Взаимодействие собственных детей и приемного ребенка с ОВЗ в замещающей семье: к проблеме подготовки специалистов-коммуникаторов

Декина Е.В., Самсонова Г.О.
Interaction of own children and the reception child with hia in the substitutional family: to the problem of preparation of communicator specialists - View in English
Статья в журнале
Об авторах:

Декина Е.В.1, Самсонова Г.О.2
1 Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого
2 Московский научно-практический центр медицинской реабилитации, восстановительной и спортивной медицины

 Скачать PDF

Аннотация:
В статье рассматриваются особенности профессиональной подготовки педагогов-психологов к взаимодействию с замещающей семьей. Анализируются основные проблемы функционирования замещающих семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. На основе результатов собственных исследований выявлены основные мишени психологической помощи замещающим семьям. Представлены направления профессиональной подготовки будущего педагога-психолога к работе с замещающей семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. При этом акцент сделан не только на работу с приемным ребенком, но и на решение проблем психологической адаптации здоровых детей в замещающей семье, принявшей на воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Результаты проведенного исследования являются основой для определения дальнейших направлений психолого-педагогической работы с замещающими семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья. Материалы статьи могут быть использованы студентами-бакалаврами психолого-педагогических направлений подготовки, исследователями и практиками, занимающимися вопросами профессиональной подготовки педагогов-психологов, организации психологической помощи замещающим семьям с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова:

профессиональная подготовка, замещающая семья, приемный ребенок с ограниченными возможностями здоровья, специалист – коммуникатор, психологическая адаптация
Цитировать публикацию:
Декина Е.В., Самсонова Г.О. Взаимодействие собственных детей и приемного ребенка с ОВЗ в замещающей семье: к проблеме подготовки специалистов-коммуникаторов // Живая психология. – С. 275-286. – doi: 10.18334/lp.5.3.39455

Dekina, E.V., & Samsonova, G.O. Interaction of own children and the reception child with hia in the substitutional family: to the problem of preparation of communicator specialists. Russian Journal of Humanistic Psychology , 275-286. doi: 10.18334/lp.5.3.39455 (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
Арпентьева М.Р. Жизненные перспективы замещающих семей: изучение, особенности, социальная поддержка. / Монография. - Калуга:КГУ им. К.Э. Циолковского, 2016. – 456 с.
2. Асламазова Л.А., Хакунова Ф.П. Замещающая семья как предмет научных исследований // Вестник АГУ. – 2017. – № 3(203). – С. 25-32.
3. Декина Е.В. Особенности психолого-педагогической подготовки специалистов к работе с замещающей семьей, воспитывающей детей с особыми потребностями в развитии // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5. – С. 548. – url: http://science-education.ru/ru/article/view?id=22499.
Михайлова И.А., Сайфутдиярова Е.Ф. Проблема взаимоотношений между приемными и кровными детьми в замещающей семье. Nauka-rastudent.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://nauka-rastudent.ru/28/3367.
Николаева Е.И. Приемная семья — ваш путь к счастью. - М: ЭЛПИС, 2013. – 286 с.
Ослон В.Н. Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещающая семья. - М.: Генезис, 2015. – 368 с.
7. Ослон В.Н., Холмогорова Л.Б. Замещающая профессиональная семья как одна из моделей решения проблемы сиротства в России // Вопросы психологии. – 2001. – № 3. – С. 79-90.
Программа «Комплексные меры профилактики социального сиротства в Тульской области на 2016-2017 годы». Программа семейного летнего палаточного лагеря-интенсива «Мы вместе» (Опыт реализации) – п. Гвардейский, Дубенский р-н, Тульская обл., 2017 г.. – Тула, 2017. – 116 с
Самсонова Г.О., Декина Е.В. Особенности психологической помощи замещающей семье, воспитывающей ребенка с особыми потребностями в развитии, и формирование ценности ответственного родительства. / Монография. - М.: Изд-во Эдитус, 2017. – 260 с.
Самсонова Г.О., Декина Е.В., Осмоловская Н.Е. Современные модели комплексного психолого-психотерапевтической абилитации и психолого-педагогического сопровождения замещающих семей. - М.: Эдитус, 2015. – 120 с.
Семья Г.В. Психологическая защищенность детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях институционализации и замещающей семьи. – 2009. - № 3, – С. 24-32
Спиваковская А.С. Психологическая помощь семьям, взявшим на воспитание детей из государственных учреждений. / Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия. - М.: Просвещение, 1991. – 127-132 с.
Шульга Т.И., Семья Г.В. Особенности сопровождения замещающих семей, воспитывающих детей с ОВЗ. / методические рекомендации. - Москва: МГОУ, 2015. – 202 с.