Особенности технологии принятия управленческих решений в предпринимательской деятельности

Харасова А.С., Блаженкова Н.М.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 20 (266), Октябрь 2014
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Харасова А.С., Блаженкова Н.М. Особенности технологии принятия управленческих решений в предпринимательской деятельности // Российское предпринимательство. – 2014. – Том 15. – № 20. – С. 12-19.

Аннотация:
В статье рассматриваются особенности технологии принятия управленческих решений в предпринимательской деятельности. Для формализации процедур выработки и реализации управленческого решения авторами предлагается условно-типовой вариант разработки и принятия управленческих решений.

Ключевые слова: предпринимательская деятельность, методы менеджмента, управленческое решение, лицо, принимающее решение (ЛПР), этапы разработки решения

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



В предпринимательской деятельности необдуманные и необоснованные решения руководства могут стать причиной финансовых потерь и банкротства предприятия. От того, насколько своевременными, рациональными и эффективными будут принимаемые решения, напрямую зависит конкурентоспособность, успешное функционирование и развитие предприятия.

Управление предпринимательской деятельностью

Предпринимательская деятельность имеет свою специфику ведения хозяйственной деятельности, как правило, сопровождающуюся повышенными рисками, которая определяет особенности технологии принятия управленческих решений.

Особенности менеджмента в предпринимательской деятельности заключаются в следующем:

- исполнение управленческих функций, как правило, концентрируется на одном человеке – руководителе;

- весь процесс выработки, принятия и реализации управленческого решения занимает очень короткий период времени;

- руководители предпринимательских структур в большинстве случаев не прибегают к услугам консалтинговых компаний, вырабатывая решения самостоятельно и возлагая на себя все риски и последствия принятия ошибочных и непродуманных решений;

- зачастую собственники предпринимательских структур одновременно являются их руководителями.

Процесс управления предпринимательской деятельностью всегда реализуется посредством принятия и реализации управленческих решений, выработку которых называют технологией разработки (принятия) управленческих решений.

Технология принятия управленческих решений в предпринимательской деятельности представляет собой логически упорядоченную последовательность этапов, содержащих определенный набор процедур, реализация которых обеспечивает выбор наилучшего варианта решения выявленной проблемной ситуации на основе анализа внешней и внутренней среды, поставленных целей и выбранных критериев и с учетом потенциала и перспектив развития организации [3].

Однако на практике не существует единой технологии процесса принятия решений, поскольку каждый предприниматель имеет свою индивидуальную технологию разработки и принятия решений. В зависимости от уровня сложности принимаемого решения варьируется число этапов и длительность процесса его разработки. Как правило, результаты всех этапов разработки и принятия управленческих решений в значительной мере зависят от тех, кто участвовал в их подготовке, а основную роль при этом играют личностные характеристики руководителей, в зависимости от которых менеджеры по-разному реагируют на возникновение и серьезность проблемы и по-разному диагностируют ее.

Эффективная предпринимательская деятельность сегодня уже невозможна без современных управленческих технологий, основанных на информационных технологиях, призванных обеспечивать ход всех коммуникационных процессов в бизнесе. Кроме того, рыночные условия функционирования требуют все большей оперативности менеджмента, особенно в разработке и реализации управленческих решений. В период резких изменений на рынке, сокращения длительности цикла обращения продукции и услуг, неустойчивости потребительского спроса важны адекватность информационной основы для принятия управленческих решений, а также непрерывный контроль за их реализацией. В этой связи актуальным становится использование современных методов информационных технологий для подготовки управленческих решений как одного из важнейших инструментов развития бизнеса.

Управленческое решение – это выбор, который должно сделать лицо, принимающее решение (ЛПР), с целью обеспечить выполнение задач, которые на него возложены должностными обязанностями.

Анализ терминологии приводит нас к выводу, что понятие «решение» несет в себе две смысловые нагрузки.

Во-первых, решение представляет собой процесс выбора одного варианта действий из нескольких возможных альтернатив. Критерии выбора того или иного варианта действий из множества альтернатив следующие: степень продвижения к цели, требуемые усилия, стоимость (издержки, вложения), риск, временные сроки.

Во-вторых, решение понимается как результат выбора того или иного варианта действий из множества альтернатив. При этом исключается возможность выбора более одного варианта действий.

Обе трактовки едины в одном: решение – есть выбор наилучшей, по мнению ЛПР, альтернативы из множества возможных, каждая из которых может быть реализована на практике определенным методом с некоторым конечным результатом.

Роль и значимость управленческих решений обуславливают ряд требований, которые к ним предъявляются: оптимальность, эффективность, законность, конкретность, простота формы и ясность содержания.

По мнению И.Н. Герчиковой [1], принятие управленческих решений – это творческий процесс в деятельности руководителей любого уровня, который предполагает:

- разработку и установку цели;

- анализ проблемной ситуации на основе изучения имеющейся информации;

- формирование и обоснование набора критериев эффективности (результативности) и оценка возможных последствий реализации того или иного варианта решения;

- выбор из множества возможных вариантов решения проблемы оптимального решения;

- принятие и утверждение выбранного варианта решения;

- конкретизация и доведение до исполнителей решения для его реализации.

Процесс принятия управленческих решений

По сути, процесс принятия управленческих решений является основой менеджмента, специфическим видом деятельности, непрерывно осуществляемым на всех уровнях управления. В самом общем виде управленческое решение рассматривается как процесс, состоящий из трех последовательных стадий.

1) Подготовка управленческого решения предполагает анализ сложившейся ситуации во внешней и внутренней среде предприятия, включает поиск, сбор и обработку необходимой для анализа информации, а также диагностику и конкретизацию проблемы, требующей решения.

2) Принятие решения – на основе имеющейся информации осуществляется разработка и оценка альтернативных вариантов решений и совокупности действий по их реализации. Формируется система критериев выбора оптимального решения из множества допустимых вариантов, проводится выбор и принятие наилучшего решения.

3) Реализация решения предполагает выполнение комплекса мероприятий по детализации решения и доведения его до конкретных исполнителей, осуществляется мониторинг и контроль за выполнением мероприятий по реализации решения, вносятся необходимые коррективы и проводится оценка полученного результата.

Сравнение основных этапов технологии разработки управленческих решений, изложенных отечественными и зарубежными исследователями, выявило в них некоторые расхождения. Это обусловило целесообразность создания условно-типового варианта разработки и принятия управленческого решения для ЛПР в ходе осуществления предпринимательской деятельности, удовлетворяющего требованиям оперативности анализа возникшей ситуации в бизнесе, выбору варианта решения проблемы и его реализации.

По нашему мнению, технология разработки и реализации управленческого решения в предпринимательской деятельности должна включать следующие этапы и процедуры (см. рис.).

Рис. Процесс разработки и реализации управленческого решения

в предпринимательской деятельности

Представленные на рисунке этапы процесса разработки и реализации управленческого решения следует осуществлять в рамках единого механизма принятия управленческих решений, призванного обеспечить целостность и последовательность процедур каждого этапа в целях обеспечения качества управленческого решения, которое выявляется на стадии контроля и определяется конечным его результатом (степенью достижения цели или вкладом в общую цель организации).

Качество управленческого решения обеспечивается:

- правильной постановкой (распознанием) проблемы;

- качеством информации (своевременность, достоверность, релевантность);

- квалификацией и ценностными ориентирами ЛПР.

Для повышения эффективности процесса разработки управленческих решений следует также обратить пристальное внимание на такой перспективный инструмент менеджмента, как контроллинг. Интегрируя в себе традиционные методы менеджмента – планирование, учет, анализ и контроль, контроллинг являет собой единую систему сбора, обработки, обобщения информации и обеспечения ею процессов разработки и принятия управленческих решений [2, 4].

Выводы

Важно отметить, что контроллинг предполагает наличие механизмов саморегулирования менеджмента, в частности – обратную связь в контуре управления, реализация которой обеспечивает возможность координации и корректировки управляющих воздействий в соответствии с целями деятельности и условиями ее осуществления [6].

Эффективное принятие решений – это необходимое условие профессионального выполнения управленческих функций и залог достижения поставленных целей. Технология принятия управленческих решений является центральным звеном в теории и практике менеджмента.


Источники:

1. Герчикова И.Н. Менеджмент. – 4-е изд. – М.: Юнити-Дана, 2012. – 511 с.
2. Грибанов Ю.И., Ершов К.О. Информационное обеспечение системы контроллинга на промышленном предприятии // Российское предпринимательство. – 2013. – № 2. – С. 66-72.
3. Мумладзе Р.Г. Менеджмент в агропромышленном комплексе. – М.: КноРус, 2011. - 382 с.
4. Пыткин А.Н., Блаженкова Н.М. Комплексная оценка результативности хозяйственной организации на основе информации управленческого учета // Экономические и гуманитарные науки. – 2009. – № 1. – С. 196–202.
5. Пыткин А.Н., Мишарин Ю.В. Анализ базовой структуры факторов управления организационно-экономическими системами // Вестник Пермского университета. Серия: Экономика. – 2013. – № 4. – С. 20–25.
6. Пыткин А.Н., Нечеухина Н.С. Методологические основы совершенствования учета в системе контроллинга промышленного предприятия // Экономический анализ: теория и практика. – 2010. – № 3. – С. 11–16.
7. Пыткин А.Н., Черникова С.А. Особенности реструктуризации предприятий агропромышленного комплекса в инновационные интеграционные формирования: Монография - перераб. и доп. - Пермь: АНО ВПО «Пермский институт экономики и финансов», 2013. - 184 с.
8. Шишкин Д.Г., Гершанок Г.А. Значение и классификация предпринимательских структур // Российское предпринимательство. – 2012. – № 22. – С. 63–69.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 16:33:59