Опыт применения метода биологической обратной связи для оценки текущего психологического состояния студентов в ходе учебного процесса

Абабкова М.Ю., Леонтьева В.Л.
Experience in applying the biofeedback method to assess the current psychological state of students during the educational process - View in English
Статья в журнале
Об авторах:

Абабкова М.Ю.1, Леонтьева В.Л.1
1 Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

 Скачать PDF

Аннотация:
В статье рассмотрены возможности применения метода биологической обратной связи в исследованиях в сфере образования. В рамках работы была получена объективная оценка свойств психического состояния по данным кардиоритмограммы в реальном времени для оперативного изучения текущего психологического состояния студентов по психофизиологическим признакам. Изучен эффект от воздействия активных методов обучения и учебных материалов на состояние психики студентов. Результатами исследований явились количественные значения параметров текущего психического состояния обследуемого. Серия исследований показала, что применение методики «Оценка текущего психологического состояния» эффективно как с точки зрения получения актуальной информации о состоянии студентов для совершенствования параметров учебного процесса, апробации различных типов учебных материалов, так и для изучения вопросов мотивации студентов, их эмоционального состояния в ходе обучения.

Ключевые слова:

эмоциональная сфера, метод биологической обратной связи, текущее психологическое состояние, кардиоритмограмма, самостоятельное изучение материала
Цитировать публикацию:
Абабкова М.Ю., Леонтьева В.Л. Опыт применения метода биологической обратной связи для оценки текущего психологического состояния студентов в ходе учебного процесса // Живая психология. – С. 33-48. – doi: 10.18334/lp.5.1.38929

Ababkova, M.Yu., & Leontyeva, V.L. Experience in applying the biofeedback method to assess the current psychological state of students during the educational process. Russian Journal of Humanistic Psychology , 33-48. doi: 10.18334/lp.5.1.38929 (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
Анализ состояния и динамики мирового рынка нейротехнологий. Сибирский фронтир. [Электронный ресурс]. URL: http://sibfrontier.ru/wp-content/uploads/2015/04/RVK_Analiz-sostoyaniya-i-dinamiki-mirovogo-ryinka-neyrotehnologiy_2015.pdf ( дата обращения: 09.02.2018 ).
Yucha C., Mongomery D. Evidence-Based Practice in Biofeedback And Neurofeedback. Restoresportsmassage. [Электронный ресурс]. URL: http://www.restoresportsmassage.co.uk/biofeedback-research.pdf ( дата обращения: 09.02.2018 ).
3. Пискун О.Е. Влияние особенностей интеллекта на адаптацию студентов к обучению в техническом вузе // Ученые записки. – 2011. – № 11(81). – С. 123-126.
Ковалевская Е.В. Актуальное психическое состояние старшеклассников в условиях интерактивного обучения. Психологическая наука и образование. [Электронный ресурс]. URL: http://psyedu.ru/journal/2015/2/Kovalevskaya.phtm ( дата обращения: 09.02.2018 ).
5. Величко Т.И. Оценка функционального состояния организма с использованием АПК «АМСАТ-КОВЕРТ» в период сессии у студентов // Живая психология. – 2017. – № 4. – doi: 10.18334/lp.4.4.38654.
Ratanasiripong P., Ratanasiripong N., Kathalae D. Biofeedback Intervention for Stress and Anxiety among Nursing Students: A Randomized Controlled Trial. Heartmath. [Электронный ресурс]. URL: http://www.heartmath.com/wp-content/uploads/2014/04/biofeedback_intervention_stress_nursing_students.pdf.
7. Chaló P., Pereira A., Batista P., Sancho L. Brief Biofeedback Intervention on Anxious Freshman University Students // Applied Psychophysiology and Biofeedback. – 2017. – № 3. – С. 163-168. – doi: 10.1007/s10484-017-9361-5.
Oman D., Shapiro S. L., Thoresen C. E., Plante T. G., Flinders T. Meditation Lowers Stress and Supports Forgiveness Among College Students: A Randomized Controlled Trial. Academia. [Электронный ресурс]. URL: https: // www.academia.edu/1121114/Meditation_lowers_stress_and_supports_forgiveness_among_college_students_A_randomized_controlled_trial ( дата обращения: 09.02.2018 ).
Gustainienė L., Perminas A., Pečiulienė I., Jarašiūnaitė G. Effectiveness of progressive muscle relaxation and biofeedback – assisted relaxation in reducing perceived stress among students with regard to personality features. International Journal of Psychology: A Biopsychosocial Approach. Ejournals. [Электронный ресурс]. URL: https: // ejournals.vdu.lt/index.php/IJPBPSA/article/view/48 ( дата обращения: 09.02.2018 ).
Вартанова Т.С. Применение метода биологической обратной связи в практике зарубежного здравоохранения, социальной помощи и образования. / Сборник статей «Общие вопросы применения БОС». - Санкт-Петербург: АО «Биосвязь», 2008.
Salam U.B., Abdul Wahab M.N. Drug Addiction Students and Heart Rate Variability Biofeedback. A Study on Solat Effect. [Электронный ресурс]. URL: http://wseas.us/e-library/conferences/2013/Malaysia/EDUETE/EDUETE-15.pdf ( дата обращения: 09.02.2018 ).
Пискун О.Е., Петрова Н.Н., Фролов Б.С., Овечкина И.В., Бондарчук И.Л. Опыт применения методики объективной оценки текущего психологического состояния и свойств личности ПАК CMS для оценки уровня адаптации и риска кризисных состояний студентов иностранного факультета СПб ГТУ // Кризисные состояния: современные подходы к оказанию специализированной медицинской помощи: современные подходы к оказанию специализированной медицинской помощи : сборник научных статей / XX Клинические Павловские чтения, 21 апр. 2016 г. ; [сост.: Ю.Р. Палкин, Д.В. Ковпак]. Санкт-Петербург, 2016. – С. 118.
Гафуров Б. Г., Махкамова Н. У., Овечкина И. В. Экспериментальной исследование применимости ПАК «CMS» в неврологической клинике. Bsfrolov. [Электронный ресурс]. URL: http://bsfrolov.narod.ru/publication_files/Nevropatology.pdf ( дата обращения: 09.02.2018 ).
Опросник PEN. [Электронный ресурс]. URL: http://azps.ru/tests/2/tt23.html. ( дата обращения: 09.02.2018 ).
15. Абабкова М.Ю., Леонтьева В.Л. Адаптация иностранных студентов на семинарских занятиях в мультикультурных группах // Россия в глобальном мире. – 2014. – № 5(28). – С. 13-17.
16. Абабкова М.Ю., Леонтьева В.Л. Исследование эмоционального состояния студентов на основе метода биологической обратной связи // Образование и наука. – 2017. – № 7. – С. 60-76. – doi: 10.17853/1994-5639-2017-7-60-76.
Будущее образования: глобальная повестка. Global Education Futures Forum. [Электронный ресурс]. URL: http://www.edustandart.ru/wp-content/uploads/2015/11/Budushhee-globalnogo-obrazovaniya.pdf ( дата обращения: 09.02.2018 ).