Improvement of Industrial Enterprises Infrastructure Cooperation Regarding Personnel Training

Кустова М.М.

Journal paper

(РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 3 / March, 2012

Please, cite as:
Kustova M.M. Sovershenstvovanie infrastrukturnogo vzaimodeystviya predpriyatiy promyshlennosti v voprosakh podgotovki kadrov // Kreativnaya ekonomika. – 2012. – Tom 6. – № 3. – S. 87-93.

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=17330566
Cited: 1 by 07.12.2023

Abstract:
Importance of industrial enterprises infrastructure cooperation regarding personnel training is made actual. Methodological scheme of infrastructure cooperation is offered. This scheme allows to provide system approach to its initiation, arrangements, and implementation.

Keywords: management, industrial enterprise, educational institution, infrastructure cooperation, methodological scheme



В обеспечении предприятий кадрами ключевую роль играет образовательный компонент инфраструктуры. В условиях экономики переходного периода взаимодействие предприятий и образовательных учреждений становится чрезвычайно актуальным. Так как, с одной стороны, современная система образования, не удовлетворяет в полной мере индивидуальную и отраслевую специфику предприятий, отсутствуют эффективные механизмы распределения специалистов, существенно затруднены прогнозы кадрового планирования. С другой стороны, индивидуальные стратегии развития конкретных предприятий формируют уникальные кадровые потребности, которые образовательный компонент инфраструктуры не в состоянии удовлетворить в рамках традиционных стандартных функции и процессов. Представляется, что формирование эффективных инфраструктурных механизмов на основе взаимодействия предприятий промышленности и образовательных учреждений будет способствовать развитию ориентации на потребителя и решению кадровых проблем.

Вместе всегда лучше

Опыт взаимодействия предприятий промышленности и образовательных учреждений имеет многолетнюю историю и видится значительным. Вместе с тем в большинстве своем он носит случайный и несистемный характер. Одной из причин недостаточной эффективности инфраструктурных механизмов кадрового обеспечения является их методологическая составляющая, которая на сегодня не позволяет взглянуть на них системно и комплексно.

В основе современных инфраструктурных механизмов кадрового обеспечения предприятий промышленности лежат целевые взаимодействия заинтересованных сторон. Методологическая схема целевого взаимодействия может оказаться полезной в принятии решений по его инициированию, планированию и организации [2]. Прежде всего, должна существовать объективная необходимость в осуществляемых действиях как осознанная потребность на уровне менеджмента предприятия. Эта потребность должна быть конкретизирована, что позволит четко формулировать предметную область целевого взаимодействия, его задачу и критерии (рис.1). Таким образом, целевое взаимодействие мы можем представить как вовлечение сторон в осуществление общей ключевой функции, которая и является, по сути, задачей взаимодействия.

Осуществляемая сторонами совместная деятельность должна отвечать критериям. Критерии являются мощным ограничителем, который определяет восприятие деятельности и, соответственно, направляет усилия по ее осуществлению и развитию. В качестве критериев должны быть определены цель и принципы деятельности. Цель это четкое представление того, какие результаты мы должны получить. А принципы представляют систему важнейших, выявленных нами условий достижения результатов.

1

Целевое взаимодействие это, прежде всего, совместная деятельность двух или нескольких участников, которые должны иметь интерес этого участия и механизмы реализации этого интереса. Тогда общими принципами реализации целевого взаимодействия могут выступать следующие:

- принцип рациональности – результаты взаимодействия должны быть идентифицированы, востребованы и сопоставимы с затратами, причем с учетом имеющихся во внешней среде тенденций часто бывает необходимо закладывать перспективные направления деятельности даже при отсутствии видимых в ближайшей перспективе бонусов;

- принцип согласованности – взаимодействие должно выстраиваться с учетом интересов участников, что может быть обеспечено процедурами согласования целей, методов и форм их достижения; принцип несет в себе прогрессивное начало, т.к. вынуждает стороны синхронно развиваться; данный принцип также подразумевает необходимость гармонизации процессов, осуществляемых во взаимодействии с внутренними процессами участников;

- принцип дополнительности – взаимодействующим сторонам следует опираться на сильные стороны и преимущества друг друга в достижении целей взаимодействия, так, например, предприятия обладают наиболее глубоким представлением о практической деятельности, имеют ресурсы ее обеспечения и развития, образовательные учреждения компетентны в вопросах подготовки, исследований и сопровождения профессионального развития.

В литературе приводятся также принципы добровольности и заинтересованности; разнообразия организационно-правовых форм взаимодействия; открытости; перспективного развития и другие [3]. При этом, вероятно, каждая конкретная ситуация будет нуждаться в конкретизации обозначенных принципов или в их расширении.

Для любой деятельности важны условия, в которых она осуществляется. Применительно к целевому взаимодействию важными оказываются внутренние условия взаимодействующих сторон, такие как, например, наличие миссии, политики, четкой стратегии, поддерживающей активность участника, осознанной потребности, необходимых ресурсов и компетенций, внутреннего регулирования. А также условия, возникающие непосредственно в процессе взаимодействия: коллективные преимущества, аспекты взаимозависимости, возможные конфликты и др. [1]. Важным является то, что на эти факторы стороны могут повлиять.

Аспекты в контексте

С точки зрения решения задачи кадрового обеспечения к числу важнейших условий необходимо отнести имидж участников как сложившееся восприятие целевым контингентом и его тенденции. Для решения кадровых вопросов важен имидж предприятия в части его деловых характеристик, реализуемой социальной ответственности и как работодателя. Имидж образовательного учреждения позволяет привлекать лучших абитуриентов и играет существенную роль в принятии решения о выборе партнера для целевого взаимодействия. Представляется, что имидж сторон может быть одним из синергетических эффектов целевого взаимодействия.

И наконец, внешнее окружение, или контекст, в котором стороны взаимодействуют и на который достаточно сложно повлиять в запланированном периоде достижения целей. К контексту относятся те значимые факторы, которые прямо или косвенно влияют как на само взаимодействие, так и на его результаты. Здесь мы выделили следующее:

1. Регулирование – прежде всего, объективно сложившиеся ограничения нормативно-правового характера, регулирующие деятельность участников на вышестоящих уровнях, относящиеся к функционированию отраслей и хозяйствующих субъектов, и обуславливающие такую систему деятельности, аспекты которой могут как препятствовать развитию прогрессивных механизмов, так и стимулировать их.

2. Территориальные аспекты, такие как территориальная близость, преобладающая роль и состояние инфраструктуры, деловая активность в регионе, и др. также во многом влияют на развитие инфраструктурных механизмов на основе разнообразных форм целевого взаимодействия.

3. Перспективные тенденции – формируемые и угадываемые во внешней среде силы, возможности, направления усилий и способы их осуществления, которые могут быть использованы в рамках взаимодействия или учтены как угрозы.

4. Состояние практики и ее норм дает представление о лучшей практике в мире и отрасли, таким образом, исследования, бенчмаркинг могут существенно расширить горизонты возможного как относительно решаемой во взаимодействии задачи, так и относительно эффективности самого взаимодействия. Совокупность норм и правил ведения деятельности составляют важнейший аспект контекста, неформально осуществляя регулирование, влияя на поведение как людей, так и организаций, определяя масштаб наших целей и намерений.

Формирование эффективных инфраструктурных взаимодействий позволяет предприятиям решать следующие задачи:

- освобождение внутренних ресурсов предприятия для решения специфических и актуальных кадровых задач, повышающих конкурентоспособность;

- повышение эффективности и результативности кадровых решений;

- создание новых уникальных возможностей решения кадровых задач и задач развития.

Образовательные учреждения получают возможность:

- повышать качество услуг и оперативность реагирования на потребности;

- создавать новые уникальные предложения, обеспечивающие конкурентоспособность;

- получать дополнительное финансирование и материально-техническое обеспечение.

Согласно методологической схеме целевое взаимодействие предприятий промышленности и образовательных учреждений по поводу подготовки кадров можно рассматривать как элемент инфраструктурного механизма, представляющего собой сложившуюся совокупность организационно-экономических отношений, влияющих на динамику формирования инфраструктурных взаимодействий и на их эффективность. Современные инфраструктурные механизмы кадрового обеспечения, несомненно, формируются не только с точки зрения поддержки, но и стимулирования этих процессов, создавая потребность и условия, где огромная роль уделяется государственному регулированию на всех уровнях [3] [4].

Однако только непосредственные заинтересованные участники инфраструктурных взаимодействий, инициируя и организуя их, формируют бесценный практический опыт, который требует осмысления и распространения. С точки зрения предложенной методологической схемы представляется, что реализация целевого взаимодействия предполагает решение трех основных задач каждым из участников: тактической – как реализация конкретной ключевой функции и достижение ее целей; стратегической – как обеспечение взаимосвязи со стратегическими целями, формирование необходимых условий, таких как имидж, деловая репутация; а также управление самим взаимодействием в существующем контексте.

Вывод

Достижение синергетических эффектов, интенсивность и результативность инновационных процессов, повышение удовлетворенности взаимодействующих сторон характеризуют эффективные целевые взаимодействия, которые дополняют и расширяют возможности государственного регулирования и отражаются в итоге на конкурентоспособности целых территорий. Целевое взаимодействие образовательной сферы и системы профессиональной реализации становится тем более актуальным, чем сильнее и быстрее изменяются взгляды нового поколения относительно профессиональной самореализации и образования, так как эти сферы неразрывно связаны.


Страница обновлена: 16.05.2024 в 03:18:26