Системная креативность в законотворчестве и мониторинге права: концепция, технология, программное обеспечение и опыт управленческого проектирования

Шевырёв А.В., Романчук М.Н.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 9 (21), Сентябрь 2008

Цитировать:
Шевырёв А.В., Романчук М.Н. Системная креативность в законотворчестве и мониторинге права: концепция, технология, программное обеспечение и опыт управленческого проектирования // Креативная экономика. – 2008. – Том 2. – № 9. – С. 97-104.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=11619005

Аннотация:
В настоящее время мониторинг права является одним из наиболее важных инновационных инструментов совершенствования системы управления государством и развитием гражданского общества. С его помощью осуществляется обеспечение эффективной системы выработки принятия и реализации государственных решений на этапах: стратегического целеполагания; выработки программы реализации приоритетных направлений государственной политики; законотворческой и законодательной деятельности по ее законодательному обеспечению; подзаконного нормотворчества, правоприменения и осуществления правосудия.

Ключевые слова: инновации, инновационная политика, государственная поддержка инноваций, креативный менеджмент, право



В настоящее время мониторинг права является одним из наиболее важных инновационных инструментов совершенствования системы управления государством и развитием гражданского общества. С его помощью осуществляется обеспечение эффективной системы выработки принятия и реализации государственных решений на этапах:

- стратегического целеполагания,

- выработки программы реализации приоритетных направлений государственной политики,

- законотворческой и законодательной деятельности по ее законодательному обеспечению,

- подзаконного нормотворчества, правоприменения и осуществления правосудия [1].

Законотворчество и мониторинг права являются одной из предметных практик социального управления и должны соответствовать принципам социального управления. Вместе с тем, само социальное управление, испытывая огромные трудности, постепенно переходит к использованию новых, нелинейных принципов управления, вследствие изменения состояния объектов и среды управления (которые становятся все более сложными, нелинейными, неравновесными и открытыми). Управлять такими объектами крайне сложно и сегодня делать это нужно принципиально иначе, используя нелинейные принципы управления.

Нелинейные принципы управления являются «ядром» концепции системно-креативного менеджмента (СКМ) (основные посылки концепции СКМ) [2]:

1) Основная компетенция современного менеджера – эффективная ориентация и поведение в сложных проблемных ситуациях (проблемах);

2) Проблемы являются следствием неадекватности методов познания (управления) текущему состоянию объекта познания (управления) – закон необходимого разнообразия У.Р. Эшби.

3) «Наше мышление создает проблемы, которые мышление того же типа не в состоянии решить» (А. Эйнштейн);

4) Эффективность решения проблем обеспечивается эффективностью (многомерностью) мышления и управления;

5) Эффективность (многомерность) мышления и управления достигается с помощью системно-креативного мышления, лежащего в основе СКМ;

6) Практическая реализация СКМ осуществляется с помощью специальных технологий, реализованных в программных продуктах, которые используются в среде современных интеллектуальных организаций (ИО);

7) Ядром ИО является креативный ситуационный центр (КСЦ);

8) КСЦ предназначен для обучения и развития навыков СКМ (в т.ч. повышения эффективности командной работы)

Они же (посылки), в свою очередь, являются метапринципами для концепции разработки эффективной системы законодательства и мониторинга права.

Основными посылками концепции мониторинга системы законодательства и отдельных законов, а также разработки новых законопроектов в системе существующего законодательства являются:

  • Закон интерпретируется как управленческое решение (УР), направленное на достижение целей в проблемной ситуации.
  • Разработка закона (системы законов) эквивалентна разработке УР (системы УР).
  • Требования к эффективному закону аналогичны требованиям к эффективным управленческим решениям (ЭУР): структурная и метрическая устойчивость, внутренняя и внешняя (системная) непротиворечивость, субоптимизация, самоорганизация, семантическая и лингвистическая ясность и т.д.
  • Закон = законодательная идея + механизм ее реализации (сценарий КВЗ).
  • Закон как оператор (в настоящее время – функция, реактивный подход) от проблемной ситуации, связанной с ним. Закон должен предвосхищать развитие проблемной ситуации, опираясь на ее самоорганизацию – проактивный подход.
  • Система законов – не «дерево» (классическая иерархия), а «паутина»: «все связано со всем!». Используются нелинейные принципы, при которых нарушение баланса в одной «точке» ведет к разбалансировке всей системы, причем «точка» может быть «незначительной». Это означает сильную зависимость от начальных условий. Главное – объективная общественная значимость и субъективная восприимчивость к проблемной ситуации.
  • Ключевая цель закона (системы законодательства) – воспроизводство закона (системы законодательства) – как системы эффективных управленческих решений, путем регулирования системных социальных, психологических и др. типов противоречий.
  • Сегодня менеджмент становится универсальной наукой – пройдя долгий путь от управления трудовыми операциями Ф.У. Тейлора до управления мыслительными (ментальными) операциями нелинейного мышления. У менеджмента появились новый предмет – феномен системной креативности и объект управления – процесс креативного мышления.

    Конкурентным преимуществом является уже не отдельная идея, а сама способность постоянно генерировать и внедрять эти идеи в жизнь. Ключ к конкурентоспособности человека, организации, экономики и страны в целом – это непрерывное творческое развитие.

    Человечеству нужен новый тип мышления – креативный. Формирование человека креативного типа (homo creator) предполагает освоение им принципиально новой культуры мышления и управления. В такой культуре акцент делается не столько на организацию и переработку знаний, сколько на их генерацию [2].

    Рабочее определение креативного менеджмента – системное управление процессом креативного мышления (индивидуального и командного) в рамках оптимального соотношения между линейными и нелинейными принципами управления.

    Рабочее определение креативности – способность генерации нового знания путем расширения и трансформации видения реальности, т.е. креативность – творческое конструирование в режиме самоорганизации процесса мышления.

    Зачем нужна системная креативность в управлении?

    - Многомерное системное видение проблемных ситуаций (генерация необходимого разнообразия – закон У.Р. Эшби);

    - Глубокая переработка уже существующих ресурсов, в т.ч., переосмысление опыта, запертого в старых шаблонах;

    - Недостаточность (недоступность) стандартных решений;

    - Наличие системных проблем («Все связано со всем»);

    - Поиск новых, нестандартных возможностей при решении проблем;

    - Выбор более жизнеспособных решений и т.д. [2]

    В настоящее время, технология проведения мониторинга системы законодательства относительно конкретной проблемной законодательной ситуации следует схеме реактивного подхода:

    логико-лингвистический анализ законодательного документа → переход «по касательной (не затрагивая ядра проблемной ситуации)» к проблемной ситуации → возвращение (коррекция в случае необходимости) законодательного документа.

    На наш взгляд, должна использоваться схема проактивного подхода;

    анализ «ядра» проблемной ситуации с прогнозом ее развития (ее хронотопа, уровня, фазы, агрегатного состояния и т.д.) → формирование законодательного документа (принцип «чистого листа») → его синтаксический, социо-, психо-семиотический (в т.ч. анализ семантического пространства, доминирующего социального характера (Э. Фромм) и т.д.), лингвистический и т.д. анализ → рефлексия процесса формирование законодательного документа → сравнение с существующим (если таковой имеется) законодательным документом → его проекция на проблемную ситуацию → анализ правоприменительной практики → повторение цикла. (рис. 1).

    Рис. 1. Сравнение реактивного и проактивного подходов к мониторингу права

    При разработке законодательного документа должны быть использованы уже упомянутые принципы нелинейного управления, например, принцип, «Идеи, а не вопросы». Обычно при анализе проблемной ситуации «хозяину проблемы» задаются разнообразные, «ощупывающие» проблемную ситуацию, вопросы, что приводит к ее восприятию глазами «хозяина проблемы», что, в свою очередь, ведет к резкому ограничению когнитивной карты проблемной ситуации. Данный принцип предполагает сначала «легкое», эскизное ознакомление с проблемной ситуацией и генерацию предварительных идей для ее разрешения.

    Упрощенная структурная схема мониторинга законодательства, включает в себя анализ системы социальных противоречий (экзистенциальных, экономических, политико-идеологических, духовных, экологических и т.д.) разного уровня (X, Y-противоречия, по терминологии авторов), их соответствие существующей системе законодательства, экспертному и общественному мнению, выраженному через социальный характер и т.д.

    Стратегический анализ проблемной ситуации осуществляется по схеме, представленной на рисунке 2 – анализ макро-, мезо-, микро-среды, диагностика позиций системы (потенциал конкурентной и стратегической позиции) – динамический SWOT-анализ, разработанный авторами.

    Рис. 2. Схема проведения стратегического анализа проблемной ситуации

    Одновременно проводится рефлексия мониторинга. Следует отметить, что существующие экспертизы законодательных актов в самых различных областях права (известных авторам) характеризуются исключительной «бедностью» управленческого инструментария и представления проблемных ситуаций, в т.ч. ее информационно-аналитического описания.

    Законотворчество и мониторинг права является коллективным видом деятельности и предполагают активную командную работу, которая в нашей технологии осуществляется с помощью программы «TeamCreator» - управление индивидуальной и командной креативностью в режиме реального времени.

    Анализ системы законодательства и эффективности ее правоприменения является стандартной частью (как и анализ зарубежного опыта) технологии разработки и реализации любого управленческого проекта, предлагаемой авторами. Подобная технология реализована в программной среде ПК «ТТРП-ЭВРИКА» (свидетельство об официальной регистрации Федеральной службы РФ по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам №2006610693), т.е. мы предлагаем не только концепцию законотворчества и мониторинга права, но также технологию и программное обеспечение ее реализации.

    Программный комплекс ТТРП-ЭВРИКА позволяет:

    - Связать знания пользователей по различным областям управления в единую, постоянно развивающуюся систему знаний, позволяющую интенсифицировать процесс разработки и реализации эффективных управленческих решений (ЭУР);

    - Сформировать и совершенствовать навыки управления и, прежде всего управленческого мышления, при разработке и реализации конкретных проектов, учитывая индивидуальные когнитивные особенности пользователей;

    - Значительно облегчить практическую работу органов управления в ситуационных центрах (см. ниже), перевести их в исследовательский режим;

    - Повысить производительность труда управленческих команд и «чувствительность» пользователей к проблемным ситуациям;

    - Привить вкус пользователей к культуре аналитической работы;

    - Минимизировать затраты на программное обеспечение профессиональной деятельности органов управления (одна интегрированная система для самых разных областей деятельности: экономика, политика, право, социальное управление т. д.); [2]

    Творческим коллективом НИЦ креативного мышления МАЭП разработан оригинальный алгоритм мониторинга законотворчества и правоприменения в среде ПК «ТТРП-ЭВРИКА», каждому блоку алгоритма соответствуют специальные технологии системно-креативного менеджмента и планируемые результаты их использования.

    Очевидно, что подобная технология предполагает специальное организационное, правовое, информационное и программно-техническое обеспечение, которое реализуется в среде ситуационных центров (СЦ – operation room) органов управления, программное обеспечение такой технологии реализуется с помощью программного модуля «Креативный ситуационный центр» (КСЦ), являющегося частью ПК «ТТРП-ЭВРИКА».

    Основные задачи КСЦ:

    - формирование эффективных управленческих команд (по Р.М. Белбину);

    - формирование и развитие у пользователей практических навыков управленческого проектирования;

    - управление командной креативностью в процессе управленческого проектирования в режиме реального времени. [3]

    Командная работа в информационно-технической среде СЦ ведется с помощью уже упоминавшейся выше программы «TeamCreator» на основе современных психотехник стимулирования эффективности командной работы.

    Технология управленческого проектирования, предлагаемая авторами, включает в себя несколько блоков (см. www.ewrika.ru описание ПК «ТТРП-ЭВРИКА») – анализ и прогноз развития проблемной ситуации предполагает построения системы экранов, связанных гиперссылками – до нескольких десятков детализирующих экранов, систематизирующих и визуализирующих проблемную ситуацию.

    Рабочей группой был проведен предварительный концептуальный анализ пилотного проекта федеральной программы «Семья 2008». Мы выбрали регион, разработали конкретный план социологических и социометрических исследований (выделение репрезентативных квот, подготовка вопросов для фокус-групп, анкет и экспертных интервью, методику их анализа, состав рабочих групп и т.д.). Уже сейчас, после проведения предварительного анализа проблемной ситуации, можно сделать вывод о том, что эффективность этой программы будет значительно ниже вследствие выбора некорректных параметров порядка – основного объекта исследования. В настоящее время существующая атомарная семья уже не является ячейкой общества, поэтому необходимо выбрать новый объект управления. По нашему мнению, таким объектом может являться сетевой узел семей, связанных какими-либо общими интересами – воспитание детей, здоровый образ жизни, религия и т.д. (рис. 3). Основная поддержка государства должна быть направлена на подобные сетевые узлы.

    Рис. 3. Различные схемы поддержки семей государством в процессе реализации федеральной программы «Семья 2008»

    Сейчас мы разрабатываем конкретную методику анализа управленческих решений (в т.ч. законодательных) на коррупциогенность, также основанную на предложенной концепции и технологии разработки и реализации эффективных управленческих решений.

    В настоящее время мониторинг права не имеет общепризнанных концепции и технологии своего проведения, основанных на современных методах социального управления, поэтому авторы предлагают активизировать работу по совершенствованию концептуального, информационно-аналитического и программного обеспечения законотворчества и мониторинга права в информационно-технической среде ситуационных центров органов законодательной и исполнительной власти федерального и регионального уровня.

    Разумеется, концепция и технология предлагаемая авторами, носит дискуссионный характер и нуждается дальнейшем развитии.

    На наш взгляд настал момент разработки и принятия специальной государственной программы «Концепция мониторинга права», обеспечивающей разработку единой концепции, в т.ч. понятийного аппарата, технологии,информационно-аналитического и программного обеспечения, а также системы взаимодействия субъектов и участников мониторинга, в т.ч. правовой базы такого взаимодействия.

    Более подробный текст статьи приведен на сайте www.ewrika.ru в разделе «библиотека/статьи».


    Источники:

    1. «Основные итоги реализации программы мониторинга законодательства и правоприменительной практики», Центр мониторинга права при Совете Федерации ФС РФ, Москва 27 июня 2008г;
    2. Шевырев А.В. «Креативный менеджмент: синергетический подход», Белгород: ЛитКараВан, 2007.
    3. Шевырев А.В. Романчук М.Н. Креативный ситуационный центр как эффективный инструмент интеллектуальной организации: концепция, задачи, программное обеспечение, М., сборник трудов РАГС, 2006.

    Страница обновлена: 22.01.2024 в 18:48:32