Нравственные ценности будущих предпринимателей и становление новой экономики

Завойчинская И.Г.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 24 (222), Декабрь 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Завойчинская И.Г. Нравственные ценности будущих предпринимателей и становление новой экономики // Российское предпринимательство. – 2012. – Том 13. – № 24. – С. 46-50.

Аннотация:
Развитие предпринимательства должно осуществляться в тесной взаимосвязи с подготовкой кадров новой формации, ориентированных на повышение конкурентоспособности отечественного бизнеса. В статье приводятся результаты исследования, проведенного автором среди студентов вузов, изучающих курсы экономики и предпринимательства, с целью выявления их ценностно-целевых установок в случае, если они захотят организовать свой собственный бизнес. Нравственно-духовные составляющие будущих предпринимателей автор оценивает на основе их выбора между двумя векторами целевых ориентиров: 1) решение личных проблем; 2) развитие и благоденствие общества.

Ключевые слова: предприниматель, ценностные установки, организация собственного бизнеса, экономическая этика, польза для общества, профессиональная самореализация

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Понятия «предпринимательство» и «предприниматель» впервые были введены английским экономистом Ричардом Кантильоном (1725 г.) в книге «Опыт о природе торговли вообще» [2]. В энциклопедическом словаре понятие «предпринимательство» трактуется как инициативная самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени, под свою имущественную ответственность [5]. Аналогом данного понятия является бизнес.

Специфические особенности предпринимательской деятельности в условиях перехода к рыночным отношениям в России были отражены в работах таких исследователей, как Т. Алимова, В.Афанасьева, В. Фадеева, В. Игнатова, В. Рубе, В. Савченко, В. Ситаров, А. Смирнов, А. Шулус, Ф. Котлер, Б.Мильнер, Р. Пиндайк, Д. Робинсон, Д. Рубинфельд, Д. Хайман, И. Шумпетер и др.

Четыре составляющие успеха при открытии собственного бизнеса

Одной из основных проблем развития бизнеса в России является недостаточный уровень знаний и умений потенциальных предпринимателей по организации собственного дела. Это приводит к отрицательным результатам и способствует закрытию предприятий как нерентабельных уже на начальных этапах своего существования.

Классифицируя предпринимателей по способу открытия собственного дела, можно выделить следующие четыре основные составляющие их деятельности, обеспечивающие успех или неудачу.

Первое – это вид образования предпринимателя, в том числе, наличие или отсутствие теоретической экономической подготовки.

Второе – имеющийся практический опыт работы, аналогичный выбранному направлению бизнеса.

Третье – вид финансирования, его надежность и стабильность.

Четвертое – индивидуальные качества личности, включающие как организаторские способности, так и нравственную составляющую, в которой значительное место должно быть отведено так называемой «экономической этике». Личность предпринимателя, человека хозяйствующего, накладывает отпечаток на сферы деятельности, в которых он работает. Выбор этих сфер должен быть экономически целесообразным как с точки зрения общества, так и самой личности. Результатом этого выбора должно быть соответствие человека его работе.

Нравственные ценности и экономика

Предпринимательство, бизнес – это постоянное деловое общение, основанное не только на юридических нормах, но и на репутации человека, складывающейся из его нравственных и деловых качеств.

Аксиологические аспекты модернизации хозяйственной жизни предполагают формирование определенного уровня духовности и нравственности бизнесмена, так называемой «экономической этики», так как для успешного функционирования экономики необходимо, чтобы действия хозяйствующего субъекта были не только экономически грамотными, но и этически корректными [1]. Таким образом, актуализируется вопрос о качествах личности. Как писал Ф. Хайек «…моральные нормы и традиции, а не интеллект и расчетливый разум позволили людям подняться над уровнем дикарей» [3].

Экономические проблемы нравственности отражены в работах Ю.М. Антоняна, Б.З. Зельдович, И.И. Исаченко, А.П. Мячина, М.И. Фаенсона.

Исследовательская работа

С целью выяснения этических закономерностей данных процессов, студентам вузов инженерных специальностей, изучающим курсы экономики и предпринимательства, то есть возможным будущим предпринимателям и создателям новой экономики, было предложено оценить в баллах определенные нравственные высказывания. Вопросы респонденты оценивали в баллах от 0 до 5. (данные приводятся в процентах от максимально возможного количества баллов по каждому вопросу, анкетирование проведено в 2010–2012 гг.)

Анализ данных исследования показывает, что вопросы, связанные с содержанием и качеством будущей работы, находятся на 4–6 местах. Тогда как на первом месте – желание «обрести свое счастье» (96%); на втором – «обеспечить материальное благополучие семьи» (94,5%); на третьем (94%) – «иметь настоящих друзей».

Среди высказываний, связанных с профессией и будущей работой на первом месте – «найти свое призвание» и «иметь интересную работу» − 90%. На втором месте − 86% − тезис «хорошо выполнять любую работу». Он свидетельствует, во-первых, об установке на добросовестное исполнение служебных обязанностей, во-вторых, о стремлении зарабатывать деньги, даже если работа неинтересна, так как коррелирует с тезисом «обеспечить материальное благополучие семьи». 85% опрошенных хотят «достичь вершин профессионального мастерства», 68% − «приносить пользу окружающим», 58% – «достичь признания, почета, славы».

Таким образом, у большинства респондентов целью работы являются только личные, материальные интересы. Составляющая, касающаяся общественного мнения, стремления «сделать в жизни что-то выдающееся» характерна для меньшего количества ответов − 70%.

Наблюдается усиление индивидуалистических тенденций, желание обособиться от посторонних окружающих людей. Об этом свидетельствуют невысокие проценты таких высказываний, как «приносить пользу окружающим» − 68%, «всегда помогать другим людям» − 67%, «добиться любви и уважения со стороны других» − 65%. и, тем более, «отказаться от личного счастья ради других» – 40%. Каждый желает «жить самостоятельно и хорошо» − 90% ответов, «стать богатым и независимым» – 82% и «обрести свое счастье» – 96%.

Таким образом, прослеживается тенденция ухода от ценности хороших отношений со всеми окружающими людьми, признания ими заслуг отдельной личности, в том числе и в профессиональном плане. Но в то же время желание «иметь настоящих друзей» оценено в 94%.

Вывод

Проведенное исследование выявляет нравственные установки студентов − будущих предпринимателей и создателей новой экономики России. Они соответствуют определенному историческому этапу в экономическом развитии нашего общества.


Источники:

1. Джалилова Е.И. Аксиологические основания модернизации экономического образования в высшей школе // Вектор науки ТГУ. – 2011. – № 4 (18).
2. Ситаров В.А., Смирнов А.И. Культура предпринимательства: теория и практика. – М.; Вологда: ООО Полиграфист, 2006. – 192 с.
3. Хайек Ф. Пагубная самонадеянность. – М., 1992. − С. 53.
4. Эйдельнант А.Б. Кантильон и его место в теории воспроизводства // Вестник комакадемии, кн. 23, 1927.
5. Энциклопедический словарь предпринимателя / Сост. Синельников С.М., Соломоник Т.Г., Янборисова Р.В. – СПб: АЯКС, 1992. − С. 137−138.

Страница обновлена: 17.04.2024 в 08:15:09