Humanist paradigm of market economy

Асланов Д.И.

Journal paper

(РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 10 / October, 2011

Please, cite as:
Aslanov D.I. Gumanisticheskaya paradigma rynochnoy ekonomiki // Kreativnaya ekonomika. – 2011. – Tom 5. – № 10. – S. 50-55.

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=16985075
Cited: 4 by 07.12.2023

Abstract:
Transition to post-industrial society requires revaluation of human role and meaning. On the basis of different scientific theories the author shows a change of approaches to human as an object of research. He proves the necessity of transition of economy to the humanist basis and defines influence of the humanist economy on the regional development. The author draws a conclusion that humanization of the economy leads to changes in its structure.

Keywords: human factor, human, human development, humanism, humanist paradigm, humanist economy



Человек, его творческие качества, силы и способности, с помощью которых он в процессе своей деятельности преобразует себя и окружающий мир, традиционно занимали центральное место в экономических и социальных науках.

В советской научной литературе с её «приматом общественного производства» преимущественное внимание получила проблематика человека-работника, человека-трудящегося как непосредственной производительной силы [8]. При рассмотрении взаимодействия вещественных и личных факторов производства приоритет отдавался технологиям и организации производства.

Возможности «питают» способности

В течение многих лет производительные способности человека рассматривались и оценивались как один из количественных факторов общественного производства. Задача состояла лишь в том, чтобы удачно соединить в процессах производственной деятельности труд, основной и оборотный капитал.

Во многих работах раскрывается роль и значение человека-предпринимателя, экономического, креативного субъекта, который представляется в качестве ключевой фигуры в рыночном хозяйстве.

В экономической литературе человек нередко рассматривается как производитель (предприниматель) и потребитель, при этом рассматриваются мотивы, детерминанты и способы его экономического поведения (так называемая концепция или модель «homo economicus») [3].

С середины 1980-х годов в научный оборот было введено понятие «человеческий фактор», который включал в себя экономический аспект основных свойств человека и всех видов его деятельности. Однако в своем большинстве ученые-экономисты рассматривали человеческий фактор в демографическом, психологическом, техническом и других аспектах, где человек представал в различных ипостасях, но так или иначе рассматривался как составная часть экономического механизма, как средство достижения экономических целей.

Несмотря на большое количество исследований и разработок, это понятие так и не превратилось в сколько-нибудь аналитически проработанное, корректное научное понятие, с помощью которого можно было глубоко исследовать и представить процессы социально-экономического, человеческого развития, человеческой деятельности.

В последние годы делаются попытки вовлечь в рассмотрение не только производственные потенции человека, но и его первичные и вторичные потребности.

По А. Маслоу, все потребности человека можно разбить на несколько уровней в порядке убывания их важности: физиологические, потребности в образовании, в любви и принадлежности к обществу, в уважении и самореализации [12].

Мы особо выделяем две концептуальные позиции:

1. Человек удовлетворяет свои потребности посредством труда, материального производства. Труд – это уникальный социальный процесс, возникающий вместе с человеком.

Удовлетворяя другие потребности, труд сам превратился в важнейшую потребность общества.

2. Потребности человека постепенно эволюционируют и заметно различаются в разные исторические эпохи. У конкретного человека они формируются в сложном взаимодействии со всей общественной системой.

В середине XX в. пришло понимание того, что «человек – не статический центр мира, как он долго полагал, а ось и вершина эволюции, что много прекраснее» [10].

В Декларации о праве на развитие (ООН, 1986 г.) утверждалось, что «человек является основным субъектом процесса развития и должен быть активным участником и бенефициарием права на развитие» [2].

В первом докладе о современных перспективах человека в рамках Программы ООН (ПРООН) в 1990 г. была обозначена главная идея: «смысл и цели экономического и в целом общественного развития состоит в расширении возможностей каждого человека реализовать свои потенции и устремления, вести здоровую, полноценную, творческую жизнь. При таком подходе человек рассматривается не только как фактор социального развития, но и как главный субъект, пользующийся его результатами. Под развитием человека понимается расширение спектра и возможностей интеллектуального социального, экономического и политического выбора, доступных каждому члену общества».

А. Печчеи, один из основателей Римского клуба, писал, что человеческое развитие представляет собой «ту цель, на достижение которой должны быть в ближайшие годы и десятилетия направлены концентрированные, совместные усилия всего человечества. Это развитие поистине революционное, так как оно должно охватить все стороны человеческого существования» [7].

Человек совершенствуется в познании мира

Особенно актуализируется значимость человеческого развития в периоды больших глобальных трансформаций, к числу которых относится, например, современный процесс модернизации. Именно в такие эпохи человек превращается в «точку бифуркации».

Траектория развития в подобные периоды оказывается в существенной зависимости от воли и выбора самого человека.

Резюмируя вышеизложенное, следует подчеркнуть, что экономическая наука должна воспринимать человека не как бесчувственный винтик или валик хозяйственного механизма, раскручиваемый «невидимыми» или «видимыми» руками плана или рынка. Главный и единственный путь человека к счастью и благополучию – это следование долгу и нравственному закону, тем двум вечным принципам, которые только и должны править в экономике и обществе и которые не могут быть заменены ни постулатами либерального монетаризма, ни кодексом строителя коммунизма, ни чем-либо подобным [4].

Сегодня необходимо воспринимать человека исходя из идей и концептуальных установок, признающих, прежде всего, ценность человека как личность, его право на свободу, счастье, всестороннее развитие и полномерное проявление своих способностей, считающих благо человека критерием оценки общественных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности – желаемой нормой отношений между людьми. Данная система воззрений определяется как гуманизм.

В наиболее обобщенном, лаконичном виде – гуманизм – это признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений. Гуманизм заложил прочные основы для развития науки.

Сущность человека стала рассматриваться в его отношениях не с Богом, а с природой, Вселенной, с обществом, в способности мыслить, познавать окружающий мир.

Гуманисты создали новый идеал человеческого субъекта – это не смиренный и «тихий человек», а целостная, всесторонне развитая самоутверждающаяся и жизнеутверждающаяся личность.

Блез Паскаль точно угадал главные направления развития учения о человеке в капиталистическую эпоху: его рассматривают как земное, природное существо, главная способность которого – познание, исследование окружающего мира [5].

В процессе развития информационного постиндустриального общества существенно возрастает переплетение и конвергенция экономики и социальной сферы, а также включение в орбиту их влияния гуманистических принципов, признающих ценности, потребности, нужды и многочисленные духовно-нравственные аспекты экономической деятельности отдельного человека как базовые условия прогрессивного развития всего человеческого общества.

Член-корреспондент РАН Андрей Сахаров отмечает, что: «… настоящая модернизация возможна в том обществе, где сам человек является новым. … Модернизация человека – это повышение качества его жизни, духовное развитие, материальная обеспеченность, наконец, понимание собственных горизонтов. … Дело в том, что не может развиваться личность, и соответственно, не может быть речи о модернизации, если человек со всех сторон ограничивается. В то же время важно, чтобы и сами люди хотели этого продвижения» [9].

Именно на этих базовых концептуальных установках и формируется гуманистическая экономика [1, 6, 11].

В противоположность традиционному пониманию экономики, в которой человек выступает одним из факторов производства, представляется в экономической деятельности расчетливым, рациональным и эгоистичным существом, преследующим исключительно личные практические цели, исходя из собственной функции полезности (homo economicus), в гуманистической экономике (humanus economicus) человеческая деятельность основывается на других принципах. Главенствующая роль в процессах экономической деятельности придается ценности человека как личности, а свободное и всестороннее развитие человека, проявление его способностей, ума, здравого смысла, знаний, умений, инициативы, отношение к труду, к закону, к своему здоровью, морально-этические нормы, правила и ценности, личностно-квалификационный потенциал, а также соответствующие психологические установки становятся важнейшими источниками экономического роста и развития.

Рост ради общества

В экономике с гуманистическим преломлением главным критерием деятельности и общественных отношений становится утверждение блага не только в материальном смысле, но в первую очередь в плане личностно-духовного и душевного развития.

Поэтому собственно экономика (экономический рост) – не самоцель. Она служит людям, а не человек экономике. При этом общество имеет возможность улучшать функционирование экономики, поддерживать баланс между материальными, общественными, духовными и душевными потребностями. Гуманистическая экономика подчинена интересам людей, интересам общества в целом и каждого человека в отдельности.

В гуманистической экономике хозяйственные системы рассматриваются в широком социальном контексте, где предметами исследования выступают процессы, отношения, состояния, ситуации, характеризирующие связь экономических, социальных и собственно человеческих, гуманистических (в том числе психоэмоциональных) составляющих (компонентов).

В центре внимания гуманистической экономики оказываются базовые процессы, протекающие в человеческом обществе (уже – в социуме), но способные оказывать (или оказывающие) заметное влияние (воздействие) на экономику, в частности, качество жизни, уровень жизни, изменение человеческого капитала, состояние здоровья человека (населения), динамику продолжительности здоровой жизни и т.п.

Выводы

Итак, гуманистическая экономика – это экономика, отвечающая принципам гуманизма, активно поддерживающая наиболее здоровую, духовно и нравственно зрелую, светлую умом и эффективно работающую часть общества, стимулирующая переход в эту категорию всех тех, кто имеет такое желание и способности и создающая для этого необходимые благоприятные условия.

Исходя из целевых установок настоящей работы, следует особо рассмотреть взаимоотношение и взаимосвязь гуманистической экономики и регионального развития.

Как показывает анализ соответствующей литературы, в нашей стране интерес к этим двум фундаментальным процессам появился практически в один период – в начале 1990-х годов.

Региональное развитие (регионализм) квалифицируется как самостоятельное комплексное явление, направленное на повышение роли территориальных сообществ в области социально-экономических и этнокультурных прав, на сохранение преемственности знаний и умений поколений, самобытных традиций. Региональное развитие ведет к фиксации и развитию территориального разнообразия, закреплению региональных самоидентификаций, этнокультурного своеобразия.

Учитывая, что гуманистическая экономика разворачивается в пространственно-временных координатах, то она приобретает свое своеобразие и уникальность, «региональную окраску» в зависимости от времени и места: геополитического положения территории, особенностей и уровня социально-экономического, культурно-исторического, этно-демографического и иного развития регионов. При этом доминанты и приоритеты регионального развития должны быть сопряжены и сбалансированы с основными принципами гуманистической экономики.

Показательно, что гуманизация региональной экономики сопровождается изменениями ее региональной структуры, перераспределением региональных ролей в экономическом пространстве.

Следовательно, гуманистическая экономика и региональное развитие разворачиваются во взаимодействии друг с другом. Задача заключается в том, чтобы определить характер этого взаимодействия.

Это предполагает исследование взаимодействия экономических, социально-культурных, инновационных и иных составляющих в конкретных условиях времени и территории, в первую очередь в определенных «точках роста», которые способны развивать и расширять соответствующую экономическую деятельность.


Страница обновлена: 19.05.2024 в 10:20:56