Влияние механизмов поддержки малого и среднего предпринимательства на источник экономического роста северных территорий Красноярского края

Москвина А.В.1, Каячев Г.Ф.1, Лихачева Т.П.1
1 Сибирский федеральный университет, Россия, Красноярск

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
Том 16, Номер 21 (Ноябрь 2015)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Москвина А.В., Каячев Г.Ф., Лихачева Т.П. Влияние механизмов поддержки малого и среднего предпринимательства на источник экономического роста северных территорий Красноярского края // Российское предпринимательство. – 2015. – Том 16. – № 21. – С. 3765-3776. – doi: 10.18334/rp.16.21.2073.

Аннотация:

Проведен анализ механизмов поддержки малого и среднего предпринимательства в северных территориях Красноярского края в разрезе нормативно-правовой базы, имущественного, информационно-консультационного и финансового аспектах. Оценка их результативности дана составлением расходов консолидированного бюджета территорий на поддержку малого и среднего предпринимательства с количеством субъектов и налоговыми платежами как источниками экономического роста.

Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, эффективность, механизм поддержки, источники экономического роста, целевые показатели программ развития, направления поддержки

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение

В 2014 году, по данным Федеральной службы государственной статистики, в Российской Федерации было зарегистрировано 2 103,78 тыс. малых предприятий (включая микропредприятия), а также 5 645,7 тыс. индивидуальных предпринимателей (табл. 1). За период с 2011 года прирост числа субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) составил: по малым предприятиям – 14,6%, индивидуальным предпринимателям – 3,5%, по субъектам среднего предпринимательства наблюдалось снижение. Численность занятых в этой сфере экономики в целом выросла за три года на 1,53%, оборот – на 15,5%.

Структура видов деятельности субъектов малого и среднего бизнеса приведена на рисунке 1.

Таблица 1

Основные экономические показатели деятельности

малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации

Год
Количество
предприятий,
тыс. единиц
Средняя численность работников без внешних совместителей, тыс. чел.
Оборот
предприятий,
млрд руб.
Малые предприятия, включая микропредприятия
2011
1836,4
10421,9
22610,2
2012
2003,0
10755,7
23463,7
2013
2063,1
10775,2
24781,6
2014
2103,8
10789,5
26392,2
Индивидуальные предприниматели
2011
5453,1
2245,9
8057,2
2012
5647,1
2213,9
8707,4
2013
5429,5
2096,5
9732,9
2014
5645,7
2435,7
10447,5
Средние предприятия
2011
15,9
1964,4
5150,4
2012
13,8
1719,5
4710,6
2013
13,7
1630,7
4717,5
2014
н/д
н/д
4515,8
Источник: составлено авторами по данным сайта Федеральной службы государственной статистики.

Рисунок 1. Структура оборота по экономическим видам деятельности

малого и среднего предпринимательства в 2014 г.

Источник: составлено авторами по данным сайта Федеральной службы государственной статистики.

Характеризуя структуру деятельности, нужно отметить, что малые и средние предприятия – юридические лица занимаются, главным образом, оптовой и розничной торговлей, строительством и обрабатывающими видами производства. Индивидуальные предприниматели действуют преимущественно в сфере торговли.

Красноярский край – второй по площади субъект Российской Федерации. Численность населения Красноярского края, по данным Красноярскстата на 1 января 2014 года, составляет 2 852,810 тыс. человек. Экономика края ориентирована как на капиталоемкие, энергоемкие производства, основанные на использовании богатой ресурсно-сырьевой базы, так и на выпуск промежуточной продукции, предназначенной для поставок в другие регионы России и в страны ближнего и дальнего зарубежья.

По данным Красноярскстата, в 2014 году количество малых предприятий составило 4 671 ед., увеличившись по сравнению с 2011 годом на 11,6%. Численность индивидуальных предпринимателей выросла на 5,9% и достигла 47 725 чел.

Северные территории Красноярского края охватывают два из наиболее сложных и уникальных макрорайонов края. Северный макрорайон включает Таймырский Долгано-Ненецкий, Эвенкийский, Туруханский муниципальные районы и г. Норильск и характеризуется как территория с очень сложными и суровыми природно-климатическими условиями. Приангарский макрорайон включает Богучанский, Енисейский, Кежемский, Казачинский, Мотыгинский, Пировский и Северо–Енисейский муниципальные районы, гг. Лесосибирск, Енисейск и охватывает территорию Нижнего Приангарья с ее разнообразными минерально-сырьевыми ресурсами и невысокой транспортной доступностью.

Развитие Северного макрорайона определяется, прежде всего, федеральной политикой развития территорий Крайнего Севера и Арктики. В проекты федерального уровня, задающие пространственные приоритеты индустриального развития в рамках Северного макрорайона, включены все основные инвестиционные проекты крупных нефтегазовых, металлургических и энергетических компаний макрорайона. Ангарский макрорайон находится в стадии активного промышленного и инфраструктурного развития, связанного, прежде всего, с реализацией масштабного инвестиционного проекта Комплексного развития Нижнего Приангарья.

Общее количество субъектов малого и среднего предпринимательства в северных территориях Красноярского края в 2014 году, включая индивидуальных предпринимателей, составило 16 203 единицы, в том числе 3 744 ед. малых предприятий – юридических лиц, 58 средних предприятий и 12 401 индивидуальных предпринимателей. По количеству субъектов заметно лидирует Северный макрорайон, лидером является г. Норильск. Второе место держит г. Лесосибирск, третье – Богучанский район (рис. 2).

Общая численность занятых в секторе составила в 2014 году 55 670 человек, увеличившись с 2011 году всего на 0,75%. Лидерами являются г. Норильск, г. Лесосибирск, Богучанский район (рис. 3).

По оборотам субъектов малого и среднего предпринимательства северных территорий Красноярского края лидером также является город Норильск (рис. 4).

Рисунок 2. Динамика количества субъектов малого и среднего предпринимательства в северных территориях Красноярского края за 2011-2014 гг.

Источник: составлено авторами по данным Красноярскстата и АИС ММО

Рисунок 3. Структура среднесписочной численности работников

субъектов малого и среднего предпринимательства

по северным территориям Красноярского края в 2014 году

Источник: составлено авторами по данным АИС ММО

Рисунок 4. Структура оборота субъектов малого и среднего предпринимательства по северным территориям Красноярского края в 2014 году

Источник: составлено авторами по данным АИС ММО

27 января 2015 года Распоряжением № 98-р Правительства Российской Федерации был утверждён План первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году, нацеленный на обеспечение устойчивого развития экономики и социальной стабильности в период наиболее сильного влияния неблагоприятной внешнеэкономической и внешнеполитической конъюнктуры. В числе ключевых направлений действий Правительства в ближайшее время включены и мероприятия по содействию развитию малого и среднего предпринимательства.

Во всех без исключения муниципальных районах созданы и функционируют Центры содействия малому и среднему предпринимательству, работающие по принципу «одно окно», работают координационные советы в области развития малого и среднего предпринимательства. В ряде районов работают общественные объединения предпринимателей Так, в г. Енисейске создана Некоммерческая организация «Союз поддержки и развития малого и среднего предпринимательства г. Енисейска и Енисейского района», в Казачинском районе – партнерство индивидуальных предпринимателей «Ладья», в Таймырском районе – региональное общественное объединение «Союз предпринимателей малого и среднего бизнеса».

Все без исключения муниципальные районы имеют или отдельную программу поддержки и развития малого и среднего предпринимательств,а или, что чаще, соответствующие подпрограммы в рамках программы социально-экономического района или программы поддержки инвестиционной и инновационной деятельности.

К числу наиболее важных критериев оценки программ поддержки субъектов МСП в первую очередь отнесены: количество созданных рабочих мест: их указывают в качестве критерия 8 муниципальных образований из 13; количество субъектов, получивших поддержку (7 муниципальных образований из 13); количество сохраненных рабочих мест (7 муниципальных образований из 13); объем привлеченных инвестиций; увеличение оборота предприятий, занимающихся обрабатывающим производством (рис. 5).

Рисунок 5. Рейтинг критериев оценки эффективности

муниципальных программ поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства северных районов Красноярского края

Источник: составлено авторами

Программами развития и поддержки субъектов МСП предусматривается помощь в трех основных направлениях:

1) имущественная поддержка субъектов МСП;

2) информационно-консультационная поддержка субъектов МСП;

3) финансовая поддержка субъектов МСП.

Имущественная поддержка осуществляется в виде передачи во владение и (или) в пользование имущества, находящегося в муниципальной собственности района и включенного в соответствующий перечень муниципального имущества (земельные участки, здания, строения, сооружения, нежилые помещения, оборудование, машины, механизмы, установки, транспортные средства, инвентарь, инструменты и другие объекты муниципальной собственности района).

Информационно-консультационная поддержка предусматривает оказание консультационной поддержки субъектов МСП по вопросам государственной и муниципальной поддержки субъектов МСП, оказание содействия субъектам МСП в получении государственной и муниципальной поддержки, проведение обучающих и информационных семинаров по вопросам налогообложения, бухгалтерского учета, трудового законодательства и пр.

На основании базовых положений теории и методологии управления, теории кризиса и анализа кризисной ситуации 2008–2010 гг., а также исследований состояния производительности труда и риск-факторов, в работе (Поносова, Стрельникова, 2013) представлена классификация факторов антикризисного управления, она может быть использована в качестве своеобразной матрицы для анализа состояния промышленного производства за рубежом и в России на современном этапе, а также для выявления организационно-экономических предпосылок преодоления кризисной ситуации на предприятиях промышленности в будущем.

Финансовая поддержка субъектов МСП направлена на развитие инвестиционной деятельности, развитие системы кредитования и снижения затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, возникающих в связи с привлечением финансовых ресурсов, в том числе субсидии на возмещение различных видов расходов (открытие собственного дела, выставочно-ярмарочная деятельность, лизинг и пр.)

В ходе проведенного исследования была изучена взаимосвязь между расходами консолидированного бюджета на развитие и поддержку субъектов МСП в расчете на одну малую и среднюю организацию (факторная переменная) и следующими переменными, заявленными изначально как критерии оценки эффективности соответствующих муниципальных программ поддержки (Дремина, 2009; Попов, 2013):

1) количество субъектов малого и среднего предпринимательства на 10000 человек населения;

2) налоговые платежи в расчете на одну малую и среднюю организацию, включая индивидуальных предпринимателей;

3) среднесписочная численность работников организаций малого (юридических лиц) и среднего бизнеса, с выделением среднесписочной численности работников организаций обрабатывающего производства;

4) доля среднесписочной численности работников малых и средних организаций в среднесписочной численности работников всех организаций;

5) оборот организаций малого (юридических лиц) и среднего бизнеса, с выделением оборота организаций обрабатывающего производства;

6) объем инвестиций в основной капитал организаций малого (юридических лиц) и среднего бизнеса.

Результаты расчетов и итоговый рейтинг муниципальных образований приведены в таблице 2.

Анализ показывает, что положительная корреляция расходов бюджета на поддержку субъектов СМП и количественных показателей наблюдается только в гг. Енисейске, Лесосибирске, Кежемском, Пировском, Таймырском и Эвенкийском районах. Из них значимой она является только для г. Лесосибирска, Кежемского, Пировского, Таймырского и Эвенкийского районов. Отрицательная взаимосвязь характерна для Норильска, Северо-Енисейского, Казачинского, Енисейского и Богучанского муниципальных районов. Несогласованность показателей наблюдается в Туруханском районе.

Положительная связь расходов бюджета и налоговых платежей в расчете на одну малую и среднюю организацию наблюдается в Пировском, Кежемском, Богучанском районах и г. Енисейск, а значимая связь – только в Пировском и Богучанском районах. Негативная – со всеми остальными.

Таблица 2

Оценка зависимости показателей-результатов от суммы расходов консолидированного бюджета на развитие и поддержку субъектов МСП в расчете на одну малую и среднюю организацию, ранг

Источник: составлено авторами

Заключение

Следует выделить несколько категорий территорий:

1) с положительной связью между расходами бюджета и количеством субъектов МСП и налоговыми поступлениями – четыре муниципальных района: г. Енисейск, г. Лесосибирск, Кежемский и Пировский районы; на этих территориях отдача от бюджетных мер поддержки положительна и очевидна;

2) отрицательная связь между расходами бюджета и количеством субъектов МСП и налоговыми поступлениями – три муниципальных района: Енисейский, Туруханский районы и г. Норильск, Казачинский и Северо-Енисейский районы;

3) рассогласованная взаимосвязь между расходами бюджета и количеством субъектов МСП и налоговыми поступлениями: все остальные.

Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод, чтотолько в трех муниципальных субъектах можно признать программы поддержки эффективными.


Страница обновлена: 04.04.2024 в 16:45:38