Механизм финансовой муниципальной поддержки инвестиционной деятельности

Пронина Н.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 3 (201), Февраль 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Пронина Н.В. Механизм финансовой муниципальной поддержки инвестиционной деятельности // Российское предпринимательство. – 2012. – Том 13. – № 3. – С. 159-163.

Аннотация:
В статье анализируются формы поддержки бизнеса на муниципальном уровне: субсидии на возвратной основе и под низкий процент, льготы и преференции по налогам и иным платежам и т.д.

Ключевые слова: налоговые льготы, инвестиционная деятельность, субсидии, муниципальная финансовая поддержка, механизм поддержки

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Деятельность футбольного клуба является специфическим объектом комплексного экономического анализа. Инвестиционная деятельность футбольного клуба также обладает уникальными характеристиками, отличающими футбольный клуб от «обычного» хозяйствующего субъекта.

Финансовая поддержка является одним из самых важных направлений государственной и муниципальной политики, направленной на развитие субъектов малого и среднего бизнеса, так как она предполагает непосредственное предоставление данным субъектам инструментов (средств) для организации и ведения бизнеса. Именно с помощью финансовых мер органы местного самоуправления могут оказывать влияние на инвестиционную деятельность предприятий и помогать решению социальных вопросов, возникающих на территории муниципального образования.

Муниципальную поддержку инвестиционной деятельности будем определять как совокупность организационных, правовых, экономических и иных мер осуществляемых местными властями в целях создания благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности на территории муниципального образования.

Принципы и формы муниципальной поддержки

Принципы отбора при предоставлении поддержки:

– целенаправленность – определения приоритетных направлений инвестиционных вложений в настоящее время и в перспективе;

– комплексность – рассмотрения приоритетных целей инвестиционных программ в контексте всех прогнозируемых социально-экономических показателей развития муниципального образования;

– эффективность – определения соотношения приоритетных целей, размеров инвестиций, издержек и потерь муниципального образования;

– баланса интересов – обеспечения согласованности государственных, региональных и местных интересов в процессе формирования и реализации стратегического плана привлечения инвестиций на территорию муниципального образования;

– легитимности – согласования плана привлечения инвестиций на территорию муниципального образования представительным органом местного самоуправления.

В статях 14 и 17 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ [2] установлены ограничения на предоставление финансовой поддержки. Данные ограничения и критерии при отборе на предоставление поддержки установлены с целью обеспечения эффективного, целевого использования публичных финансов ради достижения максимальной результативности предпринимательской деятельности в интересах развития рыночной экономики.

Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ содержит исчерпывающий перечень форм финансовой поддержки (субсидии, бюджетные инвестиции, муниципальные гарантии). Автор предлагает финансовые формы воздействия разбить на три группы исходя из сущности используемых в них финансовых инструментов:

– финансовые инструменты, предполагающие выделение средств из местного бюджета (субсидии, бюджетные инвестиции, размещение муниципального заказа, предоставление кредитных ресурсов);

– финансовые инструменты, предполагающие отказ (полный или временный) от получения дохода в местный бюджет (льготы и преференции по налогам и иным платежам);

– финансовые инструменты, характеризующиеся неопределенностью в необходимости выделения средств из местного бюджета (муниципальные гарантии).

Субсидии

Муниципалитеты на сегодняшний день активно используют такую форму поддержки, как субсидии. Они имеют разное направление: от субсидий на компенсацию части процентной ставки по банковским кредитам до субсидий на осуществление технологического присоединения к электрическим сетям. Предоставление данных субсидий носит адресный характер, в связи с тем, что предоставление той или иной субсидии осуществляется на конкурсной основе, то коррупционные риски минимальны.

В связи с принятием Федерального закона от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности» местные власти имеют право за счет средств местного бюджета создавать муниципальные фонды микрофинансирования. Данный вид поддержки особо актуален для предпринимателей: размер достигает до 1 млн. руб., предоставляются предпринимателям на возвратной основе сроком до 1 года. Средняя процентная ставка по кредитам значительно ниже ставок, предоставляемых банками, и составляет 7–10% в зависимости от срока и суммы кредита.

Опыт Германии показывает возможность предоставления долгосрочных льготных кредитов за счет средств местного бюджета. Власти выдают кредит представителям малого и среднего бизнеса на срок до 20 лет, при этом он погашается следующим образом: в первые 3 года проценты не взимаются вообще, на 4 год установлена ставка 2%, на 5 – 3%, на 6 – 10 годы – по 5 %. На остающиеся до истечения срока кредита 10 лет размер процентной ставки может быть изменен.

Льготы и преференции по налогам и иным платежам

Отечественный опыт свидетельствуют о том, что предоставление налоговых преференций бизнесу является действенным инструментом финансового регулирования частного сектора. В России с1992 г. по2001 г. предусматривалось освобождение от налога на прибыль в 1–2 годы работы малых предприятий, занимающихся приоритетными видами деятельности, а в 3 и 4 год – уплата налога в неполном объеме (25% и 50% от ставки). В результате реформ 2000-х г. Правительство РФ отказалось от использования налоговых льгот, хотя Налоговый кодекс в настоящее время допускает возможность установления льгот по различным налогам.

На сегодняшний день в бюджет субъекта федерации полностью зачисляются поступления от упрощенной системы налогообложения (чаще всего применяется малыми предприятиями) [1]. Это существенно снижает заинтересованность местных администраций добиваться развития малого бизнеса на своей территории, ведь соответствующие доходы поступают в другие бюджеты и не могут использоваться для развития местной экономики и социальной сферы. В связи с этим стоит вопрос о необходимости внесения изменений в Бюджетный и Налоговый кодексы, предусматривающих зачисление большего количества налогов в местный бюджет . Бюджетный кодекс РФ допускает передачу субъектами федерации поступлений от упрощенной системы налогообложения в местные бюджеты, однако в настоящее время таким правом воспользовались всего 10 регионов.

На сегодняшний день местные администрации вправе предоставлять налоговые льготы по единому налогу на вмененный доход и земельному налогу, а также выдавать преференции на аренду имущества и земельных участков, находящихся в муниципальной собственности. Предоставляя финансовую поддержку бизнесу в форме льгот, необходимо следить за сохранением сбалансированности местных финансов. Планируя предоставление льгот, следует подумать о том, за счет каких источников будут восстанавливаться выпадающие доходы. Как показывает практика, льготы предпринимателям оправдываются той экономией бюджетных средств, которую предприниматели обеспечивает муниципалитету сокращением объемов выплат пособий по безработице, уменьшением вложений в инфраструктуру, снижением экологической нагрузки на территорию, более полным использованием местных ресурсов, включая отходы и т.д.

Муниципальная гарантия

Муниципальная гарантия – это способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которого муниципальное образование – гарант – дает письменное обязательство отвечать полностью или частично за исполнение лицом, которому дается государственная или муниципальная гарантия, обязательства перед третьими лицами [1]. Гарантии предоставляются в установленном Бюджетном кодексе порядке, при этом принимаются во внимание обстоятельства с тем, чтобы в результате предоставления гарантии не был нанесен ущерб местному бюджету и интересам муниципальной экономики.

На сегодняшний день, данный вид поддержки не активно используется местными властями. Это обусловлено тем, что практически во всех субъектах федерации созданы региональные гарантийные фонды поддержки предпринимательства. По мнению автора, данные фонды необходимо создавать на уровне муниципальных образований, поскольку только «власти на местах» способны адекватно оценить платежеспособность хозяйствующего субъекта и каким образом он может повлиять на развитие местной экономики.

Заключение

В заключении хотелось бы отметить, что муниципальная финансовая поддержка инвестиционной деятельности характеризуется большим разнообразием применяемой практики. Не обходится и без негативных явлений, когда местная администрация стремится поддержать конкретные предприятия, выбранные заранее исходя из личных и иных предпочтений отдельных чиновников. Каждое такое явление крайне негативно сказывается на развитии предпринимательского сектора и всей территории муниципалитета в целом. Таким образом, механизм муниципальной финансовой поддержки инвестиционной деятельности должен представлять собой продуманный, ориентированный на результат, комплекс мероприятий, проводимых местными органами власти в рамках соответствующих программ развития территорий, совместно с властями субъекта федерации, населением и объединениями предпринимателей.


Источники:

1. Бюджетный кодекс РФ.
2. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:09:03