Приоритетные направления новой бюджетной программы администрации США

Наумов А.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 6 (18), Июнь 2001
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Наумов А.А. Приоритетные направления новой бюджетной программы администрации США // Российское предпринимательство. – 2001. – Том 2. – № 6. – С. 10-14.

Аннотация:
(Продолжение. Начало в 5/2001). Грозит ли сейчас США масштабный экономический кризис? Автор продолжает анализировать негативные тенденции, нарастающее все последнее время в американской экономике. Не за горами новая “великая депрессия”?!

Ключевые слова: бюджетная программа США, Дж. Буш-младший, экономика США



Продолжение. Начало в 5/2001

На протяжении последних месяцев основные индикаторы экономического развития ‑ показатели инфляции, безработицы, темпов роста ВВП, уровней взаимного доверия потребителей и производителей, темпы роста производственного сектора – отчетливо свидетельствовали о появлении серьезных негативных явлений в экономике США, требующих оперативного вмешательства федеральной резервной системы (ФРС) и правительства. Для преодоления этих явлений в экономике США необходима точная координация усилий кредитно-денежных и бюджетных инструментов государственного регулирования.

Аналитический прогноз возможного развития событий.

Бюджетный план, предложенный администрацией президента Дж. Буша-младшего имеет несколько ключевых положений, которые могут негативным образом сказаться на динамике экономического развития США, особенно в условиях вполне реальной в настоящее время угрозы возникновения глубокого экономического кризиса.

1. Реализация планов президента Дж. Буша-младшего угрожает устойчивости федерального бюджета США

Величина намеченного снижения налоговых поступлений на 1,6 трлн. долл. за 10 лет может стать слишком большой и опасной для устойчивости федерального бюджета. Такое крупномасштабное сокращение, во-первых, значительно уменьшит объем налоговых поступлений в федеральный бюджет и обернется бюджетным дефицитом; во-вторых, будет способствовать постоянному увеличению государственного долга.

Опасность возможных последствий реализации бюджетной стратегии Буша отражена в недавних выступлениях главы совета управляющих ФРС А. Гринспена, который констатировал наличие очевидных негативных тенденций в экономике США. С одной стороны, рост производительности труда в сферах материального производства и обслуживания, происходящий благодаря совершенствованию оборудования и технических средств, а также интенсивному внедрению новых информационных технологий, привел к существенному росту налоговых поступлений. С другой стороны, одно лишь снижение налоговых ставок может оказаться недостаточным для преодоления отчетливо наметившихся в последние месяцы экономического спада и снижения показателей динамики фондовых рынков.

А. Гринспен полагает, что снижать налоги можно, но не сразу, а только строго пропорционально реальному увеличению бюджетного профицита. Имеющиеся дополнительные бюджетные доходы целесообразно использовать в первую очередь на погашение американского государственного долга.

При этом, предложение Буша о том, что профицит следует использовать, главным образом, для радикального снижения налогов, Гринспен не поддержал, но и не осудил. По его мнению, правительству сначала следует получить будущие дополнительные бюджетные доходы, а потом уже тратить их на снижение налогов. Реализация бюджетной программы Буша с упором на превентивное сокращение налоговых ставок будет способствовать тому, что погашение государственного долга может растянуться на срок более длительный, нежели тот, который планировала начавшая этот процесс администрация президента Б. Клинтона. Высокий риск от возможной реализации бюджетных планов Буша является главным контраргументом со стороны демократов.

Если республиканцы считают, что ввиду прогнозируемого увеличения профицита федерального бюджета следует расширить объем налоговой программы, то демократы, напротив, призывают сделать ее менее масштабной. Как заявил лидер демократического меньшинства в палате представителей конгресса Ричард Гепхардт, демократы считают эту программу в ее нынешней форме “слишком дорогой, слишком рискованной и слишком несправедливой для простых американцев”.

По мнению демократов, предлагаемая республиканцами структура сокращения налогов в основном отвечает интересам самых богатых людей Америки, составляющих всего 1% населения, тогда как для рядовых граждан не дает ничего или очень мало. Представители демократического лагеря считают целесообразным сокращение налогов лишь на 750-950 млн. долл. и хотят, чтобы в первую очередь это сокращение отвечало интересам среднего класса.

Такие противоречия во взглядах демократов и республиканцев обещают жаркую борьбу при прохождении республиканской налоговой программы в конгрессе. В палате представителей республиканцы имеют лишь незначительное большинство, а в сенате они потеряли даже тот номинальный перевес, который был у них еще месяц назад при фактическом разделении голосов сената пополам.

2. Снижение процентных ставок федеральных кредитов и налогов может привести к росту инфляции

Ухудшение обстановки на американских фондовых рынках и опасность влияния на экономику США новой волны кризисных явлений, быстро развивающихся в Турции и Японии, повышают вероятность того, что ФРС будет вынуждена и в дальнейшем продолжать снижение процентных ставок. С начала года ФРС уже снизила уровень процентных ставок на 1,5%, причем после последнего сокращения она объявила о том, что при необходимости будет и в дальнейшем следовать политике стимулирования экономического роста. Одновременное сокращение ставок и снижение налогов неизбежно отразится на инфляции, темпы которой стали расти уже с декабря 2000 г.

В феврале 2001 г. Министерство труда США опубликовало данные, согласно которым январский индекс потребительских цен повысился на 0,6%, что является его самым большим скачком с марта прошлого года. Уточненный или базовый индекс потребительских цен "CPI", рассчитанный без учета нестабильных цен на продукты питания и энергоносители, за это время также вырос на 0,3%, что превысило все прежние прогнозы.

Ввиду того, что уровень личных сбережений населения США является низким, то снижение налогов не повлечет за собой значительного увеличения инвестиций, что могло бы быстро оживить экономику, а приведет к росту потребления, что будет способствовать повышению цен. В условиях растущей инфляции инвесторам будет невыгодно осуществлять долгосрочные инвестиции или держать долгосрочные долговые обязательства, и выгоднее – переводить средства в иностранные краткосрочные долговые инструменты или долговые бумаги.

Рост инфляции негативным образом отразится на всей американской экономической конъюнктуре и может привести к крупномасштабному оттоку зарубежных инвестиционных капиталов. В своем выступлении 13 февраля перед конгрессом США А. Гринспен отметил, что наибольшую угрозу сейчас представляет снижение уверенности национальных и иностранных предпринимателей в американской экономике. Для экономики США самым опасным является внезапность, с которой может произойти резкое падение уровня доверия инвесторов с последующим лавинообразным оттоком финансового капитала.

Исходя из опыта предыдущих экономических циклов, можно сделать вывод о том, что перепады в настроениях на фондовых рынках могут быть очень неожиданными. Эта одна из причин, по которой бывает так трудно предсказать и преодолеть экономический кризис. По мнению А. Гринспена, сокращение налогов слишком мощный и грубый инструмент для регулирования текущих темпов экономического роста.

3. Укрепление курса доллара может негативно отразиться на внешней торговле.

Новый министр финансов США Пол О'Нил, выступая 17 февраля на пресс-конференции по итогам встречи министров финансов и глав центральных банков стран “большой семерки”, сделал специальное заявление, касающееся американской политики в отношении доллара. О'Нил заверил деловое сообщество, что администрация президента Буша-младшего занимает в отношении курса доллара точно такую же позицию, какой придерживалась администрация президента Б. Клинтона. Как известно, предшественники О'Нила – Роберт Рубин и Лоренс Саммерс в своей валютной политике твердо следовали принципам опоры на “сильный доллар”. В современных условиях дальнейшее усиление доллара будет оказывать негативное воздействие на развитие США по нескольким направлениям.

Во-первых, может быть ослаблена конкурентоспособность всех американских товаров на мировых рынках благодаря увеличению их относительной стоимости. Особенно это касается продукции сырьевых компаний, в поддержку которых так активно выступает новая администрация.

Во-вторых, сильный доллар ослабляет платежный баланс страны, что рано или поздно приводит к обратному процессу, когда после долгого роста курса национальной валюты происходит быстрое падение ее стоимости.

В нынешних условиях нарастающей инфляции эти перспективы выглядят особенно опасными для американского торгового баланса.


Страница обновлена: 22.01.2024 в 18:09:34