Investments in human capital in different stages of the life cycle.

Дубик Е.А., Митяков С.Н.

Journal paper

(РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 9 / September, 2013

Please, cite as:
Dubik E.A., Mityakov S.N. Investitsii v chelovecheskiy kapital na raznyh stadiyakh zhiznennogo tsikla // Kreativnaya ekonomika. – 2013. – Tom 7. – № 9. – S. 3-13.

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=21034651
Cited: 36 by 07.12.2023

Abstract:
The article outlines the classification of investment types in human capital, and dwells upon the process of continuous investment in human capital improvement throughout the entire life cycle. The subjects of investment activity in human capital in different levels of economy management are assigned and provided their.

Keywords: investments in human capital, human life cycle, the subjects of investment activity, the levels of investment in human capital, investment resources and mechanisms.



На современном этапе развитие экономических процессов характеризуется динамизмом, сложностью и неоднозначностью. Наиболее ценным ресурсом, обладающим большим творческим, трудовым и интеллектуальным потенциалом, является человеческий капитал. Поэтому подготовка высококвалифицированных кадров является важным направлением в устойчивом и инновационном развитии экономики и она невозможно без значительных инвестиций в человеческий капитал. Изучение проблем развития и эффективности инвестиций в человеческий капитал вызывают интерес у исследователей с 60–80-х гг. XX в.

Об инвестициях в человеческий капитал

Одним из центральных аспектов формирования человеческого капитала является положение о том, что врожденный человеческий капитал развивается в результате осознанного инвестирования. По мнению Т. Шульца способности человека «... развиваются посредством определенных видов деятельности, которые имеют атрибуты инвестиций» [7, с. 32]. К таким видам деятельности он относит: школьное образование, обучение на рабочем месте, укрепление здоровья и т.д. Кроме того, он отмечает, что инвестирование в человеческий капитал – это путь преодоления бедности страны.

Инвестиции в теоретическое, практическое и научное образование повышают уровень и объем знаний человека, вносят существенный вклад в формирование, трансформацию и развитие знаний, способствует повышению эффективности функционирования социально-экономических систем. Информация, знания и навыки – это решающие факторы экономического развития, конкурентоспособности и эффективного рынка труда.

В научной литературе не существует единого подхода в определении понятия «инвестиции в человеческий капитал». Рассмотрев основные определения «инвестиции в человеческий капитал» в работах Дж. Минцера [1], М. Блауга [3], К. Макконелли и С. Брю [4], А. Добрынина и С. Дятлова [9], Дж. Кэндрика [14], В. Лукашевича [18], И. Ильинского [22], Л. Сулеймановой [25], Л. Туроу [26], В. Глухова [29], В. Гальперина [6], А. Кирьянова [15], А. Корицкого [17] можно выделить несколько видов инвестиций и их подвиды:

1) расходы на здравоохранение:

- профилактика заболеваний;

- медицинское обслуживание;

- медицинские исследования.

2) расходы на условия жизни:

- улучшение жилищных условий (бытовых условий);

- сохранение и поддержание экологических требований к среде обитания.

3) расходы на культуру:

- досуг;

- здоровый образ жизни.

4) расходы на оптимизацию миграции трудовых ресурсов:

- информация о состоянии экономики в различных сферах и местностях;

- перемещение работников на рабочие места с лучшей производительностью труда и ценами (вознаграждение, заработная плата) за труд.

5) расходы на мотивацию работника:

- удовлетворение потребностей человека;

6) расходы на образование:

- общее и специальное (техническое) образование;

- формальное и неформальное (самообразование) образование;

- подготовка и переподготовка (повышение квалификации) в процессе производства.

7) расходы на науку:

- фундаментальные и прикладные научные разработки.

Инвестиции в здравоохранение направлены на обеспечение повышения работоспособности и производительности труда человека. Расходы на профилактику, диагностику и лечения заболеваний служат продлению активного времени жизни человека и снижению физического «износа» человеческого капитала, обеспечивая при этом возможность интенсивности и непрерывности процесса образования.

Инвестиции в капитал культуры для общества носят, прежде всего, социально-культурно-творческий характер, создающие условия для профессиональной подготовки работника (развитие самовыражения, социальной мобильности, накопление культурных и духовных ценностей).

Отдача от инвестиций в миграцию выше среди образованной молодежи. Чем моложе человек, тем шире территориальные и продолжительнее временные горизонты, в пределах которых он может мобилизоваться и получать доходы от данного вида инвестиций.

В эпоху инновационного развития актуально расходы на фундаментальные научные и прикладные исследования относить к инвестициям в человеческий капитал. Наука – это «генератор человеческого капитала» [28, с. 25], направленная на производство и теоретическую систематизацию знаний о действительности. Численность персонала занятого научными исследованиями и разработками сильно зависит от инвестиций в основной капитал (коэффициент корреляции 0,9694) [30].

Недостаток инвестиций…

В Концепции развития РФ [16] предлагается увеличение расходов на образование, здравоохранение и предоставление социальных услуг до 7% ВВП к 2020 году, когда в развитых странах уже сегодня расходы достигают до 17,6% ВВП. Для сравнения: в Финляндии инвестиции на образование, здравоохранение, социальные услуги в 2005 г. составляли 6,8% ВВП; в 2008 г. в США. – 11,3%, Германии – 12,9%, Австрии – 7,9%, Италии – 6,5% [23].

За последние десять лет более половины всех инвестиций в России направляется в:

- добычу полезных ископаемых (средний показатель с 2000–2010 гг. составляет 15,6% от общего показателя инвестиций в основной капитал РФ по данному виду экономической деятельности);

- обрабатывающее производство (15,5%);

- операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг (16,5%);

- транспорт и связь (23%) [11].

Низкие, медленно растущие инвестиции в здравоохранение и недоступность для большинства населения качественной медицинской помощи определяют негативные тенденции численности населения. По ожидаемой продолжительности жизни при рождении Россия отстает от стран Европы на 11,6 – 13,3 лет. Уровень смертности в 2011 г. составила 12,5 на 1000 чел., а в странах ЕС – 9,9 на 1000 чел. Среди всех умерших в Росси почти 30% приходится на лиц трудоспособного возраста, из них 80% – мужчины.

Тройку лидеров причин смертности занимают болезни системы кровообращения (56,9%), онкологические заболевания (13,9%), смерть от внешних причин – отравления, ДТП и пр. (до 7%). Разрыв в продолжительности жизни мужчин и женщин в России выше на 1,8 раза, чем в других странах примерно с той же продолжительностью жизни женщин [10].

Низки в России и инвестиции в научные исследования и инновации с 2000–2011 гг. 1,05–1,16% ВВП. Численность персонала, занятого исследованиями и разработками с 2000 г. по 2011 г. уменьшилась на 152456 чел. В 2000 г. величина рассматриваемого показателя составляла 887729 чел., а в 2011 г. – 735273 чел. Россия является единственной страной в мире с большим сокращением численностью персонала. В 2000 г. количество организаций выполнявших прикладные и научные разработки было 4099, в 2010 г. – 3492 [12].

Высокие инвестиции в образование и в науку обеспечивают передовым странам мира высокий уровень человеческого капитала. В действительности именно инвестиции в человеческий капитал обеспечили в прошлом опережающее развитие странам Западной Европы, Северной Америки и стране Восходящего Солнца. Так, например, в 1981 г. на сталелитейном предприятии Sheerness Steel в период экономического спада были сокращены издержки производства для сохранения конкурентоспособности.

В частности, приостановлены программы производственного обучения новичков и на четверть сокращена численность персонала. В 1984 г. спад пошел на убыль, и компания столкнулась с критической нехваткой квалифицированной рабочей силой. В 1989 г. компания Sheerness осуществила крупные инвестиции в развитие персонала на всех уровнях организации. Рост производства на проволочнопрокатном стане составил 60% в основном за счет возросшей квалификации [27].

Непрерывная интегрированная профессиональная образовательная система

В теории человеческого капитала [7, 21, 24] подчеркивается то, что образовательная составляющая является базовой, динамичной и эффективной (рис. 1). Образование служит улучшению здоровья, знаний, качества жизни, уровня доходов населения, развитости инфраструктуры, промышленных технологий, жилищных условий, социальной среды, региональной дифференциации, кадровому обеспечению во всех экономических сферах деятельности и росту экономических систем на разных уровнях управления.

В соответствии с данным подходом в литературе выделяют прямые и сопряженные инвестиции в человеческий капитал. Прямые – это затраты на образование и профессиональную подготовку. К сопряженным инвестициям следует относить затраты на здравоохранение и уход за детьми, их воспитание, т.е. что связанно с производством материальных носителей человеческого капитала [5].

2014-09-15 15-55-19 Скриншот экрана

Одним из целевых ориентиров развития системы образования является внедрение непрерывной интегрированной профессиональной образовательной системы (НИПОС), решающие кадровые и исследовательские задачи развития инновационной экономики на основе интеграции образовательной, научной и производственной деятельности. Подготовка научно-технического или профессионального специалиста ведется на основных этапах жизненного цикла человека: школьник (школа) – студент (вуз) – специалист (предприятие). Интегрированные программы системы начинают реализовываться в старших классах общеобразовательного учреждения.

В этой системе можно выделить (рис. 2):

- общие инвестиции в человеческий капитал. В ходе общего обучения человек накапливает знания с рождения до старших классов школы. Общая подготовка оплачивается семьей будущего работника, регионом в котором он проживает и государством;

- общеспециальные инвестиции в человеческий капитал. Общеспециальная подготовка наделяет будущего специалиста образовательными и научными знаниями, профессиональными навыками. Знания и навыки приобретаются в образовательных учреждениях (старшие классы школы и вуз) и на промышленных предприятиях и определяют способностью зарабатывать доход (зарплату) всю оставшуюся жизнь. Все расходы по подготовке оплачиваются семьей, самим работником из низкой заработной платы в период обучения на старших курсах Вуза, регионом, государством и предприятием;

- специальные инвестиции в человеческий капитал. Переобучение и повышение квалификации работников финансируется предприятиями.

Затраты на образование возникают с рождения на свет человека. Он еще не задействован на предприятии, но уже требует вложение в образование и здоровье. Денежные средства вкладываются семьей и обществом, которые компенсируются в будущем выросшими детьми. К. Макконнелл и С. Брю подчеркивают затраты на увеличение производительных качеств и характеристик индивида можно рассматривать, как инвестиции, так как текущие расходы осуществляются с тем расчетом, что эти затраты будут многократно компенсированы возросшим потоком доходов в будущем [19].

Инвестирование в человека предприятие производит, когда он задействован в производстве товаров или услуг и оценен заработной платой. Государство и регион принимают самое активное участие в финансировании человеческого капитала в течение всей жизни человека. Инвестирование направлено на повышение общего качественного жизненного уровня людей.

2014-09-15 16-19-51 Скриншот экрана

На рис. 2 представлен процесс непрерывного инвестирования разными субъектами в человеческий капитал на всем жизненном цикле человека. Механизм инвестирования субъектов отражен в табл. 1.

Таблица 1

Инвестиции в человеческий капитал

№ п/п
Субъект
инвестирования
Источники инвестиций
Механизм инвестирования
Индивид
Собственные финансовые ресурсы (денежных накоплений и сбережений)
Самоинвестирование
Семья
Собственные финансовые ресурсы (денежных накоплений и сбережений)
Рождение детей, их воспитание и частичное обучение в школе и Вузе
Предприятие
Собственные финансовые ресурсы: прибыль после уплаты налогов, амортизационные отчисления, сбережения трудового коллектива, продажа части активов и др.
Привлеченные финансовые ресурсы: средства от продажи инвестиционных ценных бумаг, паевых и иных взносов физических и юридических лиц, венчурный капитал.
Заемные финансовые средства: кредиты банков и бюджетных организаций, выпуск долговых ценных бумаг. Бюджетные ассигнования.
Ранняя профориентация, повышение квалификации, переподготовка и дополнительное образование,
оплата больничных листов нетрудоспособности, затраты по охране труда и безопасности жизнедеятельности добровольное медицинское страхование, оплаченное предприятием, оплата медицинских и других социальных услуг за работника предприятия, благотворительная помощь социальным институтам и т.п.
Регион
Средства бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Средства внебюджетных фондов.
Привлеченные и займ финансовых средств инвесторов.
Социальные программы, поддержка функционирования общественных фондов и социальных институтов
Государство
Средства федерального бюджета, предоставляемых на безвозвратной и возвратной основе. Средства внебюджетных фондов.
Государственные социальные трансферты и социальные налоговые льготы

В теории управления инвестиционной деятельностью в экономических системах выделяется три уровня иерархии:

- микроуровень (уровень отдельной корпорации, фирмы, предприятия);

- мезоуровень (уровень отдельных субъектов, регионов, области);

- макроуровень (уровень страны в целом) [30].

Вывод

В зависимости от масштабности инвестиции в человеческий капитал можно выделить следующие уровни:

- личностный – уровень отдельного индивида и его семьи (домашнего хозяйства);

- микроуровень отдельных корпораций, фирм, предприятий;

- мезоуровень субъектов, регионов, областей, районов;

- макроуровень государства.

Осознанное развитие системы образования и привлечение частных, региональных, государственных и иностранных инвестиций в человеческий каптал является необходимым условием для инновационного развития экономических систем на разных уровнях управления.


Страница обновлена: 17.05.2024 в 13:39:39