Образование диверсифицированной компании: сущность, преимущества, влияние на стоимость капитала

Гришина Г.П., Зубеева Е.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 10 (256), Май 2014
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Гришина Г.П., Зубеева Е.В. Образование диверсифицированной компании: сущность, преимущества, влияние на стоимость капитала // Российское предпринимательство. – 2014. – Том 15. – № 10. – С. 4-10.

Аннотация:
В статье рассмотрены сущность диверсификации и признаки диверсифицированной компании. Выделены факторы, которые могут оказать влияние на стоимость капитала диверсифицированной компании. Отмечено, что при определенных внешних и внутренних условиях диверсифицированные компании способны создавать дополнительную стоимость капитала.

Ключевые слова: ценные бумаги, стратегия, диверсификация, бизнес-единица, стоимость капитала, финансово-промышленная группа

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Основой развития социально-экономических систем во время глобализации бизнеса являются интересы общества и власти. Власть заинтересована получать максимум налогов, благодаря которым оказываются услуги обществу. Общество представляет собой население, создающее и поддерживающее рыночную инфраструктуру, являясь непосредственным создателем бизнеса. Собственники капитала заинтересованы в максимизации чистой прибыли, которая позволяет им улучшать свое благосостояние.

В условиях интеграции развивающихся рынков компании, действующие на растущих рынках капитала, должны соответствовать компаниям развитого рынка, изменяя при этом свои бизнес-направления [4]. Важным является то, что компании, функционирующие на развивающихся рынках, могут быть более эффективны благодаря стратегии диверсификации.

Признаки диверсификации компаний

Диверсификация – это процесс включения в портфель инвестора определенных ценных бумаг, которые способствуют снижению его риска, повышению эффективности производства. Основными признаками диверсифицированной компании являются экономические, финансовые, управленческие и организационные.

К экономическим признакам относятся:

– способность выбора бизнес-направлений против потенциальных или уже существующих конкурентов, увеличивающих рыночные масштабы компании;

– эффективное использование ресурсов за счет эффекта разнообразия и эффекта масштаба.

Финансовыми признаками являются:

– привлечение значительных объемов финансирования [8];

– стабильные денежные доходы, способствующие снижению риска дефолта компании;

– наличие нескольких подразделений (в соответствии с зарубежными исследованиями), что позволяет компании иметь внутренний рынок капитала, посредством которого происходит перераспределение инвестиционного капитала внутри компании.

К управленческим признакам относят:

– осуществление деятельности одновременно в нескольких сегментах рынка;

– наличие нескольких бизнес-подразделений, которые могут быть не связаны между собой по виду деятельности;

– координация разнообразных издержек, контроль над деятельностью компании;

– управление стоимостью и источниками финансирования;

– осуществление мониторинга формирования связи с внешней средой (клиентом, государством);

– наличие специальных знаний по управлению крупными диверсифицированными структурами.

Организационными признаками являются:

– сложная организационная структура, а, следовательно, более высокий риск корпоративного управления;

– формирование корпоративного бизнес-портфеля;

– организация корпоративного центра (головной компании).

Преимущества образования диверсифицированной компании

Особенностью диверсифицированной компании является организация и функционирование внутреннего рынка капитала, осуществление контроля над деятельностью подразделений компании. Основными признаками внутреннего рынка капитала являются:

– финансовые ресурсы капитала привлекаются на внешнем рынке через посредника, которым может быть корпоративный центр компании;

– права контроля принадлежат поставщику капитала, в связи с чем, менеджеры не заинтересованы в результатах своего труда;

– наиболее эффективное перераспределение активов [6].

Спецификой процессов диверсификации является функционирование компаний на развитых и растущих рынках. Растущий рынок капитала предполагает неразвитость институциональной среды, которая может быть компенсирована существованием диверсифицированных компаний [7]. Диверсифицированные компании, действуя на развивающемся рынке, могут брать функции неразвитого внешнего рынка капитала, что является потенциалом создания стоимости в крупных диверсифицированных структурах.

Если сравнивать источники создания стоимости в диверсифицированных компаниях и на растущих рынках капитала, то можно наблюдать явное перераспределение функций.

Для внешнего рынка этими функциями являются: высокий уровень риска; непостоянство привлечения финансового капитала; трудности в осуществлении мониторинга.

Для диверсифицированной компании такими функциями являются: снижение риска инвестирования; гарантии выполнения контрактных соглашений; доступность внутреннего рынка капитала; диверсификация портфеля инвестора; привлечение значительных объемов финансирования; выполнение роли заемщика; лоббирование различных вопросов через достаточно легкий доступ информации.

Вместе с тем, можно отметить наличие финансовых преимуществ образования диверсифицированных компаний. Они проявляются в стабильности денежных потоков, а также низком уровне риска дефолта. Данные компании способны привлечь большие объемы финансирования, в том числе от частных и зарубежных инвесторов [8]. Обладая значительным объемом капитала, диверсифицированные компании могут выступать в роли венчурного капиталиста и быть заемщиком для мелких, но перспективных бизнес-единиц. Они обеспечивают гарантии выполнения контрактных соглашений между компаниями, входящими в корпоративный портфель, и внешними контрагентами, а также могут быть посредниками между государственными регулирующими органами и другими компаниями. Создав бренд своей продукции, крупные компании информируют покупателя о качестве своей продукции [7].

Внешние и внутренние рынки капитала

Анализ эмпирических исследований в компаниях США, Японии, Корее, Сингапуре позволил авторам сделать следующие выводы:

– диверсификация увеличивает стоимость компании;

– отсутствует взаимосвязь между ВНП страны и выгодами диверсификации [5].

Диверсификация способствует созданию стоимости капитала при условии, что компания владеет значительными нематериальными активами и функционирует на растущем рынке капитала. Диверсифицированные компании способны создавать стоимость путем компенсации функций неразвитого внешнего рынка капитала.

Используя выборку российских компаний, авторы [1, 3] исследовали эффективность внутреннего рынка капитала российских финансово-промышленных групп (ФПГ), которые разделены на два вида: горизонтальные и иерархические.

Горизонтальные ФПГ – это акционерные общества, в рамках которых функционирует несколько компаний одной отрасли, каждая из них имеет свою долю в учрежденном акционерном обществе. Такое акционерное общество действует в качестве представителя группы, но правом осуществления контроля не обладает. Компании также имеют право владеть акциями друг друга. Целью создания таких групп является возможность увеличения доли рынка и реализация интересов компании.

Иерархические группы ФПГ – это определенная группа компаний, которую контролирует банк, имеющий право на получение остаточного денежного потока, а также осуществление контроля над активами группы.

Анализ проведенных исследований [1] позволил сделать следующие выводы:

– в независимых и промышленных группах компаний инвестиции чувствительны к внутреннему финансированию и отрицательно коррелированны в иерархических группах компаний;

– распределение капитала осуществляется более эффективно внутри иерархических групп;

– предприятия, входящие в незарегистрированные ФПГ, инвестировали за год в основные средства большую долю своих денежных средств по сравнению с остальными предприятиями. Этот результат можно рассматривать как гипотезу о лучшем исполнении контрактов в неофициальных группах по сравнению с другими фирмами в условиях, когда отсутствуют внешние источники кредитов для инвестиций в основные средства.

На основе ранее проведенных исследований были рассмотрены эффективность стратегии диверсификации и ее влияние на стоимость компании в условиях работы растущих рынков капитала. Выяснено, что в условиях развивающихся рынков капитала существуют источники создания стоимости диверсифицированными компаниями на основе выполнения ими функций неэффективного внешнего рынка капитала.

Выводы

Диверсифицированные компании, функционирующие на развивающихся (перспективных) рынках, могут быть эффективными и создавать добавленную стоимость в условиях:

– существования оптимальной модели управления данной компании;

– грамотно выстроенной системы управления, позволяющей правильно судить о создании или разрушении стоимости каждой бизнес-единицы;

– принимать эффективные инвестиционные решения [2];

– осуществлять контроль над деятельностью бизнес-единиц.

Нужно отметить, что выводы исследований следует считать корректными, т.к. были использованы бухгалтерские отчетности, отражающие действительную финансовую ситуацию в компаниях.


Источники:

1. Волчкова Н.А. Финансово-промышленные группы России: влияет ли участие ФПГ на инвестиции предприятий в основные средства? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.nes.ru.
2. Гришина Г.П., Будумян Е.В. Системный подход инновационно-инвестиционных вложений в приоритетные направления развития экономики // Актуальные проблемы современной науки. – 2012. – № 2.
3. Рудык Н.Б. Конгломеративные слияния и поглощения. Книга о пользе и вреде непрофильных активов. – М: Дело, 2005.
4. Черкасов М.Н. Научно-технический прогресс и его влияние на общество XXI века // Вопросы экономических наук. – 2013. – № 2.
5. Claessen S., Djankov S., Fan J., Lang L. The Pattern and Valuation Effects of Corporate diversification: A Comparison of the US, Japan, and Other East Asian Economies Working paper. World Bank, 2000.
6. Gertner R.H., Scharfstein D.S., Stein J.C. Internal Versus External Capital Markets // Quarterly Journal of Economics. – 1994. – № 1096. – P. 1211–1230.
7. Khanna T., Palepu K. Why Focused Strategies May Be WRONG FOR Emergining Markets // Harvard Bussiness Review. – 1997. – July-Aug. – P. 41–51.
8. Llewellyn W.G. A pure Financial Rationale for the Conglomerate Merger // Journal of Finance. – 1971. – № 26. – P. 521–535.

Страница обновлена: 17.04.2024 в 22:57:04