Трансформационные проблемы продовольственной безопасности в Азербайджанской Республики

Алиева А.Г.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 3 (201), Февраль 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Алиева А.Г. Трансформационные проблемы продовольственной безопасности в Азербайджанской Республики // Российское предпринимательство. – 2012. – Том 13. – № 3. – С. 179-183.

Аннотация:
В статье рассматриваются основы трансформации продовольственной безопасности Азербайджана на современном этапе, анализируется состояние продовольственного рынка, оцениваются возможности его развития.

Ключевые слова: трансформация, продовольственная безопасность, продовольственный рынок, Азербайджан, продукты

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Продовольственная безопасность – это возможности и потенциал государства вне зависимости от внешних и внутренних угроз обеспечить население продуктами питания в объемах, качестве и ассортименте, соответствующих принятым стандартам.

Проблема улучшения продовольственного обеспечения населения исторически занимала важное место в аграрной политике всех государств мира. Решение этой проблемы имеет весьма актуальное значение и для независимого Азербайджана.

В нашей стране, хотя и не в недостаточном объеме, производятся все виды сельскохозяйственной продукции. В настоящее время удовлетворенность потребности населения за счет внутреннего производства по видам сельскохозяйственной продукции составляет: по хлебу и хлебопродуктам – 55%, мясу и мясопродуктам – 64%, молоку и молочной продукции – 81%, яйцам – 87%, рыбе и рыбопродуктам – 85%, маслу растительному – 33%, картофелю – 87%, овощам и бахчевым – 96 % , фруктам и плодам – 66%.

Снабжение населения страны продовольствием может вестись двумя путями: за счет за счет местного сельского хозяйства и импорта продовольствия. Вместе с тем следует учитывать и тот факт, что наряду с целью достижения продовольственной безопасности существует и стратегическая цель, заключающаяся в поддержке отечественного товаропроизводителя, и поэтому большое внимание следует уделить самообеспеченности республики продовольствием за счет собственного аграрного сектора (см. табл. ниже).

Таблица

Производство продовольственной продукции в Азербайджанской Республике (по всем категориям хозяйство, тыс. тонн)

Как видно из данных таблицы, объемы внутреннего производства растут с каждым годом. Вместе с тем в производстве некоторых видов сельскохозяйственной продукции наблюдается тенденция к резкому сокращению. В течение анализируемого периода производство зеленого чайного листа сократилось на 51%, уменьшившись до 0,54 тыс. т. По итогам2011 г. в Азербайджане ожидается увеличение производства сельскохозяйственной продукции на 6%, по сравнению с2010 г.

Внутренний рынок продовольствия, экспорт и импорт

Мировой практикой уже давно доказано, что производство зерна служит базой для увеличения объема производства мяса, молока, яиц и других видов продукции животноводства. С этой точки зрения зерноводство является наиболее приоритетным направлением развития аграрной сферы Азербайджана. Для обеспечения потребности страны в зерне за счет внутреннего производства необходимо принять эффективные меры для удовлетворения потребностей производителей зерна в семенах продуктивных сортов, создав частные предприятия, занимающиеся семеноводством. Реализация семян зерна должна при этом осуществляться только предприятиями, которые имеют лицензию на этот вид деятельности.

В нашей республике есть фермеры, добившиеся высоких показателей, и по мере формирования благоприятных условий для рыночной конкуренции их число растет, расширяются и возможности для создания необходимой материально-технической базы. Фермерам же, занимающимся производством семенного зерна, необходимо предоставить особые финансово-кредитные льготы, государственную гарантию на реализацию производимой ими продукции по высоким ценам и применять другие меры по стимулированию их деятельности.

Проблему продовольственной безопасности невозможно в полной мере решить за счет развития внутреннего производства. Тем не менее, приоритетным направлением аграрной политики Азербайджана уже сегодня является увеличение внутреннего производства продукции АПК за счет его стимулирования, а также экспорта некоторых видов продовольственной продукции.

Азербайджанские овощи и фрукты хорошо известны своим качеством по всей России и в странах СНГ. По данным Государственного таможенного комитета Азербайджана, в прошлом году экспорт овощей и фруктов составил $155 670,9 тыс., в 2009 году – $192 550,3 тыс. За январь-октябрь вывоз из страны овощей и фруктов составил $163 258,13 тыс. против $90,29 млн годом ранее. К 1 ноября 2011 года он составил уже 0,74% общего экспорта из страны против 0,73% по итогам 2010 года. В октябре 2011 года из страны было вывезено овощей и фруктов на $44,426 млн против $17,389 млн в сентябре, $5,466 млн в августе, $1,127 млн, в июле и $45,062 млн в июне [3].

Развитие производства все в большей мере определяется рынком, который одновременно регулирует результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятий сельского хозяйства, пищевой промышленности, предприятий перерабатывающих отраслей и сферы услуг, независимо от формы их собственности.

Регулирование сельхозпроизводства с помощью ценового механизма

Меры, осуществляемые в связи с совершенствованием экономического механизма продовольственного рынка, как правило, направлены на экономическое стимулирование и социальную защиту производителей и. При этом главная цель состоит в обеспечении экономического равновесия между спросом и предложением на рынке, в том числе за счет ценовых факторов.

Переход к системе свободных цен в связи с формированием рыночных отношений в экономике уже привел к освобождению цен подавляющего большинства продовольственной, пищевой и сельскохозяйственной продукции. Применение свободных цен в стране, в принципе, должно было служить интересам производителей сельскохозяйственной продукции. Однако существующая практика регулирования цен на рынке фактически наносит серьезный ущерб этим интересам, особенно в связи с разрывом цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию. В течение анализируемого периода (2000–2010 гг.) в пищевой промышленности объем производства колбасных изделий вырос – в 2 раза, молока и молочных продуктов – на 12,6%, масла сливочного – на 14,7%, масла подсолнечного – в 4,3 раза, сыра и брынзы – на 13,9%, макаронных изделий – на 81,8%, водки – на 1,6%, вина шампанского – на 18,1%, вина виноградного – на 1,5%. Объем производства коньяка сократился на 23,1%. Для формирования экономического механизма, отвечающего требованиям современного аграрного рынка, во всех отраслях экономики необходимо отдать предпочтение рыночным ценам. В то же время цены на промышленную продукцию, потребляемую в сельском хозяйстве, на продукцию сельского хозяйства и цены услуг должны регулироваться государством. Прежде всего, это относится к регулированию закупочных цен на зерно, мясо и молочную продукцию, а также промышленную продукцию, потребляемую в процессе производства этих видов продукции. Правильное построение ценового механизма, адаптация этого механизма к интересам производителей и потребителей приобретает особую значимость в экономике стран, переживающих переходный период [1].

Заключение

Обязанность любого государства – обеспечивать право каждого человека на доступ к безопасным для здоровья и полноценным продуктам питания в соответствии с правом на адекватное питание и правом на свободу от голода. В целях защиты от влияния негативных процессов на мировом продовольственном рынке на Азербайджан президент Ильхам Алиев утвердил Госпрограмму надежного обеспечения населения страны продовольствием на 2008– 2015 годы.

Для обеспечения продовольственной безопасности в стране осуществляются меры по поддержке частного предпринимательства. Однако необходим постоянный надзор за исполнением законов, должны быть уточнены бюджетные ассигнования для достижения ожидаемых результатов по отраслям, занимающимся производством продовольственной продукции, нужно предоставить им временные налоговые льготы, содействовать получению кредитов для производства, переработки и сбыта продуктов питания, от конкуренции импорта, создать мониторинговую систему для решения проблем продовольственной безопасности.

Проблема обеспечения продовольственной безопасности порождает необходимость целенаправленного управленческого воздействия, в том числе государственного, в сфере производства и обращения продовольственных товаров. Предметом регулирования должны стать экономические отношения, возникающие в продовольственном комплексе республики. Он является целостной системой, обусловленной технологическим единством процесса производства продовольственных товаров, и требует системного подхода к его регулированию.


Источники:

1. Салахов С.В. Проблемы государственного регулирования аграрной сферы. – Баку, 2004. − 504 с.
2. Сборник Госкомстата Азербайджана-2010, ст.525−543.
3.Сайт государственного таможенного комитета Азербайджанской Республики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www customs.gov.az.
4.Сайт государственного комитета статистики Азербайджанской Республики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www azstat.org.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 20:16:56