Социально-экономическая контекстуализация в региональной системе оценки качества общего образования: из опыта Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

Грошева Т.А.1, Петров А.А.1, Коротков М.Г.1, Самарин В.А.1, Санникова Н.И.1
1 Югорский государственный университет, Россия, Ханты-Мансийск

Статья в журнале

Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 9, Номер 4 (Октябрь-Декабрь 2019)

Цитировать:
Грошева Т.А., Петров А.А., Коротков М.Г., Самарин В.А., Санникова Н.И. Социально-экономическая контекстуализация в региональной системе оценки качества общего образования: из опыта Ханты-Мансийского автономного округа – Югры // Вопросы инновационной экономики. – 2019. – Том 9. – № 4. – С. 1601-1616. – doi: 10.18334/vinec.9.4.41431.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=42555594
Цитирований: 2 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В статье с учетом сопоставительного анализа региональных походов к идентификации и анализу результативности деятельности школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, обоснована специфика оценочных процедур Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. В ходе анализа становления региональной системы комплексной оценки социально-экономических контекстов деятельности школ с 2012 по 2019 годы выявлены базовые принципы оценки – открытость (преимущественное использование открытых данных), относительность (нормирование показателей от фактически достигнутых минимальных и максимальных значений по совокупности участников оценки), целеполагание (включение в состав оценки показателей, принимаемых общественно-профессиональным сообществом Югры в качестве значимых). Обоснованы преимущества использования в качестве показателя результативности деятельности школы интегрального показателя – индекса образовательных результатов. Сформулированы предложения по развитию региональных исследований по констектуализации применительно к оценке качества образования, в т.ч. с учетом специфики северных территорий.

Ключевые слова: школа, оценка качества образования, образовательные результаты, контекстные данные, неблагоприятные социальные условия, социально-экономическая депривация, человеческий капитал

JEL-классификация: I21, I26, J24

Источники:

Доклад о мировом развитии 2019 «Изменение характера труда». Вашингтон, округ Колумбия: Всемирный банк. doi:10.1596/978-1-4648-1328-3. Лицензия: Creative Commons Attribution CC BY 3.0 IGO. Всемирный банк. [Электронный ресурс]. URL: https://openknowledge.worldbank.org/bitstream/handle/10986/30435/211328RU.pdf?sequence=34&isAllowed=y ( дата обращения: 23.11.2019 ).
2. Ястребов Г.А., Пинская М.А., Косарецкий С.Г. Использование контекстных данных в системе оценки качества образования: опыт разработки и апробация инструментария // Вопросы образования. – 2014. – № 4. – С. 58-95. – doi: 10.17323/1814-9545-2014-4-58-95 .
Выравнивание шансов детей на качественное образование. / сб. материалов / Комиссия Общественной палаты Российской Федерации по развитию образования. - М.: Изд. дом ВШЭ, 2012. – 208 с.
Условия работы и профессиональное самочувствие учителей в школах с разным уровнем социального благополучия. - Москва: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2017. – 44 с.
5. Ильясов Д.Ф., Кеспиков В.Н., Солодкова М.И., Данельченко Т.А., Ильясова О.А. Идентификация общеобразовательных организаций, осуществляющих деятельность в неблагоприятных социальных условиях // Казанский педагогический журнал. – 2017. – № 3. – С. 22-28. – url: https://elibrary.ru/download/elibrary_29430302_36774728.pdf .
6. Горбунова Т.С. О поддержке школ, работающих в сложных социальных условиях, в системе образования Омской области // Образовательная панорама. – 2015. – № 2(4). – С. 19-22. – url: https://elibrary.ru/download/elibrary_24345116_97096536.pdf.
7. Созонтова О.В. Региональная модель методической поддержки школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях // Региональное образование: современные тенденции. – 2018. – № 1(34). – С. 12-16. – url: https://elibrary.ru/download/elibrary_32620106_12677590.PDF.
8. Сергеев А.А., Шиндряев С.О. Исследование школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях // Студенческий электронный журнал СтРИЖ. – 2018. – № 1(18). – С. 35-40. – url: https://elibrary.ru/download/elibrary_32486163_67532327.pdf.
9. Золотарева А.В. Профессиональное развитие кадров региональной системы образования на основе комплекса оценочных процедур // Образовательная панорама. – 2017. – № 1(7). – С. 6-14. – url: https://elibrary.ru/download/elibrary_30103205_30325753.pdf .
Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 05.10.2018 № 338-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Развитие образования» (с изм. и доп.). Depobr-molod.admhmao.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://depobr-molod.admhmao.ru/upload/iblock/abd/Postanovlenie-Pravitelstva-KHMAO-_-YUgry-ot-05.10.2018-N-338_p.rtf ( дата обращения: 23.11.2019 ).
Приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 11.11.2015 № 1511 «О внесении изменений в приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 31 августа 2015 года «Об утверждении модели региональной системы оценки качества образования в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре». Iro86.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://iro86.ru/images/Documents/docs2018/index/1511.pdf ( дата обращения: 23.11.2019 ).
Приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 21.11.2016 № 1709 «Об утверждении перечня общеобразовательных организаций, расположенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, работающих в сложных социальных условиях». Iro86.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://iro86.ru/images/Documents/docs2018/SSU/1709.pdf ( дата обращения: 23.11.2019 ).
Приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 08.07.2016 № 1111 «Об утверждении критериев и показателей, определяющих общеобразовательные организации, находящиеся в сложных социальных условиях». Iro86.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://iro86.ru/images/Documents/docs2018/SSU/1111.pdf ( дата обращения: 23.11.2019 ).
Методика комплексной оценки качества образовательных результатов обучающихся общеобразовательных организаций, расположенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Depobr-molod.admhmao.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://depobr-molod.admhmao.ru/upload/iblock/8ac/Metodika-NOR-i-VOR-16.09.19.pdf ( дата обращения: 23.11.2019 ).
Рекомендации Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки по повышению объективности оценки образовательных результатов от 16.03.2018 № 05-71. Федеральный институт оценки качества образования. [Электронный ресурс]. URL: https://fioco.ru/Media/Default/Documents/Информационные%20письма/рекомендации%20по%20объективности%20оценочных%20процедур.pdf ( дата обращения: 23.11.2019 ).
16. Грошев А.Р., Грошева Т.А., Безуевская В.А. Нечетко-множественный прогноз образовательных результатов на основе показателей использования цифровых образовательных ресурсов // Вопросы инновационной экономики. – 2019. – № 3. – С. 1025-1036. – url: https://elibrary.ru/download/elibrary_41263364_74542977.pdf.

Страница обновлена: 13.01.2024 в 21:42:03