Анализ положения политики открытого доступа в казахстанской науке

Искаков А.Е., Вечкинзова Е.А.
Analysis of Open Access Policy in Kazakhstan Science - View in English
Статья в журнале
Об авторах:

Искаков А.Е.1, Вечкинзова Е.А.1
1 Корпорация Казахмыс

 Скачать PDF

Аннотация:
Открытый доступ к научной информации является неотъемлемой составляющей современной науки, обеспечивающей беспрепятственный обмен результатами научной деятельности и способствующий научной коллаборации. Уровень качества и скорости научной коммуникации во многом влияет как на качество проводимых исследований, достоверность их результатов, так и на развитие академических сообществ и отраслей национальной экономики.
В рамках настоящей статьи представлены промежуточные результаты анализа позиций казахстанских организаций и исследователей в международных инициативах в сфере открытого доступа к результатам научной (научно-технической) деятельности, а также нормативно-правовым актам и регламентирующим документам, описывающим государственную политику в сфере образования и науки в части поддержки информационной инфраструктуры.
Изучены реализовавшиеся ранее и действующие казахстанские проекты в сфере открытого доступа, а также основные нормативно-правовые акты и программные документы, регламентирующие развитие науки в Республике Казахстан. В ходе исследования также было изучено фактическое положение политики открытого доступа в казахстанских научных периодических изданиях и выявлено наличие системных методологических проблем в части управления программами и проектами в Министерстве образования и науки Республики Казахстан.

Ключевые слова:

экономика знаний, научные коммуникации, открытый доступ, Open Access, исследовательская инфраструктура
Цитировать публикацию:
Искаков А.Е., Вечкинзова Е.А. Анализ положения политики открытого доступа в казахстанской науке // Научная периодика: проблемы и решения. – С. 7-19. – doi: 10.18334/nppir.7.1.38335

Iskakov, A.E., & Vechkinzova, E.A. Analysis of Open Access Policy in Kazakhstan Science. Scholarly Communication Review , 7-19. doi: 10.18334/nppir.7.1.38335 (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241




Открытый доступ [1] к результатам научной деятельности является одним из составляющих элементов катализации процесса трансферта и коммерциализации технологий посредством обеспечения информационного фундамента для взаимодействия с производственными и коммерческими структурами [2] (Schweitcer, Merser, 2007). Данный эффект достигается за счет того, что исследователи получают дополнительный способ продвижения своих продуктов и решений «от лаборатории до рынка» и позволяют охватить более широкую аудиторию. Внедрение политик открытого доступа в казахстанских научно-исследовательских организациях и изданиях несет инфраструктурное значение в работе по достижению целей инновационного, научно-технологического развития, стоящих перед национальной наукой [2] (Schweitcer, Merser, 2007), к которым мы относим следующие направления:

· создание условий для информатизации и цифровизации исследовательской деятельности;

· поддержка высокого уровня преподавания и менторства в высшем образовании;

· поддержка профессиональных научных обществ, промышленных ассоциаций и академий наук;

· укрепление этики научно-технологической деятельности.

Рассмотрим потенциальную заинтересованность государства в реализации политики открытого доступа. Помимо оптимизации структуры и объема расходов на поддержание и развитие научной информационной инфраструктуры – обеспечение читателей доступом к научным базам данных, плата за публикации и т.д., государство получает дополнительный инструмент в инновационном развитии экономики. Данный эффект достигается посредством создания среды для развития экспертных систем, баз знаний, аналитических проектов и т.д. Также весьма значимым аспектом открытого доступа, также обеспечивающего транспарентность научной деятельности, является оперативная экспертиза результатов научной деятельности со стороны широкой аудитории.

С точки зрения делового сообщества, реализация политики открытого доступа также имеет экономический интерес. В данном контексте он выражается посредством создания возможности для мониторинга актуальных трендов, идей и исследований, которые могут быть коммерциализированы. Также открытый доступ обеспечивает доступность рынка труда для академического сообщества, представители которого могли бы помогать в развитии наукоемких производств и привлекаться в качестве экспертно-консультативных субъектов.

Академическое сообщество как первичный бенефициар политики открытого доступа получает оперативный и эффективный инструмент обмена информацией и получения обратной связи от коллег и представителей бизнеса. Согласно результатам исследований Р. Пэррота, Т. Хармера и Р. Льюиса [3] (Perrott, Harmer, Lewis, 2008), средний показатель цитируемости научных статей, размещенных в открытом доступе, в среднем выше, чем у статей не находящихся в открытом доступе. Кроме того, размещение научной статьи в изданиях или сервисах открытого доступа позволяет закрепить приоритет, заявить об авторстве на идею и получить защиту от плагиата. Увеличение скорости обмена информацией и знаниями способствует развитию как отдельных отраслей науки и техники, так и междисциплинарных направлений исследований.

Семячкиным Д.А., Сергеевым М.А. и Кисляк Е.В. выдвинута следующая классификация потенциальных направлений развития открытого доступа в развивающихся сообществах: консервативный и инновационный пути [4] (Semyachkin, Sergeev, Kislyak, 2015). Оба пути основаны на применении открытых лицензий и открытых данных.

Консервативный («золотой») путь характеризуется созданием репозиториев открытого доступа, представляющих доступ к размещенной на них информации без каких-либо ограничений. Главным недостатком данного пути является необходимость прохождения материала через отбор, рецензирование, публикацию в журнале и период эмбарго (до 5 лет) и только последующее размещение в репозитории открытого доступа.

Инновационный («зеленый») же путь предписывает трансформацию имеющихся научных журналов в журналы открытого доступа, либо создание новых изданий. В сравнении с консервативным путем, материалы, направленные в журналы открытого доступа, размещаются в виде препринтов для последующего открытого рецензирования экспертным сообществом.

АО «Национальное агентство по технологическому развитию» провело Первый Национальный научно-технологический форсайт 2010-2012 гг. по заданию Министерства индустрии и новых технологий Республики Казахстан. На основе его результатов к одним из наиболее приоритетных направлений развития отнесено направление «технологии информатизации и ИКТ» [5] (Shevchenko, 2014), под которым подразумевается как создание ИТ-сервисов для нужд субъектов национальной экономики, так и содействие в совершенствовании бизнес-процессов посредством их информатизации и цифровизации. Следовательно, переход к политике открытого доступа посредством веб-сервисов соответствует приоритетам перспективного развития.

Основываясь на работах Ан Е.А. [6] (An, 2014), Енина Ю. [7] (Yenin, 2012) и Колос Е.А. [8] (Kolos, 2014) мы можем утверждать, что процессы развития трансграничных консорциумов и кластеризации также во многом зависят от информационной инфраструктуры объединений. Данная зависимость заключается в необходимости оперативного обмена информацией и координации субъектов кластера как единой системы инновационного развития. Особое место занимает открытый доступ и в деле борьбы с некорректными заимствованиями, т.к. служит открытым источником (базой данных) для проверки рецензируемых материалов на факт наличия плагиата [9] (Nurseit, 2015).

В то же время, Шраер А.В. [10] (Shrayer, 2011) и Стерлигов И. [11] (Sterligov, 2010) отмечают значимость информационного обеспечения в развитии технологических платформ как инструмента интеграции научного пространства для сокращения фрагментарности исследовательской деятельности и укреплению связей с реальным сектором экономики. Как отмечают Вечкинзова Е.А. и Петренко Е.С. [12] (Vechkinzova, Petrenko, 2016), развитие регионов во многом зависит от баланса между подготовкой кадров, проведением научных исследований и реализацией стратегий развития субъектов промышленности и предпринимательства. Таким образом, мы можем заключить, что политика открытого доступа как инструмент развития науки имеет весьма обширный потенциал.

Первым рассматриваемым документом в рамках изучения степени участия казахстанских деятелей и организаций в движении открытого доступа является Будапештская инициатива, провозглашенная 14 февраля 2002 г. Данный документ является первым международным соглашением в сфере открытого доступа и представляет собой результат деятельности рабочей группы Open Society Institute (англ. – Институт открытого общества).

По состоянию на 20.06.2017 г. общее количество подписантов Будапештской инициативы составляет 6047 физических лиц и 952 организаций [13], из которых только 5 человек, включая одного из авторов настоящей статьи, являются гражданами Республики Казахстан. Ни одна казахстанская организация не является официальным сторонником Будапештской инициативы.

На основе Будапештской инициативы были разработаны аналогичные региональные проекты в таких городах как Амстердам, Пекин, Вашингтон, Сингапур, Сеул, Кейптаун, Франкфурт, Женева, Хельсинки, Стамбул и др. [14]. Среди данного перечня имеются такие города как Белгород и Санкт-Петербург, но нет ни одной локации Республики Казахстан.

Рассмотрим ряд региональных инициатив открытого доступа, являющихся наиболее известными и масштабными по своему охвату.

Второй инициативой в сфере открытого доступа, которую мы далее рассмотрим, является Bethesda Statement on Open Access Publishing (англ. – Бетесдское заявление об открытом доступе к публикациям), реализованное на базе Howard Hughes Medical Institute (англ. – Медицинский институт Говарда Хьюза, США). Основные ее положения были описаны в ходе однодневной встречи инициативной группы, прошедшей 11 апреля 2003 г. Участниками встречи являлись 24 представителя организаций, финансирующих научные исследования, академических организаций, библиотек и научных сообществ. Следует отметить, что авторы данной инициативы выражали собственное мнение, не являющееся официальной позицией их организаций на тот момент.

Следующим документом, декларирующим позицию научных сообществ, рассматриваемым в рамках настоящей статьи является Berlin Declaration Open access to knowledge in the sciences and humanities (англ. – Берлинская Декларация об открытом доступе к научному и гуманитарному знанию). Берлинская декларация появилась 22 октября 2003 г., она была основана на принципах Будапештской инициативы, European cultural heritage online charter (англ. – Хартия Европейского культурного наследия в интернете) [15] и Бетесдского заявления.

По состоянию на 19.05.17 г. данную декларацию поддержали 588 организаций [16], рассмотрим их географическое распределение (см. Рис.1).

Описание: Описание: Описание: Описание: C:\Users\AzizI\Downloads\карта только с цветами.jpg

Рисунок 1. Географическое распределение подписантов Берлинской Декларации: синий – от 1 до 4 организаций, зеленый – от 1 до 20 организаций, красный – от 26 до 94 организаций

* Составлено авторами по материалам Цифровой библиотеки Общества Макса Планка

В дополнение к рисунку следует отметить, что среди подписантов Берлинской декларации нет ни одной казахстанской организации, при этом декларацию поддержал ряд организаций из таких стран как Барбадос, Гана, Лаос, Руанда, Уганда, Зимбабве и др. В то же время, Испания представлена 54 организациями, США – 50, Италия – 93, а Германия – 94 организациями.

Само по себе количество людей и организаций, поддерживающих инициативы открытого доступа, не может являться объективным параметром оценки уровня внедрения принципов открытого доступа в распространении научной информации в том или ином регионе или государстве. В связи с этим, для определения текущего состояния политики открытого доступа в научной среде Казахстана обратимся к независимой статистической информации, агрегируемой проектом «The Ranking Web of World repositories» (англ. – Рейтинговая сеть мировых репозиториев) [17].

Согласно данному рейтингу, составленному в январе 2017 г., в Республике Казахстан функционирует 7 репозиториев, индексированных сервисом; рассмотрим их положения в рейтинге согласно характеристикам оцениваемым данным сервисом (см. табл. 1).

Таблица 1.

Наименование организации
Место в Webometrics
Open DOAR
ROAR
Google Scolar
Казахский национальный университет им. Аль-Фараби
1546



Назарбаев университет
1566
+
+
+
Казахский национальный университет им. Асфендиярова
1688



Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева
1877
+
+
+
Алматы менеджмент университет
2062
+

+
Карагандинский государственный технический университет
2099



Казахский национальный аграрный университет
2196



*Составлено авторами по материалам [6]

Репозитории Назарбаев Университета, КазНУ им. Аль-Фараби, ЕНУ им. Л.Н. Гумилева и АлМУ созданы на открытой платформе DSpace, разработанной компанией Hewlett-Packard совместно с библиотеками Массачусетского технологического института [18]. Также данную платформу использует Карагандинский государственный университет им. Е.А. Букетова, однако данный репозиторий отсутствует в рейтинге.

В рейтинге имеется 106 казахстанских вузов, что говорит о том, что индексируемые Webometrics репозитории имеются у 0,06% вузов. К сожалению, мы не можем наблюдать динамику показателей рейтинга, также мы не обладаем информацией касательно сервисов, не представленных в рейтинге (существующих, но не индексированных) и вузах пользующихся сторонними сервисами в качестве репозитория (аутсорсинг).

В Казахстане разработаны и реализуются ряд проектов в сфере открытого доступа, далее представлены их краткие описания и отличительные особенности этих сервисов.

Национальная академическая библиотека Республики Казахстан (далее – НАБРК) имеет собственный проект электронной библиотеки, представляющий собой электронные копии документов, а также базу данных имеющейся в НАБРК литературы на бумажных носителях. Сервис НАБРК предоставляет ряд определенных услуг, для которых характерными особенностями являются:

1. Доступ к ряду сервисов НАБРК осуществляется после регистрации на портале проекта или при личном посещении библиотеки.

2. Имеется возможность предоставления информации об имеющемся в наличии библиотечном фонде и дистанционного заказа литературы.

Казахстанская национальная электронная библиотека (далее – КНЭБ) является проектом Министерства культуры и информации Республики Казахстан, реализованным в рамках государственной Программы снижения информационного неравенства в Республике Казахстан на 2007-2009 годы [19]. Куратором проекта является НАБРК. К отличительным особенностям сервиса следует отнести:

1. Работа с сервисом не требует авторизации.

2. КНЭБ объединяет электронные архивы 51 учебного заведения, государственных библиотек и издательств, представляя пользователям материалы диссертаций, журналов, книг и газет.

3. Пользовательский интерфейс не эргономичен и требует времени для изучения.

Электронная библиотека Национального центра научно-технической информации (далее – ЕЭБ), является проектом Национального центра научно-технической информации и представляет собой ряд инициатив в сфере развития научной ИТ-инфраструктуры науки и наукометрии в Казахстане, к которым относятся:

1. База данных ученых, преподавателей и писателей;

2. Казахстанский индекс цитирования;

3. Предоставление услуг дистанционного обучения;

4. Сведения об учебных заведениях Казахстана.

Главной характерной чертой проекта ЕЭБ является незавершенность проекта, отсутствие поддержки и сопровождения сервиса, недоступность основного функционала и доступа к архиву документов.

Государственная научно-техническая библиотека (далее – РНТБ) представляет пользователям доступ с территории своих региональных филиалов к ряду электронных баз данных, содержащих нормативно-техническую документацию, промышленные каталоги, а также диссертации и описания изобретений. Отличительными чертами РНТБ являются ориентированность техническую документацию и технические науки, а также наличие филиалов во всех 16 областях Казахстана.

Республиканская межвузовская электронная библиотека (далее – РМЭБ) создана консорциумом Министерства образования и науки Республики Казахстан, Ассоциации вузов Республики Казахстан и Ассоциации пользователей научно-образовательной компьютерной сети Казахстана. РМЭБ является агрегатором архивов педагогических изданий, научных журналов, выпускаемых университетами, и защищенных диссертаций. Сервис РМЭБ имеет следующие особенности:

1. Доступ к полному функционалу сервиса ограничен для неавторизованных пользователей – работа с большинством размещенных документов невозможна.

2. Доступ к РМЭБ возможен из библиотек университетов, являющихся членами проекта РМЭБ. Данное ограничение реализовано посредством установления перечня IP-адресов, с которых возможен доступ к сервису.

3. Доступ к РМЭБ вне территории вуза возможен посредством идентификации через Казахстанскую студенческую идентификационную карту или Казахстанскую универсальную карту учебного заведения. Данные карты являются проектом Ассоциации вузов Республики Казахстан, реализуемым с 2009 г. и внедрены только 6 университетами.

4. Доступ к РМЭБ возможен посредством авторизации через социальные сети, авторизация требует указания организации учащимся или работником которой является пользователь, а также ввода ответа на «вопрос дня» публикуемый в соцсетях на страницах РМЭБ.

5. Размещение архива документов в виде сборников (выпуски журналов), без постатейного размещения и возможности поиска по всем документам. Данная особенность не позволяет производить поиск по всем архивам выпусков, что существенно затрудняет работу с информацией.

6. Пользовательский интерфейс не эргономичен и требует времени для изучения.

7. РМЭБ объединяет 106 организаций, представляющих собой университеты, колледжи и библиотеки.

В результате анализа вышеперечисленных проектов был сформулирован ряд общих проблем, присущих всем рассмотренным сервисам в той или иной мере:

1. Отсутствие системного подхода в развитии сервисов и долгосрочных стратегий развития.

2. Системные проблемы в развитии пользовательского интерфейса и анализа пользовательского опыта.

3. Непривлечение частных организаций к созданию, развитию и сопровождению сервисов, как в порядке подряда, так и в рамках государственно-частного партнерства.

4. Часть проектов реализовывались параллельно, новые проекты создавались вместо совершенствования уже существующих.

5. Большинство сервисов предъявляют необходимость регистрации и авторизации, что ограничивает аудиторию и снижает динамику ее прироста.

6. Доступ ко многим сервисам можно осуществить только с территории организации, принимающей участие в реализации проекта.

7. Основная часть периодической научной литературы размещается в архивах по выпускам (едиными файлами, без постатейного размещения), что затрудняет поиск информации.

Рассмотрим ситуацию с внедрением политики открытого доступа с точки зрения научных изданий Казахстана. Согласно Перечню изданий, рекомендуемых Комитетом по контролю в сфере образования и науки Министерства образования и науки Республики Казахстан для публикации основных результатов научной деятельности [20] в Казахстане действует 90 периодических научных изданий. Помимо данных изданий в Перечень входят издания Российской Федерации (ВАК РФ), а также Доклады, Вестники, Известия Академий наук стран СНГ, монографии, авторские свидетельства, свидетельства об интеллектуальной собственности, патенты (включая положительные решения по ним) и предпатенты.

В целях оценки уровня фактического внедрения политики открытого доступа проведем оценку вышеуказанных 90 периодических научных отечественных изданий согласно следующей методике (см. Табл. 2).

Отметим, что такие критерии как наличие в открытом доступе аннотаций, ключевых слов, информации об авторах для 100% размещенных статей, равно как и индексирование (интегрированность) с международными системами научной информации не рассматриваются.

Таблица 2


Критерий
Оценка
1
Наличие официального сайта журнала или издательства (выпускающей организации)
да / нет
2
Наличие информации об издательстве (реквизиты, наименование, адрес, контакты)
да / нет
3
Наличие актуальной и достоверной информации о редакционной коллегии
да / нет
4
Размещение архива выпусков в открытом доступе,
из них:
- постатейно;
- по выпускам;
- по уровню полноты архива.
да/нет
да/нет
да/нет
полный / неполный
*Составлено авторами самостоятельно

Результаты проведенного анализа представлены в следующей таблице (см. Табл. 3).

Таблица 3


Критерий
Оценка
Количество
% от общего
1
Наличие официального сайта журнала или издательства
да / нет
81
90%
2
Наличие информации об издательстве (реквизиты, наименование, адрес, контакты)
да / нет
74
82%
3
Наличие информации о редакционной коллегии
да / нет
62
69%
4
Размещение архива выпусков в открытом доступе,
из них:
- постатейно;
- по выпускам;
- по уровню полноты архива.
да/нет
да/нет
да/нет
полный / неполный
58
14
44
6 / 52
64%
16%
49%
7% / 58%
*Составлено авторами самостоятельно

К приведенным данным следует добавить следующие комментарии, сформулированные в ходе анализа.

· 32 журнала (36%) не ведут онлайн архива выпусков как такового;

· применяемые для размещения архивов выпусков сервисы требуют серьезной работы над пользовательскими интерфейсами;

· некоторые журналы используют flash-инструменты для отображения архива выпусков, что существенно затрудняет поиск информации.

Проведя анализ существующих проектов в сфере открытого доступа и позиции редакций научных журналов, мы можем заключить следующее – реализация политики открытого доступа в Казахстане идет по консервативному пути, согласно классификации Семячкина Д.А., Сергеева М.А. и Кисляк Е.В.

Академическое сообщество Казахстана в лице, как физических лиц, так и организаций практически не представлено среди сподвижников международных инициатив и деклараций открытого доступа к научной информации.

Система государственного планирования в Республике Казахстан имеет системные проблемы с постановкой целей и задач, формированием критериев оценки эффективности и их целевых показателей, что сказывается на эффективности реализации государственной политики, в т.ч. в развитии науки и образования. Результаты исследования показали, что Министерство образования и науки не имеет системного подхода в развитии интернет-сервисов и информационной инфраструктуры, а также не относит реализацию политики открытого доступа к своим целям и задачам в программных документах.

Настоящее исследование будет продолжено с учетом достигнутых промежуточных результатов в направлении анализа стратегий развития научных изданий, академических и исследовательских организаций и их отношении к политике открытого доступа, с целью формирования единой концепции в развитии национальной информационной научной инфраструктуры.

[1] В целях конкретизации применяемых в настоящей статье понятий отметим, что применяемые термины и определения, используются в контексте положений Budapest Open Access Initiative (англ. – Будапештская инициатива открытого доступа) [1].



Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Budapest Open Access Initiative [Электронный ресурс] // Read the Budapest Open Access Initiative – Режим доступа: http://www.budapestopenaccessinitiative.org/read (дата обращения 21.03.17).
2. Швайцер Г., Мерсер Э. М. Наука и технологии в Казахстане состояние и перспективы // Форсайт – 2007 – №2. – С. 60-66. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/nauka-i-tehnologii-v-kazahstane-sostoyanie-i-perspektivy (дата обращения: 21.03.2017).
3. Perrott R., Harmer T., Lewis R. e-Science infrastructure for digital media broadcasting // Computer. – 2008. – Т. 41. – №. 11.
4. Семячкин Д.А., Сергеев М.А., Кисляк Е.В. Возможные пути развития открытой науки в России // Научная периодика: проблемы и решения – 2015 – №2 – С. 89-93. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnye-puti-razvitiya-otkrytoy-nauki-v-rossii (дата обращения: 21.03.2017).
5. Шевченко Е. В. Перспективы научно-технологического развития Республики Казахстан // Вестник ОмГАУ – 2014 – №4 (16). – С. 60-67. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/perspektivy-nauchno-tehnologicheskogo-razvitiya-respubliki-kazahstan (дата обращения: 21.06.2017).
6. Ан Е. А. Кластерный подход к интеграционным взаимосвязям в сферах экономики, науки, образования трансграничных территорий Казахстана и России // Вестник АГАУ – 2012 – №4. – С. 123-127. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/klasternyy-podhod-k-integratsionnym-vzaimosvyazyam-v-sferah-ekonomiki-nauki-obrazovaniya-transgranichnyh-territoriy-kazahstana-i (дата обращения: 21.03.2017).
7. Енин Ю. И. Формирование единого научно-образовательного и производственного пространства в условиях евразийской экономической интеграции // Евразийская Экономическая Интеграция – 2012 – №2 (15). – С. 43-50. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-edinogo-nauchno-obrazovatelnogo-i-proizvodstvennogo-prostranstva-v-usloviyah-evraziyskoy-ekonomicheskoy-integratsii (дата обращения 21.03.17).
8. Колос Е. А. Тенденции и пути развития человеческого капитала и интеллектуального потенциала казахстанского общества // Основы ЭУП – 2014 – №4 (16). – С. 123-127. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/tendentsii-i-puti-razvitiya-chelovecheskogo-kapitala-i-intellektualnogo-potentsiala-kazahstanskogo-obschestva (дата обращения 21.03.17).
9. Нурсеит Н.А. Как поднять высшее образование и науку на новый качественный уровень в Казахстане? // Современные исследования социальных проблем – 2015 – №2 (46). – С. 259-282. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kak-podnyat-vysshee-obrazovanie-i-nauku-na-novyy-kachestvennyy-uroven-v-kazahstane (дата обращения 21.03.17).
10. Шраер А.В. Технологические платформы как инструмент инновационного развития // Креативная экономика – 2011 – №9. – С. 113-118. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologicheskie-platformy-kak-instrument-innovatsionnogo-razvitiya (дата обращения 21.03.17).
11. Стерлигов И. Национальные технологические платформы. Европейский опыт // Acta Naturae (русскоязычная версия) – 2010 – №4. – С. 12-13. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/natsionalnye-tehnologicheskie-platformy-evropeyskiy-opyt (дата обращения 21.03.17).
12. Вечкинзова Е.А., Петренко Е.С. От кластеров к умной специализации: обзор методических подходов // Труды VII Всероссийского симпозиума экономической теории – 2016 – С. 56-57. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=26305499 (дата обращения 21.03.17).
13. Budapest Open Access Initiative - View Signatures [Электронный ресурс] // Budapest Open Access Initiative - View Signatures – Режим доступа: http://www.budapestopenaccessinitiative.org/list_signatures (дата обращения 21.03.17).
14. Budapest Open Access Initiative [Электронный ресурс] // Budapest Open Access Initiative: Frequently Asked Questions – Режим доступа: http://legacy.earlham.edu/~peters/fos/boaifaq.htm (дата обращения 21.03.17).
15. ECHO [Электронный ресурс] // European cultural heritage online charter – Режим доступа: http://echo.mpiwg-berlin.mpg.de/policy/oa_basics/charter (дата обращения 21.03.17).
16. Berlin Declaration – Signatories [Электронный ресурс] // Berlin Declaration – Signatories – URL: https://openaccess.mpg.de/319790/Signatories (дата обращения 21.03.17).
17. Ranking Web of World repositories [Электронный ресурс] // About Us - Ranking Web of World repositories – Режим доступа: http://repositories.webometrics.info/en/About_Us (дата обращения 21.03.17).
18. DSpace [Электронный ресурс] // DSpace – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/DSpace (дата обращения 21.03.17).
19. Программа снижения информационного неравенства в Республике Казахстан на 2007-2009 годы (утверждена Постановлением Правительства Республики Казахстан от 13 октября 2006 года N 995)
20. Перечень изданий, рекомендуемых ККСОН МОН РК для публикации основных результатов научной деятельности (Приложение 1 к приказу председателя ККСОН МОН РК от «10» июля 2012 года № 1082)
21. Гринберг Марк Л. Подводные камни системы публикаций открытого доступа: мнения в разных странах мира // Научная периодика: проблемы и решения – 2014 – №2 (20). – С. 9-20. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/podvodnye-kamni-sistemy-publikatsiy-otkrytogo-dostupa-mneniya-v-raznyh-stranah-mira (дата обращения 21.03.17).
22. Семячкин Д.А., Кисляк Е.В., Сергеев М.А. Научные электронные библиотеки: актуальные задачи и современные пути их решения // Научная периодика: проблемы и решения – 2013 – №2 (14). – С. 10-29. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/nauchnye-elektronnye-biblioteki-aktualnye-zadachi-i-sovremennye-puti-ih-resheniya (дата обращения 21.03.17).
23. Семячкин Д.А. Открытый доступ к науке: мифы и реальность // Университетская книга – 2014 – №3 – С. 82-84. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/otkrytyy-dostup-k-nauke-mify-i-realnost (дата обращения 21.03.17).
24. Буйницкая О.П., Грицеляк Б.И. Институционный репозиторий как средство повышения научного рейтинга преподавателя // Образовательные технологии и общество. 2014 – №1. – С. 408-416. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/institutsionnyy-repozitoriy-kak-sredstvo-povysheniya-nauchnogo-reytinga-prepodavatelya (дата обращения 21.03.17).
25. Богданова И.Ф. Онлайновое пространство научных коммуникаций // Социология науки и технологий. – 2010. – №1. – С. 140-161. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/onlaynovoe-prostranstvo-nauchnyh-kommunikatsiy-1 (дата обращения 21.03.17).
26. Antelman K. Do open access articles have a greater research impact? College and Research Libraries 65. 2004. pp. 372–382. – Режим доступа: http://sci-hub.cc/10.5860/crl.65.5.372 (дата обращения 21.03.17).
27. Willinsky, J. (2006). The access principle: The case for open access to research and scholarship. Cambridge, Mass.: MIT Press, 309.
28. Björk, B. C. Open access to scientific articles: a review of benefits and challenge // 2017. Internal and emergency medicine, 12 (2), 247-253 – Режим доступа: http://sci-hub.cc/10.1007/s11739-017-1603-2 (дата обращения 21.03.17).
29. Carroll, M. W. The movement for open access on law // 2006. Lewis & Clark L. Rev., 10, 741.
30. Beall, J. Predatory publishers are corrupting open access // 2012. Nature, 489(7415), 179.
31. Butler, D. The dark side of publishing // 2013 Nature, 495(7442), 433.
32. De Roure D., Jennings N. R., Shadbolt N. The semantic grid: A future e-science infrastructure //Grid Computing-Making the Global Infrastructure a Reality. – 2003. – С. 437-470.
33. Rao N. S. et al. Networking for large-scale science: Infrastructure, provisioning, transport and application mapping //Journal of Physics: Conference Series. – IOP Publishing, 2005. – Т. 16. – №. 1. – С. 541.