Оценка рисков экономической дезадаптации работающей и учащейся молодежи в контексте психологического содержания экономической социализации

Розумейко И.С.
Assessment of the risks of economic disadaptation of working and studying youth in the context of the psychological matter of economic socialization - View in English
Статья в журнале
Об авторах:

Розумейко И.С.1
1 Новосибирский государственный технический университет

 Скачать PDF

Аннотация:
В статье описаны представления об экономической адаптации индивидов. Проанализированы исследования современных российских ученых на тему экономической адаптации личности и рассмотрены их результаты. Рассмотрено понятие экономической социализации в контексте адаптации личности. Представлены результаты пилотажного эмпирического исследования отношения к деньгам молодежи как фактора экономической социализации в контексте рисков экономической дезадаптации личности. Объектом исследования выступает экономическая социализация студентов, предметом исследования является отношение к деньгам в группах учащейся и работающей молодежи как фактор экономической социализации молодежи. В результате эмпирического исследования были обнаружены различия между группами учащейся молодежи с опытом работы и студентов без опыта работы. Автор делает вывод, что в целом для молодежи характерны высокая значимость денег, стремление к экономии, тенденция воспринимать деньги как отражение их способностей и усилий, при этом работающие студенты в большей степени имеют отрицательное эмоциональное отношение к деньгам, а студенты, которые только учатся, чаще проявляют неадекватное отношение к ним. По итогам пилотажного исследования автор полагает, что риску экономической дезадаптации среди работающей молодежи в большей степени подвержены студенты, которые испытывают сложности в организации повседневной деятельности, чувствуют себя неспособными изменить складывающиеся обстоятельства. Среди учащейся молодежи к группе риска экономической дезадаптации можно отнести студентов, имеющих ограниченное количество доверительных отношений с окружающими.

Ключевые слова:

экономическая психология, экономическая адаптация, экономическое поведение молодежи, психология денег
Цитировать публикацию:
Розумейко И.С. Оценка рисков экономической дезадаптации работающей и учащейся молодежи в контексте психологического содержания экономической социализации // Живая психология. – С. 83-92. – doi: 10.18334/lp.4.1.37988

Rozumeyko, I.S. Assessment of the risks of economic disadaptation of working and studying youth in the context of the psychological matter of economic socialization. Russian Journal of Humanistic Psychology , 83-92. doi: 10.18334/lp.4.1.37988 (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241




Введение

В современном мире с каждым годом происходят различные изменения во многих жизненных сферах. Смена условий жизни может происходить настолько быстро, что люди могут не успевать адаптироваться к предыдущим новшествам, когда уже необходимо адаптироваться к следующим изменениям. Попытки управлять происходящим на основе старых методов решения проблем часто являются непродуктивными в период нового времени, что может вызвать различного рода отрицательные последствия психологического характера. В случае, если индивид не смог адаптироваться к экономическим реалиям современного общества, у него могут проявиться такие формы девиантного экономического поведения, как азартные игры, шопоголизм (стремление человека регулярно совершать импульсивные покупки с целью получения удовольствия), клептомания [8] (Tomilov, Ivanova, 2016).

В условиях трансформирующегося общества особую роль приобретает социально-экономическая адаптация, связанная с проблемами приспособления человека к экономическим и организационным изменениям, рожденным новыми рыночными преобразованиями в России [1] (Bessarabova, 2013).

Основная часть

Экономическая адаптация – это сложный процесс усвоения новых социально-экономических норм и принципов экономических отношений индивидов [10] (Chikarina, 2009). Человек в ходе социально-психологической адаптации изменяется и как может, как умеет, подстраивается под окружающие условия. В процессе социальной адаптации происходит приведение индивидуального и группового поведения в соответствие с господствующей системой норм и ценностей. По сути, речь идет о поиске наиболее адекватного для данной ситуации механизма мобилизации личностных ресурсов, приобретении новых знаний, навыков и умений [9] (Kholostova, 2012).

В работе О.С. Дейнека на индивидуальном, личностном, уровне были выделены психологические черты, влияющие на степень адаптации к рынку: темперамент (энергетическая одаренность, стрессоустойчивость; интеллект и способности: гибкость, развитые внимание и память, поверхностность мышления), характер (дробность характера, развитые волевые качества), выраженность мотива достижения, межличностное общение, групповые процессы (усиление роли малых групп для личности и снижение роли больших групп), морально-нравственные свойства: этика (в различных группах человек может придерживаться различных этических норм) [3].

Ю.М. Пасовец в ходе опроса 500 человек в 2014 году в Курской области были определены ключевые личностные ограничения адаптации населения в экономической сфере жизнедеятельности. В результате к числу своих личностных качеств, которые препятствуют успешной экономической адаптации, респондентами были отнесены такие черты, как несклонность к риску, нежелание менять уже сформированные ценности и жизненные принципы, незнание законов рынка и рыночных отношений, отсутствие деловой хватки, страх перед нововведениями, неуверенность в своих силах, лень [6] (Pasovets, 2013). Таким образом, мы можем сделать вывод, что в качестве препятствий успешной экономической адаптации в основном респондентами были названы когнитивные компоненты (представления о своих способностях, ценностях и знаниях), особенности экономического поведения (следование определенным жизненным принципам и привычкам), эмоциональные характеристики (страх и неуверенность).

В контексте изучения экономической адаптации важную роль играет понятие «социализация», так как адаптация является важнейшим механизмом социализации. Социально-экономическая адаптация является необходимой составляющей процесса социализации человека с позиции овладения навыками поведения в экономическом пространстве общества. Важным направлением изучения процесса адаптации является анализ факторов, определяющих адаптационный потенциал индивида. Среди таких факторов рассматриваются психологические, социально-экономические и демографические [2] (Vinokurov, 2009). Например, семья как институт социализации имеет сочетание всех вышеуказанных факторов, что обусловливает существование различий в экономической социализации и социально-психологической адаптации у подростков из полных и неполных семей, которые проявляются в низкой значимости интереса к материальной стороне жизни в случае убежденности в предопределенности будущего у подростков из неполных семей, а также в большей решительности и склонности претворять свои планы в жизнь у подростков из полных семей [5, С. 71–72] (Ivanchenko, 2010a; P. 71–72). Данные результаты могут приводить к низкой эффективности труда у работников, воспитанных в неполных семьях, если у них преобладает представление, что они ничего не могут изменить, при этом работники, чья социализация проходила в полной семье, могут быть более рискованными, в том числе в своей профессиональной деятельности.

Мы полагаем, что психологическое содержание экономической социализации может лежать в основе экономической адаптации субъекта, в связи с этим объектом нашего пилотажного исследования выступает экономическая социализация студентов, так как эта группа в отличие от школьников уже способна самостоятельно себя обеспечивать в финансовом плане.

Предметом исследования является отношение к деньгам в группах учащейся и работающей молодежи как фактор экономической социализации молодежи.

Программа эмпирического исследования включает следующие методики:

· методика «Отношение к деньгам» А. Фенема в адаптации А.Н. Татарко [7] (Tatarko, 2012);

· методика ценностных ориентаций Е.Б. Фанталовой;

· авторская анкета Т.В. Дробышевой, которая включает установки на соблюдение нравственных норм в достижении высокого финансового статуса, социально-демографические характеристики, оценки объективного экономического статуса семьи;

· шкалы методики К. Рифф «Психологическое благополучие».

В работе выделены группы респондентов-студентов, в возрасте от 20 до 23 лет, различающиеся по критерию «наличие/отсутствие опыта работы». Таким образом, в исследовании приняли участие 27 студентов, из них 14 студентов имеют опыт работы, 13 студентов – без опыта работы. Обоснование данной выборки определялось представлениями о различиях в уровне экономической зрелости молодых людей.

Оценка уровня студентами своего материального благосостояния и удовлетворенности материальным благосостоянием, полученная из блока вопросов авторской анкеты Т.В. Дробышевой с оценками объективного экономического статуса семьи, показала несоответствие данных. Уровень оценки материального благосостояния заметно выше, чем удовлетворенность от этого материального благосостояния, как отдельно по группам, так и в целом.

Было выявлено, что студенты испытывают затруднения при обращении с деньгами, а также проявляют иррациональное поведение и придают деньгам повышенное значение в жизни, испытывают тревогу и чувство вины при обращении с деньгами. При анализе мы опирались на 5 основных факторов «Шкалы денежных убеждений и поведения» А. Фенема, которые выделяются автором при факторном анализе опросника: «Одержимость» (Obsession), «Власть» (Power), «Экономия» (Retention), «Безопасность» (Security), «Неадекватность» (Inadequacy).

Рисунок. Средние значения основных факторов «Шкалы денежных убеждений и поведения» А. Фенема в группах учащейся и работающей молодежи

Источник: Составлено автором

Полученные средние значения основных факторов «Шкалы денежных убеждений и поведения» А. Фенема в группах учащейся и работающей молодежи (рисунок) говорят о разном восприятии денег в данных группах, а именно: у студентов без опыта работы более высокая выраженность средних значений по шкалам «Обсессия» (одержимость деньгами) и «Неадекватность» по сравнению с работающими студентами. У студентов с опытом работы больше выражены значения по шкале «Деньги как зло». Наиболее выраженными для обеих групп оказались значения по шкалам «Сохранение/экономичность», «Обсессия» и «Деньги по усилиям». Это означает, что в целом для молодежи характерны высокая значимость денег, стремление к экономии имеющихся в их распоряжении финансовых ресурсов, тенденция воспринимать деньги как отражение их способностей и затраченных на трудовую деятельность усилий, при этом работающие студенты в большей степени имеют отрицательное эмоциональное отношение к деньгам, а студенты, которые только учатся, чаще проявляют неадекватное отношение к деньгам. Полученные результаты соотносятся с выводами М.А. Винокурова, который, опираясь на данные опроса, проведенного в рамках RLMS-HSE в 2009 г., утверждает, что среди молодежи (люди до 20 лет) доля респондентов, которым деньги нужны прежде всего для удовлетворения гедонических потребностей, т. е. для наслаждения, удовольствия от жизни, составляет около 42 % [2] (Vinokurov, 2009).

Рассмотрим более подробно полученные результаты отдельно на группах работающей и учащейся молодежи.

Работающая молодежь имеет следующие характеристики отношения к деньгам как фактора экономической социализации:

· Работающим студентам важно иметь профессиональную деятельность, связанную с их личностным и профессиональным развитием, при этом стимулирующая составляющая в виде зарплаты должна быть справедливой, то есть соотноситься с их представлениями о затраченных усилиях на работе или способностями в этой профессиональной сфере (r = 0,59, p < 0,05).

· Студенты, которые характеризуются как люди, которые испытывают сложности в организации повседневной деятельности, чувствуют себя неспособными изменить складывающиеся обстоятельства, часто недооценивают значимость денег, не стараются экономить (r = -0,56, p < 0,05). Такой человек может использовать деньги и вещи для демонстрации своего отношения к людям, он обычно старается одеваться и покупать вещи в соответствии с ожиданиями окружающих, часто не обращает особого внимания на то, куда тратит деньги.

· Студент, который обладает чувством непрекращающегося развития, открыт новому опыту, изменяется в соответствии с собственными познаниями и достижениями, считает, что деньги достаются человеку по его способностям и затраченным усилиям (r = 0,54, p < 0,05).

· Работающие студенты готовы трудиться больше, прикладывать серьезные усилия, оставаться после работы для выполнения трудовой деятельности ради того, чтобы впоследствии иметь власть над другими людьми (r = 0,54, p < 0,05).

По аналогии с работающей молодежью рассмотрим результаты исследования экономической социализации учащейся молодежи.

В результате исследования нами было обнаружены следующие особенности экономической социализации учащейся молодежи:

· Учащаяся молодежь, не имеющая опыта работы, для которых значимы дружеские отношения, хорошо контролирует свое финансовое положение и адекватно обращается с деньгами (r = -0,60, p < 0,05), то есть легко принимает решение о собственных покупках, покупает только нужные вещи и не чувствует вины, когда тратит деньги.

· Творческие студенты, не имеющие работы, имеют представления о том, что им должны платить по способностям, но при этом с деньгами у них связаны отрицательные эмоции (r = 0,58, p < 0,05).

· Студенты, которые считают, что деньги – это средство, с помощью которого можно воздействовать на других людей и достигать таким образом своих целей, а также могут использовать деньги для того, чтобы управлять, запугивать и «покупать» людей собственной щедростью, гордятся своими финансовыми успехами и стараются не брать денег в долг, характеризуются как люди, которые имеют ограниченное количество доверительных отношений с окружающими: им сложно быть открытыми, проявлять теплоту и заботиться о других; в межличностных взаимоотношениях, как правило, изолированы и фрустрированы; не желают идти на компромиссы для поддержания важных связей с окружающими (r = -0,62, p < 0,05). Иначе говоря, студенты, которые часто покупают ненужные вещи только потому, что на них есть скидка или они модные, которым трудно принимать решение о покупках, которые часто охотно тратят деньги на других людей, но очень неохотно на себя, чувствуют вину, когда тратят деньги, но не комфортно себя чувствуют, пока все не потратят, плохо контролируют свое финансовое положение и считают, что не могут его изменить, характеризуются как люди, которые лишены смысла в жизни, имеют мало целей или намерений; в их жизни отсутствует чувство направленности, они не находят цели в своей прошлой жизни; не имеют перспектив или убеждений, определяющих смысл жизни.

Выводы

Проведенное исследование позволяет нам сделать вывод, что в целом для молодежи характерны высокая значимость денег, стремление к экономии имеющихся в их распоряжении финансовых ресурсов, тенденция воспринимать деньги как отражение их способностей и затраченных на трудовую деятельность усилий, при этом работающие студенты в большей степени имеют отрицательное эмоциональное отношение к деньгам, а студенты, которые только учатся, чаще проявляют неадекватное отношение к деньгам. Это говорит о том, что в целом все участвовавшие в исследовании студенты испытывают проблемы в процессе экономической адаптации. По итогам пилотажного исследования мы можем предположить, что риску экономической дезадаптации среди работающей молодежи в большей степени подвержены студенты, которые испытывают сложности в организации повседневной деятельности, чувствуют себя неспособными изменить складывающиеся обстоятельства. Среди учащейся молодежи к группе риска экономической дезадаптации можно отнести студентов, имеющих ограниченное количество доверительных отношений с окружающими, которым сложно быть открытыми, проявлять теплоту и заботиться о других; в межличностных взаимоотношениях, как правило, изолированы и фрустрированы; не желают идти на компромиссы для поддержания важных связей с окружающими.

Полученные данные могут быть использованы для проведения профилактики иррационального экономического поведения в форме социально-психологического тренинга, что может оказать позитивное влияние на экономику [4] (Ivanchenko, 2010b).



Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Бессарабова Е.Е. Социально-психологические особенности экономического сознания безработной молодежи // Социальная политика и социология. – 2013. – № 5. – С. 95-110.
2. Винокуров М.А. К вопросу о вкладе экономистов в становление экономической психологии // Психология в экономике и управлении. – 2009. – № 2. – С. 7-8.
Дейнека О.С. Экономическое сознание: феноменология, структура и потенциал развития // Культура и экономическое поведение: Сборник научных статей. – М.: МАКС Пресс, 2011. – С. 118-149
4. Иванченко В.А. Возможности социально-психологического тренинга в работе с подростками из неполных семей на базе средней общеобразовательной школы // В мире научных открытий. – 2010. – № 6-2. – С. 60-64.
5. Иванченко В.А. Социально-психологические особенности детей из неполных семей // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. – 2010. – № 2. – С. 69-72.
6. Пасовец Ю.М. Ресурсы адаптации социальных акторов и их типология // Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2013. – № 6. – С. 125-134.
7. Татарко А.Н. Социальный капитал как фактор отношения к деньгам // Психологический журнал. – 2012. – № 3. – С. 96-105.
Томилов Е.В., Иванова Е.С. Гендерные различия социально-психологической адаптации личности // Психология в меняющемся мире: проблемы, гипотезы, исследования: Сборник материалов международной студенческой научно-практической конференции. Челябинск, 2016. – С. 243-247.
Холостова Е.И. Социальная работа с дезадаптированными подростками. - М.: Дашков и К, 2012. – 280 с.
10. Чикарина Л.Я. Решение проблем социально-экономической адаптации населения в контексте государственной социальной политики // Вестник Поволжского института управления. – 2009. – № 2. – С. 153-159.