Политика управления активами предприятия: теория и методология

Коптева Е.П.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 10-2 (194), Октябрь 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Коптева Е.П. Политика управления активами предприятия: теория и методология // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 10. – С. 74-79.

Аннотация:
Статья посвящена теоретическим и методологическим аспектам формирования политики управления активами предприятия в рамках реализации корпоративной финансовой политики, ориентированной на увеличение стоимости бизнеса. Особое внимание уделено политике комплексного управления активами, а также внеоборотными и оборотными активами.

Ключевые слова: стоимость бизнеса, управление финансами, внеоборотные активы, оборотные активы, финансовая политика предприятия, управление активами предприятия

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Политика управления активами предприятия, в рамках его финансовой политики, формирующей идеологию управления финансами, ориентирована на реализацию мероприятий, направленных на повышение эффективности их использования, и в частном случае – на увеличение их стоимости и стоимости бизнеса в целом.

Данное направление корпоративной финансовой политики предполагает разработку и реализацию:

– политики комплексного управления активами;

– политики управления внеоборотными активами;

– политики управления оборотным капиталом.

Необходимость разработки указанных направлений корпоративной финансовой политики заключается в том, что они позволяют формировать эффективную систему управления финансами на предприятии, ориентированную на максимизацию его рыночной стоимости.

К сожалению, в современных исследованиях не уделяется достаточно внимания именно вопросам формирования политики управления активами как идеологическому направлению финансового менеджмента. В рамках данной статьи мы представим методологические основы разработки и реализации политики управления активами предприятия.

Политика комплексного управления активами

Политика комплексного управления активами предполагает разработку политики управления имущественным комплексом предприятия и реализацию политики инвестиционных вложений.

При формировании политики комплексного управления активами предприятия активы рассматриваются как его финансовые ресурсы в форме совокупных имущественных ценностей, используемых в хозяйственной деятельности с целью получения прибыли и увеличения рыночной стоимости предприятия.

Основной целью реализации политики комплексного управления активами является выявление потребности в отдельных их видах, необходимых для обеспечения производственно-хозяйственного процесса, а также оптимизация их состава для ведения эффективной хозяйственной деятельности.

Основными условиями, которые необходимо учитывать при формировании политики комплексного управления активами предприятия являются:

– наличие разработанных ближайших перспектив развития операционной деятельности и форм ее диверсификации;

– установление соответствия объема и структуры формируемых активов объему и структуре производства и сбыта продукции;

– наличие разработанных критериев оптимизации состава актива эффективности хозяйственной деятельности;

– формирование условий ускорения оборота активов в процессе их использования;

– определение критериев выбора наиболее прогрессивных видов активов с позиции роста рыночной стоимости предприятия.

Итак, наряду с политикой комплексного управления активами можно выделить два самостоятельных направления, такие как политика управления внеоборотными активами и политика управления оборотными активами.

Политика управления внеоборотными активами

Политика управления внеоборотными активами представляет собой систему экономически обоснованных мероприятий, направленных на изменение величины, состава и структуры его внеоборотных активов. Основными элементами, формирующими эту систему, являются процессы, связанные с созданием, восстановлением или приобретением основных средств, нематериальных активов, осуществления финансовых инвестиций. Одним из существенных элементов рассматриваемой системы мероприятий является определение стоимости создаваемых или приобретаемых предприятием активов. Все мероприятия, которые формируют политику управления внеоборотным капиталом предприятия, должны быть направлены на достижение основной цели корпоративной финансовой политики – увеличение рыночной стоимости.

Политика управления внеоборотными активами включает в себя политику управления составом и структурой внеоборотных активов и политику реального инвестирования.

Осуществление эффективной политики управления составом и структурой внеоборотных активов невозможно без оценки тенденций изменения их стоимости и структуры.

Такую оценку целесообразно проводить в разрезе предприятия в целом и его отдельных структурных подразделений [1, с. 205]. Для оценки могут быть использованы данные, характеризующие балансовую или рыночную стоимость имущества. Использование балансовой стоимости позволяет в качестве целевой функции эффективности управления использовать функцию максимизации конечного финансово-экономического показателя деятельности предприятия. Применение рыночной стоимости в качестве целевой функции дает возможность использовать максимизацию рыночной стоимости предприятия.

Эффективная политика управления составом и структурой внеоборотных активов позволяет:

– сформировать материально-техническую базу предприятия, которая предопределяет его производственную мощность как потенциально-возможный выпуск качественной продукции, соответствующей платежеспособному спросу;

– определить характер и масштаб инновационной активности, которая создает конкурентные преимущества промышленному предприятию за счет осуществления затрат на технологические инновации;

– увеличить рыночную стоимость предприятия как за счет роста стоимости материальных активов, так и за счет таких нематериальных активов, как товарный знак и фирменное наименование, программное обеспечение, базы данных и т.д. Опыт 300 зарубежных организаций показывает, что более 75% рыночной стоимости составляют именно нематериальные активы [2, с. 5–6];

– улучшить финансовые показатели предприятия;

– увеличить налогооблагаемую базу, размеры поступлений от которой формируют доходную часть бюджетов разного уровня.

Политика управления инвестициями

Политика управления реальными инвестициями направлена на увеличение основных фондов предприятия как производственного, так и непроизводственного назначения. Данная политика реализуется по следующим направлениям:

– новое строительство основных фондов, включающее в себя создание нового объекта с законченным технологическим циклом, что позволяет увеличить предприятию объемы своей текущей деятельности, осуществлять отраслевую, товарную или региональную диверсификацию;

– приобретение целостных имущественных комплексов, что позволяет расширять различные формы диверсификации, кроме того, под воздействием синергетического эффекта обеспечивается рост совокупной стоимости активов;

– расширение производственных мощностей;

– техническое перевооружение – заключается в совершенствовании и обновлении активной части основных производственных фондов, приведение их в состояние, соответствующее современному уровню осуществления технологических процессов, обновление отдельных видов оборудования;

– реконструкция действующих предприятий – заключается в осуществлении преобразования всего производственного потенциала на основе современных научно-технических достижений.

Таким образом, политика реального инвестирования позволяет увеличить рыночную стоимость предприятия (бизнеса) за счет расширения объема производства и продаж продукции, обновления ассортимента выпускаемой продукции, повышения ее качества, снижения текущих затрат, повышения прибыли и рентабельности деятельности предприятия.

Политика управления оборотными активами

Политика управления оборотными активами предприятия представляет собой систему обоснованных мероприятий, направленных на изменение величины и структуры его оборотных активов. Данная политика является частью разрабатываемой корпоративной финансовой политики, и ориентирована на формирование необходимого объема и состава оборотных активов, рационализацию и оптимизацию структуры источников их финансирования.

Разработка и реализация политики управления оборотными активами предполагает последовательное выполнение следующих основных этапов.

1. Проведение анализа оборотных активов предприятия в предшествующем периоде по различным направлениям, в том числе анализ динамики общего объема оборотных активов, динамики состава оборотных активов в разрезе основных их видов, расчет оборачиваемости и рентабельности оборотных активов, оценка основных источников финансирования оборотных активов.

2. Выбор политики формирования оборотных активов, к которой относятся идеальная, агрессивная, консервативная и компромиссная политики управления оборотными активами [3, с. 509].

3. Оптимизация объема оборотных активов по критериям обеспечения приемлемого уровня ликвидности и рентабельности предприятия.

4. Оптимизация соотношения постоянной и переменной части оборотных активов.

5. Обеспечение и подержание необходимого уровня ликвидности оборотных активов.

6. Обеспечение поддержания необходимого уровня рентабельности.

7. Формирование условий для минимизации потерь оборотных активов в процессе их использования.

8. Формулировка определяющих принципов финансирования отдельных видов оборотных активов.

9. Обеспечение оптимизации структуры источников финансирования оборотных активов.

Заключение

Разработка и реализация на предприятии рассмотренных направлений финансовой политики позволит в конечном итоге повысить эффективность управления активами, что, в свою очередь, может оказаться существенным фактором повышения его рыночной стоимости.


Источники:

1. Иванов И.В., Баранов В.В. Финансовый менеджмент: стоимостной подход. Учебное пособие. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. – 504 с.
2. Рудык Н.Б. Конгломератные слияния и поглощения: книга о пользе и вреде непрофильных активов. – М.: Дело, 2005. – 428 с.
3. Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 708 с.

Страница обновлена: 28.03.2024 в 13:02:33