Пути преодоления препятствий в обеспечении развития региональных потребительских рынков Азербайджана

Багиров Э.М.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 7-1 (187), Июль 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Багиров Э.М. Пути преодоления препятствий в обеспечении развития региональных потребительских рынков Азербайджана // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 7. – С. 95-100.

Аннотация:
В статье рассматривается современная тенденция развития региональных потребительских рынков Азербайджана. Показаны причины слабости и неэффективности структур государственного регулирования региональных потребительских рынков республики, что порождает в условиях рынка ряд специфических трудностей в развитии малого и среднего бизнеса, определяемых как административные барьеры, и предлагаются меры по преодолению этих препятствий.

Ключевые слова: государственная поддержка, малый и средний бизнес, административные барьеры, Азербайджан, региональные потребительские рынки

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Современная тенденция развития экономики Азербайджана характеризуется усилением социально-экономического развития регионов страны. В последние годы были приняты:

1) «Государственная Программа социально-экономического развития регионов Азербайджанской Республики» (2004–2008 гг.); 2) «Государственная Про грамма социально-экономического развития регионов Азербайджанской Республики в 2009–2013 гг.».

В соответствии с выполнением Первой Программы было проведено ряд мероприятий, направленных на обеспечение динамического развития регионов страны, открытие новых рабочих мест, дальнейшее развитие инфраструктуры, повышение уровня жизни населения в регионах страны. За период 2004–2008 гг. в регионах Азербайджана было создано 26641 новых предприятий, открыто 766300 новых рабочих мест, из которых 547600 – являются постоянными [5].

В результате реализации инфраструктурных проектов в регионах Азербайджана объем промышленного производства возрос в 2009 году на 8,6%.

Немаловажную роль здесь сыграл нефтяной фактор [5]. Все те нерешенные задачи, которые были поставлены в Первой Программе, сегодня нашли свое отражение во Второй Программе и сегодня ведутся работы по их выполнению. Основной упор делается на развитие отраслей ненефтяного сектора.

Различия регионов

Регионы Азербайджана, по-своему уровню развития, делятся на четыре категории:

1-я категория – это развитые регионы, как по уровню промышленного, так и сельскохозяйственного производства (Абшеронский, Аранский, Гянджа-Газахский экономические районы);

2-я категория – это регионы, находящиеся на стадии развития (Нахичеванский и Куба-Хачмазский экономические районы);

3-я категория – это слабые регионы в своем развитии (Ленькоранский, Шеки-Закатальский и Нагорно-Ширванский экономические районы);

4-я категория – депрессивные регионы ( Верхне-Карабахский и Кельбаджар-Лачинский экономические районы).

Именно неравномерное развитие регионов республики, в свою очередь, оказывало свое негативное влияние и на развитие региональных потребительских рынков страны. Однако сегодня благодаря Государственной поддержке малого и среднего бизнеса в регионах страны открываются малые предприятия по переработке сельскохо-зяйственной продукции, что оказывает воздействие на развитие региональных потребительских рынков Азербайджана, которые в настоящее время характеризуются растущей демократизацией, в значительной степени способствующей повышению доступности товаров и услуг для массового потребителя.

Государственная поддержка

Усиление специализации предприятий и организаций на региональных потребительских рынках позволяет более четко ориентироваться на определенные сегменты потребителей с учетом различных признаков. Однако все это является недостаточным в регулировании региональных потребительских рынков Азербайджана, так как все еще остаются препятствия, вызванные государственными структурами. В особенности это касается распределения полномочий между районными исполнительными комитетами и местными муниципальными органами, а это, в свою очередь, затрудняет, создание приемлемых условий для свободной конкуренции на этих рынках.

Так, в соответствии с указом Президента Азербайд жанской Республики «О едином окне» упрощается система регистрации физических и юридических лиц по развитию малого и среднего предпринимательства. В этой связи в стране одной из задач была определена «разработка предложений по устранению правовых, административных, экономических и организационных препятствий в создании и развитии малых предприятий».

В качестве основных приоритетных задач органов государственной власти в республике при проведении государственной политики развития предпринимательства были определены:

1) сокращение административных барьеров при осуществлении предпринимательской деятельности;

2) уменьшение количества государственных органов, осуществляющих лицензирование предпринимательской деятельности;

3) четкое разграничение функций по лицензированию, контролю и государственному регулированию между различными органами исполнительной власти.

Так, в результате проводимых мер, в 2009 году предпринимательской деятельностью было занято 89939 юридических лиц, а физических лиц – 272597. Из них относилось к государственной форме собственности – 195 юридических лиц, муниципальной форме собственности – 1 юридическое лицо, частной форме собственности – 4529 юридических лиц. Вновь созданные предприятия составляли в г. Баку – 65,5%, в Аранском экономическом районе – 11,6%, в Абшеронском экономическом районе – 5,0%, в Гянджа-Казахском экономическом районе – 5,0%, а остальные приходились на другие регионы [4].

Именно широкое внедрение новых средств коммуникации и информационных технологий позволяет проводить глубокую и системную экономическую диагностику. Результаты диагностики дают возможность осуществить полный самоанализ и анализ конкурентов в области применяемых ценовых и маркетинговых стратегий, проанализировать степень активности на региональных потребительских рынках, выявить доходность разрабатываемых сегментов, скоординировать спрос и предложение.

Информационная поддержка

Сегодня информация, ориентирована, прежде всего, на повышение эффективности деятельности хозяйствующих субъектов рынков и на улучшение социально-экономических условий жизни населения. В этой связи использование информационных технологий в социальной сфере позволит, в первую очередь, гибко реагировать на изменение спроса населения на товары и услуги; способствовать реализации принципа социальной справедливости при распределении общественных благ; способствовать эффективному функционированию отраслей инфраструктуры региональных потребительских рынков.

Важным является внедрение новых технологий в деловую стратегию хозяйствующих субъектов, в частности широкое использование сети Интернет с целью продвижения продуктов и услуг. Новые технологии уменьшают издержки и обеспечивают потребителям повышенный комфорт. Эти технологии расширяют возможности по привлечению новых клиентов и позволяют расширить занимаемые компаниями сегменты рынка.

Сегодня региональные потребительские рынки страны характеризуются:

– устойчивым ростом розничного и оптового товарооборота;

– ускорением процесса обновления ассортимента товаров, расширением ассортимента производимой продукции;

– усилением спроса и предложения потребительских товаров из других регионов;

– увеличением количества супермаркетов и магазинов мелкооптовой торговли;

– сокращением доли открытых рынков в общей структуре товарооборота;

– внедрением современных технологий и автоматизация розничной и оптовой торговли;

– увеличением комплексности услуг, предоставляемых населению и т.д.

Анализ современных тенденций развития региональных потребительских рынков направлен на поиск собственных конкурентных преимуществ, создание стабильной клиентуры через умение найти своего клиента, поиск и создание новых путей развития, постоянное обновление и адаптация к изменяющимся запросам рынка.

Административные барьеры

Слабость и неэффективность структур государственного регулирования и контроля порождали ряд специфических трудностей в развитии малого и среднего бизнеса на региональных потребительских рынках, определяемых как административные барьеры. Следует отметить, что понятие «административные барьеры» произошло еще на рубеже 1995 1998 гг. Ранее использовалось понятие «административное препятствие».

С позиций институционального подхода административные барьеры представляют собой институты особого вида, вводимые нормативными актами и законодательными решениями уполномоченных государственных органов. Под механизмом контроля здесь подразумевается набор средств, с помощью которых можно идентифицировать соблюдение или нарушение правила, а также применение стимулирующих или дестимулирующих санкций.

Фактор возникновения и поддержания административных барьеров усиливает меру несовершенства структуры региональных потребительских рынков, что позволяет доминирующим на них предприятиям уклоняться от строгого исполнения контрактных обязательств, перекладывая на потребителя повышенные издержки производства, вызванные принятием руководством таких предприятий нерациональных хозяйственных решений. Следует отметить, что в настоящее время среди факторов снижения уровня конкурентоспособности рынков в азербайджанской экономике ведущую роль играют искусственные административные барьеры, создающие преимущества определенному кругу предприятий, в том числе за счет ухудшения условий работы других. Однако, несмотря на это, продолжаются меры по устранению искусственных административных барьеров в экономике Азербайджана.

Так, анализ показал, что в 2009 году в соответствии со статьями Кодекса Административных Нарушений Азербайджанской Республики было принято 858 постановлений по хозяйствующим субъектам, допустивших ряд административных нарушений, по которым был установлен штраф в сумме 1388,0 манат [4]. Однако это является недостаточным для создания равных условий конкуренции хозяйствующим субъектам.

Следовательно, сегодня важным считается выявление прямых потерь общества от наличия административных барьеров на основе сопоставления стоимости официальных выплат и взяток и временных затрат труда предпринимателя на их преодоление.


Источники:

1.Закон Азербайджанской Республики «О развитии малого и среднего предпринимательства». – Баку, 1996.
2. Государственная Программа по социально-экономическому развитию регионов Азербайджанской Республики на 2004–2008 гг. – Баку: Азернешр, 2004.
3. Государственная Программа по социально-экономическому развитию регионов Азербайджанской Республики в 2009–2013 гг. – Баку: Азернешр, 2009.
4. Краткий обзор о государственном бюджете Азербайджанской Республики в 2011 году. – Баку, 2010. – 128 с.
5.Социально-экономическое развитие регионов. Госкомстат Азербайджана. – Баку: Сяда, 2011. – 497 с.
6. Белов Г.В., Белова Г.Б. Товары и услуги на потребительском рынке. – М.: Академкнига, 2003. – 256 с.
7. Скопина И.В. Развитие региональных потребительских рынков. – Киров, 2004.
8. Султанова Р.П., Нуриев А.Х. и др. Устойчивое развитие экономики регионов Азербайджана. – Баку: Элм, 2009. – 296 с.

Страница обновлена: 17.04.2024 в 23:33:15