Инвестиции в инновации как условие формирования и поддержки конкурентных преимуществ

Translation will be available soon.
Статья в журнале
Об авторах:


Аннотация:
В современной "новой экономике" постоянно увеличивает значение использования новых знаний, высоких и продвинутых технологий, производства продукции, основанной на использовании интеллектуального ресурса. Практика экономического обоснования управленческих решений требует новых, нетрадиционных подходов, учитывающих новые и новейшие технологические тенденции, степень вовлечения интеллектуального ресурса в хозяйственный оборот.

Ключевые слова:

инновации, конкурентоспособность, инвестиции, Республика Беларусь, инвестиции в инновации
Цитировать публикацию:
Инвестиции в инновации как условие формирования и поддержки конкурентных преимуществ – С. 145-146.

Investitsii v innovatsii kak uslovie formirovaniya i podderzhki konkurentnyh preimushchestv. , 145-146. (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241




В современной "новой экономике" постоянно увеличивает значение использования новых знаний, высоких и продвинутых технологий, производства продукции, основанной на использовании интеллектуального ресурса. Практика экономического обоснования управленческих решений требует новых, нетрадиционных подходов, учитывающих новые и новейшие технологические тенденции, степень вовлечения интеллектуального ресурса в хозяйственный оборот.

Анализ показал, что основными проблемами, противодействующими эффективному функционированию промышленных предприятий Республики Беларусь, являются: отсутствие глобальных конкурентных преимуществ, неспособность в ряде случаев конкурировать по неценовым факторам, низкий уровень применяемых технологий, устаревшее оборудование.

К началу двадцать первого века в Республике Беларусь промышленное производство на основе третьего (и ниже) укладов составляло 23,9%, четвертого – 68,4 пятого и шестого – только 7,7%, что не позволяет формировать новые глобальные конкурентные преимущества.

Недостаточную роль играют наукоемкие отрасли и производства, что приводит к замедлению темпов роста национальной экономики в целом. Так, удельный вес экспорта наукоемкой продукции в Республике Беларусь на начало 2002г. в экспорте в целом составлял только 3,7% (в 1996 – 4,0%), в экспорте в страны СНГ- 4,2% ( в 1996 –2,7% соответственно), в экспорте в дальнее зарубежье – 3,1 (в 1996 – 6,6% соответственно). В тоже время оценка структуры мировой торговли показывает, что уже с 1996г. продукция произведенная на уровне высоких технологий, превысила 20% (для сравнения: в 1976г. она составляла только 11% соответственно).

Растет число неэффективных предприятий, которые не могут адаптироваться к изменяющейся среде. В тоже время глобализация экономики усиливает диффузию технологий, ускоряет технологический трансфер. Появилось понятие "экономическое расстояние" между странами, которое в противовес географическому расстоянию, которое можно преодолеть в течении определенного времени, часто достаточно длительного. "Экономическое расстояние" определяется степенью вовлеченности национальной экономики, региона в процессе глобализации, что позволяет мгновенно получать информацию об экономических, научных и технологических процессах в любой точке земного шара, перебрасывать новые идеи, технологии, создавать новые продукты и их рынки и т.д.

Технологическое развитие и качественно новые формы технологического трансфера позволили полностью изменить характеристику рынка труда: не человек будет перемещаться туда, где создана идея, а технологии будут притягиваться теми странами и регионами, которые создают соответствующие условия, благоприятные для активной инновационной деятельности, получения технологической сверхприбыли.

Таким образом инвестиции в инновации определяют стратегию развития предприятия, отрасли, региона, национальной экономики в целом. Можно выделить три основных задачи, которые выполняет инвестирование в инновационную деятельность.

Во-первых, создание новых рынков, формирование новых потребностей, разработку новых продуктов и технологий.

Во-вторых, инвестиции для удержания потребителей и сохранения завоеванных ниш на рынке, борьбы с конкурентами.

В-третьих, инвестиции в инновации для оценки потенциальной прибыли как фьючерсный опцион. Это инвестиции, которые не приносят сразу прибыли, они предназначены для оценки потенциально привлекательных рынков, новых технологий, новых видов товаров и услуг. Особенность таких инвестиций заключается в стремлении определить стратегически перспективное направление и отказаться от инвестирования в неэффективные сферы бизнеса. Первоначальное инвестирование не обязывает инвестировать впоследствии, так как оценка может показать, что новый бизнес непривлекателен, что в целом позволит минимизировать убытки. В современных условиях созданы многообразные организационные формы, когда крупные компании заключают договоры, покупают или создают небольшие венчурные компании, цель которых – оценить потенциальные возможности новых технологий.

При решении каждой из названных задач формируется своя инвестиционная стратегия.

При этом факторы, влияющие на инвестиционную и инновационную деятельность по нашей оценке могут быть сгруппированы в следующие блоки: первый блок (интеруровень) учитывает влияние новых и новейших тенденций, формирующихся на мировом рынке, в том числе рынке наукоемкой продукции и высоких технологий, к ним относятся: хайтеграция, сервизация, софтизация; второй блок (макроуровень) оценивает рамочные условия, определяющие инновационность развития национальной экономики; третий блок (мезоуровень) характеризует влияние отраслевых и межотраслевых факторов, определяющих развитие комплекса наукоемких отраслей и производств, формирование кластеров, ориентированных на выпуск продукции, конкурентоспособной как на внутреннем, так и на внешнем рынке; четвертый блок (микроуровень) определяет уровень организации управления инновационной и инвестиционной деятельностью на конкретном предприятии (организации) ее способность адаптироваться в условиях глобализации экономики. Этот блок включает и создание системы обучения специалистов по управлению инновационной и инвестиционной деятельностью в силу специфичности объекта управления.



Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Валдайцев С.В. Оценка бизнеса и инноваций. – М.: Филинь, 1997
2. Кардаш В.Я. Товарна інноваційна політика: Навчальний посібник. – К.: КНЕУ, 1999
3. Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива. / Пер. с фр. – СПб.: Наука, 1996