Об эффективности финансирования системы дополнительного профессионального образования в России

Translation will be available soon.
Статья в журнале
Об авторах:


Аннотация:
На современном этапе развития общественных отношений уровень образования как фактор формирования и накопления человеческого капитала является важнейшей составляющей национального богатства государства и определяет его интеллектуальный потенциал. Эффективное использование накопленного научно-образовательного потенциала способствует повышению экономической и социальной стабильности общества.

Ключевые слова:

финансирование, Россия, высшая школа, дополнительное профессиональное образование
Цитировать публикацию:
Об эффективности финансирования системы дополнительного профессионального образования в России – С. 397-407.

Ob effektivnosti finansirovaniya sistemy dopolnitelnogo professionalnogo obrazovaniya v Rossii. , 397-407. (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241




На современном этапе развития общественных отношений уровень образования как фактор формирования и накопления человеческого капитала является важнейшей составляющей национального богатства государства и определяет его интеллектуальный потенциал. Эффективное использование накопленного научно-образовательного потенциала способствует повышению экономической и социальной стабильности общества.

Согласно исследованиям, проведенным специалистами Всемирного банка, человеческий капитал в структуре национального богатства ведущих европейских стран составляет около 74%, США – 16%, в России –50%, что свидетельствует о ценности человеческого капитала как основного ресурса постиндустриального общества, поскольку именно он в современных социально-экономических условиях предопределяет темпы экономического развития и научно-технического прогресса.

Для России, чья конкурентоспособность на мировых рынках обусловлена помимо сырьевых богатств почти исключительно интеллектуальным потенциалом, высшее образование имеет еще истратегическое значение, что обуславливает необходимость качественного улучшения ситуации в сфере образования посредством повышения эффективности программ дополнительного профессионального образования.

Основной целью модернизации российской системы образования является ее интеграция в мировое образовательное пространство посредством формирования механизма устойчивого развития и обеспечения качественной подготовки и переподготовки специалистов в соответствии с международными стандартами. Для реализации поставленной цели инвестиционная политика государства и частного бизнеса должна быть основана на принципе приоритетного финансирования сферы образования.

Современная система образования Российской Федерации представляет собой сложную многоуровневую систему, важнейшей составляющей которой является дополнительное образование.

В соответствии со ст. 26 закона РФ «Об образовании» дополнительные образовательные программы и дополнительные образовательные услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства. В пределах каждого уровня профессионального образования основной задачей дополнительного образования является непрерывное повышение квалификации рабочего, служащего, специалиста в связи с постоянным совершенствованием федеральных государственных образовательных стандартов [1].

Система дополнительного образования в России предполагает развитие общего и профессионального дополнительного образования.

Общее дополнительное образование направлено на развитие личности и повышение культурного и интеллектуального уровня человека, в то время как профессиональное дополнительное образование непосредственно связано с непрерывным повышением квалификации и профессиональной переподготовкой лиц, уже имеющих профессиональное образование.

Социально-экономическая значимость дополнительного профессионального образования в формировании и накоплении человеческого капитала, ожесточение конкуренции на рынке образовательных услуг (особенно в области бизнес-образования), а также отсутствие объективной системы оценки эффективности инвестиций в образовательные проекты обуславливает необходимость разработки теоретических и методических положений по оценке эффективности финансирования дополнительного образования с учетом специфики дополнительного профессионального образования и направленных на повышение его эффективности.

При разработке инвестиционных проектов, связанных с обучением и развитием персонала компании, определение стратегии осуществления этих инвестиций и оценка их эффективности является сложной теоретической и методологической проблемой. На стратегию осуществления инвестиций в обучение влияют не только выявленные потребности фирмы в обучении и развитии персонала, но и характер обучения, положение компании на рынке труда, текучесть кадров.

Кроме того, инвестиции в человеческий капитал характеризуются рядом специфических особенностей:

  • доходность инвестиций в человеческий капитал зависит от возраста человека и продолжительности его активной трудовой деятельности;
  • износ человеческого капитала определяется степенью износа человеческого организма, морального устаревания знаний и изменения ценности полученного образования;
  • характер и виды инвестиций в человеческий капитал определяются историческими, национальными, культурными, семейными особенностями и традициями;
  • отсутствует пропорциональная зависимость между риском и доходностью инвестиций в человеческий капитал, что обусловлено невозможностью гарантировать ожидаемый положительный эффект.
  • В современных условиях развития экономики квалифицированный персонал становится одним из самых важных ресурсов. Необходимость инвестиций в образование и повышение квалификации осознается как правительствами государств, руководствами компаний, так и гражданами, стремящимися к достойному уровню жизни и получению определенного социального статуса. Таким образом, субъектами инвестиций в человеческий капитал могут являться экономические агенты, представляющие все три сектора рыночной экономики – предприниматели, домашние хозяйства, государство. Однако цели инвестиций, преследуемые тремя указанными группами экономических агентов, различаются, поэтому различны и критерии оценки эффективности инвестиций в человеческий капитал.

    Эффективность профессиональной переподготовки кадров для корпораций обусловлена реальной потребностью в ней как работников, так и фирмы. С точки зрения экономический теории период кризиса является достаточно привлекательным для получения образования, так как альтернативные издержки в виде заработной платы минимальны. Наличие дополнительного профессионального образования, в частности бизнес-образования, позитивно влияет на заработки работников, таким образом, происходит конвертация инкорпорированной формы человеческого капитала в экономический капитал.

    Государственная поддержка системы дополнительного профессионального образования имеет четкую социальную направленность – расширить возможности работника в получении нового рабочего места в случае увольнения, что приобретает особую актуальность в условиях развития экономического кризиса, сопровождающегося ростом безработицы. Роль государства состоит в снижении угрозы безработицы, создании определенных социальных гарантий для работающих граждан.

    Участие государства в системе переподготовки кадров осуществляется в различных формах. Во многих странах Европы приняты законы, в соответствии с которыми при ликвидации или переоснащении предприятий предприниматели обязаны предоставить работнику оплачиваемый отпуск продолжительностью от нескольких недель до нескольких месяцев. Расходы на переподготовку кадров частично покрываются государством. Система переподготовки кадров финансируется также из социального фонда Европейского Союза, который направляет свои средства в наиболее неблагополучные регионы. По инициативе местных и региональных органов власти, создана сеть государственных центров переобучения, к которой подключились уже существовавшие учебные заведения – университеты и колледжи.

    Государственная поддержка системы переобучения необходима и с экономической точки зрения, так как позволяет обеспечить кадрами перевод на современную техническую основу мелкого и среднего бизнеса, то есть тех предприятий, которые не в состоянии вести переподготовку рабочих на собственной базе и могут выделить на эти цели ограниченные средства. Проблема повышения квалификации работников средних и мелких фирм признается очень важной, поскольку средний и малый бизнес играют значительную роль в экономике развитых стран. Например, в Японии создан специальный университет для переподготовки персонала, работающего в сфере малого бизнеса.

    Предполагаемые в соответствии с ФЗ «О федеральном бюджете на 2009год и плановый период 2010 и 2011 годов» объемы государственного финансирования дополнительного профессионального образования в Российской Федерации в рамках федеральной целевой программы «Образование» представлены в таблице 1.

    Таблица 1

    Объемы государственного финансирования ФЦП «Образование» в соответствии с ФЗ «О федеральном бюджете на 2009год и плановый период 2010 и 2011 годов», тыс. руб.

    Наименование статьи расходов
    2009 г.
    2010 г.
    Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации
    15 000
    -
    Высшее и послевузовское профессиональное образование
    2 187 070
    1 882 120
    Согласно Государственному плану подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации в 2007/08-2012/13 учебных годах мероприятия в сфере развития дополнительного профессионального образования финансируются за счет средств федерального бюджета, региональных бюджетов, средств российских компаний и организаций, образовательных учреждений, а также за счет собственных средств обучающихся специалистов (табл. 2).

    Таким образом, финансирование дополнительно профессионального образования в России является многоуровневым (государственный уровень, уровень предприятий и организаций, уровень домашних хозяйств) и многоканальным, а также направлено на реализацию основных целей, задач и направлений государственной стратегии в области развития системы образования.

    Увеличение степени обоснованности инвестиционных разработок должно происходить в соответствии с единой методологией экономического управления и мировым опытом в области рационального инвестирования.

    Таблица 2

    Источники финансирования мероприятий по реализации Государственного плана подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации

    Источник
    Мероприятия
    Федеральный бюджет
    Профессиональная переподготовка специалистов в образовательных учреждениях (не более 33 % общей стоимости обучения)
    Стажировка специалистов в России и за рубежом
    Организация и проведение подготовки в России сотрудников иностранных организаций
    Деятельность федерального ресурсного центра в части обеспечения реализации Государственного плана
    Бюджеты
    субъектов РФ
    Профессиональная переподготовка российских специалистов в образовательных учреждениях (не менее 33 % общей стоимости обучения)
    Повышение квалификации работников в образовательных учреждениях
    Стажировка работников за рубежом
    Средства организаций народного хозяйства
    Профессиональная переподготовка специалистов в образовательных учреждениях (не менее 34 % общей стоимости обучения)
    Проживание на территории РФ специалистов в период прохождения обучения в образовательных учреждениях и стажировки
    Средства образовательных учреждений
    Повышение квалификации преподавателей в образовательных учреждениях
    Стажировка преподавателей за рубежом
    Собственные средства специалистов
    Дополнительное обучение, в том числе иностранному языку, в образовательном учреждении

    Существующие современные методики оценки эффективности инвестиций в человеческий капитал, как правило, основаны на расчете совокупности общих показателей или критериев эффективности инвестиций, используемых при оценке любых проектов вне зависимости от специфических рисков и особенностей финансирования рассматриваемых инвестиций.

    При определении влияния различных факторов на конечный результат обязательным является приведение всех показателей к одним и тем же условиям, поэтому необходимо:

    1. Определять эффект от внедрения рассматриваемого мероприятия независимо от других мероприятий.

    2. Учитывать изменение только тех показателей, на которые повлияло рассматриваемое мероприятие, оставляя остальные показатели неизменными.

    3. Определять экономический эффект от внедряемого мероприятия, сравнивая с тем положением, которое было бы при отсутствии внедрения за один и тот же период.

    В зависимости от вида полученного эффекта можно выделить следующие виды эффективности финансирования системы дополнительного профессионального образования, которые представлены в таблице 3.

    Коммерческая эффективность определяется по отношению к реальному или абстрактному юридическому или физическому лицу, осуществляющему финансирование объекта или мероприятия целиком за свой счет. Применительно к системе дополнительного профессионального образования необходимо отдельно определять показатели экономического эффекта для государства, для компаний-работодателей и для самих обучающихся специалистов.

    Таблица 3

    Виды эффективности финансирования системы дополнительного профессионального образования

    Вид
    Эффект
    Содержание
    Коммерческая эффективность
    Экономический эффект
    Учитывает финансовые последствия вложения средств в систему дополнительного профессионального образования для непосредственных участников финансирования
    Социальная эффективность
    Общий социальный эффект
    Отражает вклад финансируемого объекта в улучшение социальной среды, повышение качества жизни в виде изменения доходов населения, повышения занятости населения, улучшения условий труда и других параметров
    Индивидуальный социальный эффект
    Учитывает последствия для самого прошедшего обучение работника: личностный и профессиональный рост и связанные с ним жизненные изменения
    Общественная (социально-экономическая) эффективность
    Социально-экономический эффект
    Учитывает затраты и результаты хозяйственной деятельности, выходящие за пределы прямых финансовых интересов участников финансирования и характеризующие эффективность участия в процессе финансирования структур более высокого уровня – народного хозяйства, региона, отрасли, крупных коммерческих структур
    Образовательный эффект
    Оценивается по параметрам образовательного процесса (качество преподавания, применимость полученных знаний и т.д.)
    Бюджетная эффективность
    Бюджетный эффект
    Отражает финансовые последствия осуществления финансирования для федерального, регионального или местного бюджетов
    Организационная эффективность
    Внутренний организационный эффект
    Отражает совершенствование деятельности той организации, где работает прошедший обучение специалист, исходя из «внутренних» параметров организационного функционирования
    Внешний организационный эффект
    Отражает эффективность функционирования организации во внешней социально-экономической среде по параметрам достижения организацией её основных целей
    Социально-экономический эффект (Эсэ, руб.) дает представление об экономической эффективности инвестиционных вложений в дополнительное профессиональное образование с учетом достигнутого социального эффекта и определяется как сумма прямого экономического (Э, руб.) и социального (Эс, руб.) эффектов:

    Эсэ = Э + Эс (руб.).

    Показатели социально-экономической и организационной эффективности представлены на примере Президентской программы подготовки управленческих кадров в Санкт-Петербурге (табл. 4).

    Таблица 4

    Показатели оценки эффективности реализации Президентской программы подготовки управленческих кадров в Санкт-Петербурге

    Критерии оценки
    2006 г.
    2007 г.
    Степень реализации дипломных проектов слушателей Программы
    На уровне компания в целом
    66,5 %
    66,2 %
    На региональный уровне
    24,4 %
    15 %
    На межрегиональном уровне
    6,1 %
    6,2 %
    на международном уровне
    -
    5 %
    Результаты реализации проектов слушателей Программы
    Открытие новых направлений имеющегося бизнеса
    31 %
    76,9 %
    Создание новых бизнес-единиц
    27,4 %
    52,5 %
    Создание новых рабочих мест
    43,7 %
    55 %
    Расширение рынков сбыта
    34,5 %
    45%
    Выпуск нестандартной продукции
    9,6 %
    16,3 %
    Выпуск нестандартных услуг
    13,7 %
    17,5 %

    В отличие от традиционных программ МВА, Президентская программа подготовки управленческих кадров, будучи изначально ориентированной на подготовку специалистов для работы в отечественных условиях, более детально и глубоко учитывает специфику российской деловой среды, включая внешнеэкономические аспекты ведения бизнеса в условиях глобализации. Как показывают исследования в рамках Ассоциации выпускников Президентской программы, нарастающий кризис в меньшей степени затронул участников программы: они оказались наиболее подготовленными к антикризисной работе.

    Один из ключевых принципов обучения – принцип проектного менеджмента с ориентацией на решение конкретных актуальных задач предприятий. В учебном процессе доминируют активные методы обучения – дискуссии, имитационные, ролевые игры и тренинги. Наряду с активными методами присутствуют и традиционные лекционно-семинарские занятия, в том числе экспертные лекции авторитетных российских и зарубежных бизнесменов, политиков и экспертов.

    В условиях прекращения банковского кредитования образовательной отрасли плюсом является и система оплаты обучения: предприятие финансирует 34% стоимости программы, а 66% – региональный и федеральный бюджеты. Сегодня разрабатывается новый региональный формат программы, направленный на подготовку кадров для приоритетных отраслей Санкт-Петербурга. Предлагается расширить масштабы и организовать специализированную подготовку руководителей предприятий социальной сферы, обрабатывающей промышленности, жилищно-коммунального хозяйства.

    После окончания обучения по Президентской программе подготовки управленческих кадров в Санкт-Петербурге почти у половины выпускников (44,0%) расширились полномочия в прежней должности, у 36,8% повысилась заработная плата, 30,5% получили предложение о работе от других российских фирм, 3,8% стало руководить подразделением предприятия, а 3,7% участвовать в разработке проектов развития предприятия (рис. 1).

    Рис. 1. События в жизни специалистов после окончания обучения по Президентской программе подготовки управленческих кадров в Санкт-Петербурге, %

    Участие в Программе в основном повлияло на понимание выпускниками основных проблем предприятия, видение перспектив предприятия, на самооценку, но никак не повлияло на отношения с российскими и зарубежными партнерами (для 46,3% респондентов), на карьерный рост (для 27,3%), на отношения с руководством предприятия (для 21,9%).

    Основным показателем бюджетной эффективности, используемым для обоснования предусмотренных в проекте финансирования развития системы дополнительного профессионального образования мер федеральной и региональной финансовой поддержки, является бюджетный эффект.

    Бюджетный эффект представляет собой результат реализации инвестиционного проекта, который выражается в приросте доходной части бюджета и не зависит от источника инвестиций, так как любой инвестиционный проект, реализуемый на территории, имеющей свой бюджет, приносит свой вклад в доходную часть данного бюджета. В случае его отсутствия или недостаточности проект теряет основания для поддержки со стороны администрации, законодателей и общественного мнения региона.

    Бюджетная эффективность инвестиционного проекта в области дополнительного образования может быть определена по следующей формуле [3]:

    Эб = ∆Дбi / Иi ,

    Где ∆Дбi – прирост доходной части бюджета в результате реализации i-го инвестиционного проекта; Иi – инвестиции по i-му проекту.

    При этом источниками формирования доходной части бюджета в результате реализации государственной поддержки и финансирования программ дополнительного образования могут быть прирост доходов от аренды частными предпринимателями имущества, находящегося в государственной собственности; плата за гарантии по кредиту; прирост доходов в виде процентов за предоставленные бюджетные кредиты; прирост налоговых поступлений (в том числе лицензионных сборов) в бюджет и процентов по предоставленным налоговым кредитам.

    Однако приведенные методы оценки эффективности инвестиций направлены на определение одного конкретного, а не суммарного эффекта от реализации проекта и не предусматривают оценку экономической, социальной, бюджетной и организационной эффективности в совокупности, что не учитывает современной специфики функционирования и финансирования системы дополнительного профессионального образования.

    Таким образом, можно сделать вывод о необходимости разработки алгоритма сравнительной рейтинговой оценки инвестиционной привлекательности проектов в сфере дополнительного профессионального образования с учетом отраслевой специфики.



    Издание научных монографий от 15 т.р.!

    Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
    В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

    creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



    Источники:
    1. Федеральный закон «Об образовании» № 3266-1 от 10.07.1992 г. (в ред. от 13.02.09) - www.consultant.ru.
    2. ФЗ «О федеральном бюджете на 2009год и плановый период 2010 и 2011 годов» - www.minfin.ru.
    3. Снегирев А.В. Бюджетная эффективность инвестиционных проектов: Препринт. – СПб: СПбГУЭФ, 2002.