2. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Основания синергетики. Синергетическое мировидение/ Изд.2. Синергетика: от прошлого к будущему – М.: КомКнига, 2005.
3. Оценка бизнеса: Учебник / Под ред. А. Г. Грязновой, М. А. Федотовой. М.: Финансы и статистика, 2005.
4. Рудык Н.Б. Конгломератные слияния и поглощения: Книга о пользе и вреде непрофильных активов: Учебное пособие. М.: Дело, 2005.
5. Рудык Н.Б. Методы защиты от враждебного поглощения: Учебное пособие. М.: Дело, 2006.